<<вернуться к списку

 

Гвозди бы делать из этих людей

Николай Александрович Корнев родился в 1915 году, в день, который через тридцать лет станет для него ещё одной, пожалуй, более важной датой, чем рождение, - 9 мая, в день победы.

- А как началась война помните?

- Меня в армию забрали, в Туркмению направили: там мы душманов немного душили. А тут сидим как-то, приезжает командир, говорит: "Сыночки, война..." Мы толком ничего не поняли, забрали нас и привезли под Ленинград. А в первое время, сама же знаешь, наша
армия все отступала и отступала. Так и мы до само­го Сталинграда бежали. А тут Сталин дает приказ – не сдавать позиции! И стояли до последнего.

- Кстати, как к вождю относились, ведь на смерть же бросал?

- Любили как отца родного, уважали очень. А что приказ? Тогда, если бы и ты
подошла и сказала: "Родненькие, защитите!", пошли бы...

- Расскажите о Сталинградской битве поподробнее.

- А что рассказывать... Страшно там было. В каждом домике - засада, людей день и ночь эвакуировали. В конце концов все было разрушено, сожжено, взорвано. Негде было погреться и спрятаться. Из нашего взвода осталось лишь семь человек. А сколько мирных жителей положено было!.. Но и мы немчуру косили почем зря. Паулюса видели, когда он сдаваться вышел, говорит: "Я в Россию при­шел врагом - выхожу другом". Друг нашелся, богамать! После той битвы всем медали дали.

А поначалу наш герой и стрелять не решался - "ведь люди же", - говорил. Командир как-то к стенке прижал и крикнул: "Немцев жале­ешь, а они мою семью за­живо сожгли, нет у меня те­перь никого!.."

Удалось Николаю Александровичу выйти из того жестокого боя живым. А потом были Смоленск и Ви­тебск, Минск, Москва и Питер, семь зарубежных государств прошел.

- Болгары и югославы нас хорошо встречали, "братушки, родные", - говорили, кормили чем-то вкусным. А войну я закончил в Австрии. Вот где народ живет! Идем по городу, навстречу солдаты, кричат нам: "Братва, бога-мать, война закончилась!" и ну обниматься-целоваться.

Много еще историй поведал старый фронтовик, по­казал ордена и медали, поразмышлял о сегодняшнем нелегком житье-бытье. Удалось кое-что и из мирной жизни солдата узнать. Например, важный факт, требующий уважения и преклонения: Николай Александрович всю свою жизнь проработал слесарем. В какой бы уголок необъятной родины судьба ни закидывала нашего героя - нигде он этой профессии не изменял. И в Искитиме тоже. Двадцать семь лет непрерывно трудился Корнев на заводе "Теплоприбор". "Бывало, дадут пачку чертежей разных, - вспоминает фронтовик, - вот и разбираюсь... Теперь уж не тот завод стал...

Все дальше и дальше от нас годы войны, все реже становятся ряды ветеранов, грудью защищавших род­ную землю. Они же помнят, они каждой клеткой прочувствовали ужас смерти, боль ранений, радость Победы и жажду жизни. Оптимизм, сила духа и необыкновенная стойкость, пожалуй, только в таких людях и сохранились. А мы, вечно спешащие и мечущиеся, мало говорим с ними, почти не слушаем, порой и вовсе не замечаем. История же утекает. Патриотизм, героизм, самоотверженность стали понятиями анахроничными. Нас перестало интересовать прошлое, без которого, как известно, нет будущего. "Что ж такого, - скажут многие, - 55 лет Сталинградской битве, что за великая дата?!" Для Николая же Александровича Корнева и еще, к сожале­нию, уже немногих участников Великой Отечественной, - это крупная дата в опаленной огнем и прочими трудностями жизни. Да и для страны немаловажная, если, конечно, она способна еще помнить своих героев и что с ней было.

И. ЮРЬЕВА.

Искитимская газета, №14, 3 февраля, 1998 г.