Главная ценность - письмо с фронта
Подвига отцов достойны
Детская память избирательна. Можно не помнить ничего, но отдельными картинками всплывают самые тяжелые моменты. Начало войны Антонина Михайловна Крючкова почти не помнит. Остался образ отца, вернувшегося с работы, и белое-белое полотенце. Больше ничего. Михаил Николаевич тогда собрал веши и ушел на фронт.
Антонина Михайловна родилась в 1937 году в маленькой деревушке Заготскот, где и располагалось отделение совхоза Была она младшей, четвертой, в большой семье Третьяковых, осиротевшей в самом начале войны. Михаил Николаевич погиб в 1941 году где-то на брянщине. Всю тяжесть воспитания, а, по сути дела, просто выживания семьи, взвалила на себя мама Лукерья Петровна
"Она у нас была сильная, - рассказывает Антонина Михайловна. - Только благодаря ее строгости и удалось выстоять. Мама работала в коровнике и целыми днями пропадала на ферме. А нас, детей, всегда загружала работой, несмотря на возраст".
Выживали в годы войны за счет скотины и своего огорода. Лукерья Петровна разбила большой участок в десять соток на части и над каждым поставила командира - одного из своих детей. Даже самой младшей Антонине достался уголочек, на котором должен был царить полный порядок - ни единой травиночки. Вот дети с утра до вечера и работали. А если нужна была помощь на колхозном огороде, то все, как один, шли работать туда. Заготавливали и сено для коровушки. Уйдут с утра в поле и только на закате возвращаются. Соседи говорили Лукерье Петровне: "Третьякова, у тебя сено шевелится, а работников не видно".
Все приходилось делать самим. Весной поле под картошку на быках пахали, а по осени урожай на себе вывозили: возьмут ребятишки по ведру в руки и - домой, кто сколько может. Очень серьезно Лукерья Петровна относилась к учебе. Как приходило время - отправляла детей в школу, хотя и располагалась она в соседних Елбашах. Ни на что мама не смотрела: холодно, далеко, обувь плохая... Понимала, если дети не выучатся, сложно им в жизни придется.
Хорошо запомнила Антонина Михайловна День Победы. Она с одноклассниками пришла в школу, на урок, и тут - такая новость! Учитель выдал детям красный флаг, и все вместе пошли они по глухим деревням, сообщать радостную весть. Шли, кричали: "Победа, победа"! Весь вечер того, счастливого для многих, дня Третьяковы проплакали - с войны ждать было некого. От отца осталось одно письмо. Оно и сейчас - главная реликвия в семье. Антонина Михайловна с трепетом достает его, аккуратно разворачивает пожелтевшие от времени странички.
"Пишу 1941 года, сентября, 30 дня. Письмо от известного вам супруга. Посылаю я вам всем по воинскому сердечному привету. Желаю вам быть здоровыми, хорошими, усердия вам и понятия в учебе вашей. Затем сообщаю вам о своей жизни, что я приехал, жив, здоров. Луша, я хочу знать о том, ездила ли ты в Новосибирск и привезла ли мои шмотки, выкопали ли картошку, засыпали, убрала ли в огороде. А для капусты купи кадку, это важно. Как дела обстоят с телком, куда продали или, может, оздоровился. Продай и пропиши, сколько выбрала денег. Так и сделай. А отцу напиши, может они смогут переехать. Хочу предложить вместе с отцом жить. Пошлите мне посылку, шерстяные носки, газеты и спички. И еще что-нибудь поесть. Пайка хватает, но чего-нибудь домашнего хочется". Вот такое короткое письмо. Но в нем все - и волнение за родных, и переживания, и любовь.
После войны делегация из Искитимского района побывала в брянских лесах, где шли кровопролитные бои, и где, помимо Михаила Николаевича, погибли сотни наших земляков. Тогда ни Лукерья Петровна, ни ее дети, не смогли поехать. Но они побывали на возвращении делегации, когда привезли в Искитим брянскую землю и высыпали у монумента искитимцам, погибшим в годы войны. Теперь на каждый праздник Победы Антонина Михайловна приходит сюда, чтобы вспомнить об отце, рассказать о нем и о том, как жили они в те тяжелые, но героические времена.
Мария Польская.
Искитимская газета 4 марта 2010 г. № 9