<<вернуться к списку

Былая радость вспомниться через пучину дней

Все мы помним кадры документальной хроники, от которых холодеет в груди: в полной тишине по Красной площади, чеканя шаг, ровными рядами идут советские солдаты, принесшие долгожданную Победу. 20 дней репетировали они, маршируя на Набережной Москва - реки, обучаясь строевому шагу. Ведь на войне они были за­няты другим - бились с врагом

насмерть, постигая военную науку в каждом бою. А тут надо было предстать перед всем миром, демонстрируя мощь своей страны. Такими они и вошли в историю Великой Отечественной войны - мужественные, подтяну­тые, настоящие герои.

После парада их ждала встреча со Сталиным. Не каждый был удостоен такой чести: на 200 че­ловек выдавалось только три пригласительных билета. Был среди таких счастливчиков и Ва­силий Шибанов.

Победу он встретил в Курляндии. Здесь наши войска отреза­ли от основных сил большую груп­пировку врага, загнав ее на полуостров. 8 мая он, как обычно, взлетел на своем фанерном самолетике, к брюху которого были прицеплены шесть осколочных бомб. И вдруг слышит через наушники приказ - никаких военных действий не предпринимать. Переглянулся летчик со своим штурманом - видно, конец войне. Но еще не вери­лось. Повернули назад. Смотрят, а внизу буйство ликования. Все кричат, обнимаются, стреляют. Сколько боеприпасов вы­пустили в воздух! Понял Шибанов - так сразу не сесть. Пришлось кружок дать, а то можно было под обстрел своих по­пасть.

546 вылетов на счету Василия Наумовича. Много это или мало? На это вопрос он не без юмора отвечает: а ты посчитай до 546 и поймешь - сколько это. Фронтовая удача уберегла его - за всю войну ни одного ра­нения не получил. Но горячих ситуаций было немало. Вылетать приходилось по ночам, днем-то «кукурузник» был слишком доступной мишенью.

И вот однажды во время операции у села Кромы самолет Шибанова замолк прямо над станцией Змеевка (словно бес пошутил). Стал летчик планировать, присматриваясь, где можно посадить самолет. Было бы это на своей территории — плевое дело. А как сесть в тылу врага, да чтоб не заметили? Вот тогда-то Василий и понял, что значат слова: вся жизнь промелькнула в одну минуту. И пока она мелька­ла, опытный летчик успел подремонтировать мотор. Но все-таки не сразу взлетел. Самолет был еще не на санном ходу. А дело было в марте - уже проталины появились. Садясь в ночи, пилот и не заметил, что на шасси налипла грязь. Пока возился с мотором, она застыла. «Ну, однако, все», - подумал парень.   Но самолет вдруг рванулся и взмыл в небо.

Всего за войну старший лейтенант Шибанов уничтожил более 200 немецких солдат, шесть паровозов, 30 вагонов, 40 автомобилей, пять самолетов на земле. Все это было вписано в по­служной список, который попал в документы, отправленные в марте 1945 года на присвоение Василию звания Героя Советского Союза.

Но где-то затерялись на фрон­товых дорогах бумаги. И лишь через 20 лет Шибанову был вручен Орден Боевого Красного знамени. Всего их у солдата - три. Есть и орден Александра Невского - очень редкая награда по нашим временам. А в честь 55-й годовщины Победы Президент России издал при­каз о присвоении боевому летчику звания капитана.

Есть и еще одна награда, не официальная, но самая приятная. Книга «Победители» помогла найти однополчанина М.Т.Теплова - Героя Советского Союза, проживающего в Куй­бышеве. «Это лучший летчик, с которым мы встретились на войне. Для меня он друг и брат», - так говорит Василии Наумович о своем боевом товарище. Такие слова дорого стоят, ведь они проверены огнем.

Людмила РЯБОКОНЬ

Искитимская газета, № 19, 8 мая, 2003 г.