<<вернуться к списку

 

Всё легло на плечи женщин

На фотографии 1943 года она выгля­дит девчушкой с пух­ленькими щечками и улыбающимися глаз­ками, хотя ей было в то время уже 22 года.

Сравнив девушку в солдатской форме на маленькой фотогра­фии с сидящей передо мной пожилой жен­щиной, я все же на­шел большое сход­ство между той бое­вой, отчаянной фронтовичкой и пенсионеркой Верой Михайловной Березуевой

 - Началась война. Работала я  в заготзерне. Это было трудное время. Работали на износ, сутками. Помогали колхозам. Сами копали траншеи под деревянные склады, которые начали строить ещё до войны. Были введены продуктовые карточки, но давали по ним только хлеб. Магазины пусты. Мужчин в коллективе по

В мае 1942 года меня вызвали в горсовет и сказали: "Если мы вас в армию возьмем, не бу­дете возражать?" Как я могла возразить, хотя главный бухгалтер и на­мекнул мне, что я могу отказаться. Но пойти на такое даже и мысли не было. Я согласилась - и 10 мая уже была при­звана. Вместе со мной ушли на фронт еще две работницы - Дарья Ми­щенко и Анна Горелкина.

В Новосибирске сфор­мировали женский автополк, и нас стали учить на шоферов. Но через некоторое время погру­зили в эшелон и отпра­вили на Запад. Так я с Дарьей прибыла в Уль­яновск. Анна Горелкина была отправлена на Во­сток еще из Новосибирска.

В Ульяновске стали нас переучивать: одних - на радистов, других - на электромехаников. Я была крепкая, здоровая, работы никакой не боялась и попала в группу, где учили на электриков. Дарья тоже училась со мной.

После учебы мы поехали в Москву, где сформировали часть. Мы с Дарьей попали в отдельную роту связи при штурмовом авиакорпусе. Женщины обслуживали радиостанции и двигатели к ним. Мужчины были команди­рами, шоферами и связистами по проводным линиям. Командира роты, помню, звали Николаем Ивановичем Рубцовым.

В роте сложились теплые, товарищеские отношения. Мужчины и парни не обижали нас, девушек, как могли, берегли. А трудиться нам приходилось много. Часто выезжали на задание. Аппаратура и оборудование стояли на автомашинах. Получив боевое задание, мы выезжали в места дислокации, разворачивали станцию, натягивали антенну.

В составе Первого Украинского, а потом Белорусского фронтов я прошла по дорогам войны через Орел, Минск, Польшу, Германию. Победа застала нас в Брно в Чехословакии. Отсюда мы с Дарьей демобилизовались в июле 1945 год. Приехав в СССР, расстались: она уехала в Талды-Курган, к родителям, а я 24 августам прибыла в Искитим. Встречала меня сестра с мужем и детьми...

После демобилизации Вера Михайловна снова трудилась бухгалтером реализационной базы. Вместе с коллективом поднимала производство, участвуя во всех страдных кампаниях, воскресниках и субботниках. В 1947 году вышла замуж. Муж, Василий Березуев, работал в госсортфонде заготзерна бухгалтером.

Как трудилась Вера Михайловна, можно судить по записям в трудовой книжке. Начиная с первых лет работы в заготзерне, она получала благодарности, денежные премии, равные иногда окладу. Почетные грамоты, несколько раз заносилась на доску Почета и в книгу Почета, имеет десятки  поощрений. Оформилась на заслуженный отдых в 1976 году, но продолжала трудиться до 1979-го. В общей сложности у нее трудовой стаж 43 года. Да какие годы! Пришлось пережить и бедность и потерю родителей, бра­тьев, а в 1974 году - и мужа, о военных годах уж и говорить не прихо­дится.

Все перенесла Вера Михайловна. В свои 76 лет она еще достаточно подвижна, бодра и умудряется помогать детям, внукам и правнукам.

Г. МАКСИМОВ,

Искитимская газета, №73, 19 июня 1997 г.