<<вернуться к списку

 

Искитимцы—Герои Советского Союза

На днепровской переправе

Степан Иванович Подкопаев родился в 1898 году в деревне Ключи Нижнедевицкого района Воронежской области. Русский. Член партии. С 1920 г. жил и работал в Черепановском, затем в Искитимском районах Новосибирской области. Был активным участником партизанского движения на Алтае. В числе первых вступил в колхоз. Осенью 1941 г.  вместе со старшим сыном Иваном призван в армию Искитимским райвоенкоматом. Был командиром отделения 618-го  саперного батальона 337 стрелковой дивизии, защищал Ленинград. Ранен. После непродолжительного лечения в госпи­тале попал на второй Украинский фронт и закончил вои­ну в столице Австрии — Вене. Награжден орденом Славы III степени многими медалями.

За мужество и  воинское мастерство,  проявленные при форсировании Днепра, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13  ноября   1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза. После   окончания  войны   вернулся   в Сибирь, жил в Искитиме.   Умер   в   1979   году.

 

Среди других бойцов отделения и даже взвода Степан Иванович Подкопаев за­метно выделялся и своим степенным возрастом (ведь ему шел уже пятый десяток), и своей какой-то расчетли­востью, сметкой, умением быстро сориентироваться в обстановке, принять нуж­ное решение. Именно поэ­тому он и был удостоен еф­рейторского звания, назначен командиром отделения и у подчиненных пользовался неоспоримым авторитетом. Начальство называло его хотя и не по-уставному, но, тем не менее, очень уважительно — «ба­тя». Ему самому это нрави­лось, поскольку как бы подчеркивало старшинство.

Послушав политинформацию, Степан Иванович неп­ременно интересовался: «А как там, на Волховском?» И неспроста. На Волховском фронте сражался его сын Иван. Письма приходили ред­ко. Кто его знает, что может случиться за день, за неделю, а тем более за месяц, пока идет это долгожданное письмо? Однако при всех обстоятельствах старший лейтенант Иван Подкопаев, в этом отец не сомневался нисколько, бьется с ненавист­ными врагами, как подобает честному человеку.

Выйдя из госпиталя, Сте­пан Иванович Подкопаев. теперь уже в звании млад­шего сержанта, попал на 2 Украинский фронт, и как раз в такое время, когда наши войска били здесь врага, что называется, и в хвост и в гриву. Бои шли на Киевском направлении. Коман­дуя саперным отделением, младший сержант совместно с разведчиками действовал впереди наступавших подразделений.

Опасность подстерегала на каждом шагу. Местность песчаная. Мину на глаз не обнаружишь, а миноиска­тель не всегда надежный помощник. Саперы стали действовать щупами. Работа эта адская: острием пешни прощупать каждый  клочок земли, даже клочок в размере ладошки руки и только тогда увериться, что иду­щим вслед стрелковым подразделениям, артиллерийским орудиям, повозкам с боеприпасами и ранеными не грозит опасность.

Так добрались до самого Днепра, а, выдвинувшись к реке, за которой на высо­ченном берегу занимали оборону немцы, саперы должны были выполнять задачу еще более сложную и трудную,  настолько трудную, что равной ей, пожалуй, и не было. Предстояло форсировать Днепр, наводить под огнем переправу, обеспечить переброску на­ших войск на западный бе­рег, с которого вновь раз­вернется стремительное и решительное наступление.

— Батя! — сказал ком­бат майор Морковин млад­шему сержанту Подкопаеву. — Ты в нашем подразделении по возрасту самый солидный, да и самый уважаемый, самый опытный. Вот и честь тебе первым форсировать Днепр.

На первой лодке с саперами отчалил Подкопаев. Противник обнаружил смельчаков, когда те уже выса­дились на песчаном откосе. Казалось, что могло уце­леть на «пятачке» под ураганным огнем артиллерии и минометов?

Постепенно, однако, переправлялись и другие. И если стрелковые подразделения на западном бере­гу занимали оборону и вели бой против контратаковавших групп противника, то саперы во главе с Подкопаевым, пренебрегая смертельной опасностью, переправляли через реку новые и новые взводы и роты. За сутки каждый из саперов делал под сильнейшим огнем противника до тридцати рейсов. И так в течение целых десяти дней до тех пор, пока не удалось рас­ширить плацдарм и пока переправа не оказалась в глубоком тылу советских

 

 

Из книги «Звёзды доблести ратной»,

 Западно – сибирское книжное издательство, 1979 г.

Знамя Коммунизма, №32, 23 февраля, 1985 г.