Победа, затянувшаяся на два года
Николай Алексеевич Кашин, известный всему село Морозове ветеран Великой отечественной войны. О его подвигах рассказывают в местной школе, пишут на страницах газет. Николай Иванович, несмотря на проблемы со здоровьем, сам стремиться к встречам с молодежью, ведь только так можно донести новому поколению ту историю, которую не расскажут в учебниках.
Родился Николай Кашин еще в старом Морозове что ныне находится в зоне подтопления реки Бердь. В 1941 г. он уже учился в Искитиме, в школе фабрично-заводского обучения № 19 на электромоториста.
- Уже с фронта стали приходить похоронки. Мы, несколько человек, пошли в военкомат, чтобы нас добровольно отправили на фронт, но нам в военкомате сказали, что до 18 лет мы не имеем права призвать вас в армию. Нет указаний: если потребуется, то вызовем по повестке, -вспоминает Николай Алексеевич. Но спустя некоторое время, в августе 41 -го, ему и еще нескольким товарищам пришли повестки на собеседование в военкомат. После беседы с призывной комиссией, кто пожелал, тот поехал в Иркутск, учиться в школе авиамехаников.
Уже через 3 дня Николай Кашин ехал в Иркутск, везли всю команду на поезде, суток трое, а то и больше.
- Через несколько дней после прибытия нас стали обучать самолётному делу. Так и все шесть месяцев пролетели незаметно, - рассказывает Николай Алексеевич.
Вот только выпускные экзамены тогда никто не сдал. Что и не удивительно, ведь до войны в эту школу призывали с 10-летним образованием, а срок обучения был 2 года. Но воспитанникам дали поблажку -продлили срок обучения ещё на два месяца, но и это не помогло им сдать сложные экзамены.
В результате, в ноябре 42-го года было решено, всех парней отправлять на фронт. Везли парнишек в разбитых товарных вагонах. На улице мороз, в вагоне лишь одна буржуйка для отопления, которая не очень-то справлялась со своими обязанностями.
- Спали на нарах в 2 этажа. Мне досталось место возле стенки вагона, а там были большие щели, меня продуло, и я заболел. На остановке в Куйбышеве шла врачебная комиссия по вагонам. Меня высадили из вагона и увезли в госпиталь в г.Сызрань, - вспоминает Николай Алексеевич Кашин.
В госпитале у Николая признали двухстороннее воспаление лёгких. С этим диагнозом он пролежал в больнице почти полтора месяца. Из госпиталя направили в выздоравливающий батальон на станцию Инза. Там приболевших солдат немного подкрепили и отправили пешком на Сталинград.
Вышли красноармейцы из Куйбышевской области, затем прошли через Пензенскую, Ульяновскую, Саратовскую, Сталинградскую области, шли только ночью. За то время пока бойцы подходили к Сталинграду, бои в городе уже закончились. Но долго отдыхать им не пришлось - послали на разбор завалов.
- Затем нас повезли ближе к Москве, где формировались воинские части. Нашу часть направили на Западный фронт.Сначала был в пехоте, потом передали в танковую часть, - рассказывает Николай Алексеевич.
За годы войны он прошел множество фронтов: Белорусский, Украинский, Молдавский, Румынский, Венгерский, Австрийский, Чехословацкий.
- 8 мая,
когда мы стояли в Чехославацком городе Брно, под вечер нас вместили на ночлег, в
какой-то большой зал. И вот часов в десять,
на унте открылась сильная стрельба. Командир командует: "В ружье!
На выход!". Когда вышли на улицу, увидели,
что трассирующие пули летят вверх.
Это была победа, от которой невозможно было
сдержать ни радости, ни слез, - вспоминает Николай Алексеевич.
В Чехословакии после официального окончания войны бойцы пробыли еще несколько месяцев. А потом всех повезли домой, по крайней мере, сами солдаты так считали, ровно до тех пор, пока поезд не проехал Новосибирск. Только потом выяснилось, что эшелон идет в Японию.
Доехали до Читы, повернули на Монголию. Поехали по монгольской ветке, доехали до станции Отпор, и там перешли монгольскую границу, дорога обошлась без боёв.
Через Маньчжурию уже по привычке шли своим ходом, так добрели до Китая. Как раз там-то и удалось встретить японцев. Бой, который завязался на территории Китая, продлился до 9 августа 1945 года. - После окончания войны с японцами нас повезли на свою Родину в Советский Союз. До 76-го разъезда доехали, и там продолжали свою службу до марта 1947 года, - вспоминает свое окончание войны Николай Иванович.
Сегодня грудь ветерана Великой отечественной войны буквально увешана наградами. Здесь и "Орден Красной звезды", и "Орден Отечественной войны", и "Два Ордена Славы". Медали: "За Отвагу", "За Победу над Германией", "За Победу над Японией", " За взятие Будапешта", " За взятие Вены", "За освобождение Праги".
Каждый год Николай Алексеевич встречается в Морозовской библиотеке с молодежью и рассказывает о том, что приходилось пережить в непростые годы войны. Вот и в юбилейную 65-летнюю годовщину Победы Николай Кашин не намерен прерывать эту традицию.
Знаменка 30 апреля 2010 г. № 17