<<вернуться к списку

Отважный связист

Василий Никифорович Логунов родился в 1920 году в Кыштовском районе Новосибирской области. Русский. Девятнадцатилетним юношей учительствовал в одной из начальных школ родного района. В 1940 году был призван на действительную военную службу.

За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко – фашистскими захватчиками, В.Н. Логунов награждён 17 медалями и двумя орденами Отечественной войны 1 и 2 степени.

После войны демобилизовался и вернулся в родные места. Работал мастером маслозавода в Кыштовском районе. С 1969 года живёт в Искитиме. Здесь работал заточником на машиностроительном заводе, потом, уже на пенсии – охранником на молзаводе. Общий трудовой стаж составляет 52 года.

После недолгого пребывания на пересыльном пункте в Омске Василия Никифоровича направили в самое пекло войны под Сталинград. В городке Камышине, расположенном в 60 километрах от волжской твердыни, и начался фронтовой путь молодого бойца. Учитывая редкую по тем временам грамотность, а также зоркие глаза и чуткие уши паренька, его сразу же определили в службу ВНОС (воздушное наблюдение и оповещение связи). Здесь Василий учился по звуку и внешним признакам распознавать марки своих и чужих самолётов.

... Логунов прежде никогда не бывал в Сталинграде, никогда не видел Волгу. И вот он в этом городе. Разве можно назвать городом дымящиеся руины, ставшие бастионами, изумлявшими весь мир?

Жесточайшие бои не прекращались ни днем, ни ночью. Продолжа­лись бесконечные воздушные налеты. Но это были уже предвестники агонии: наши войска, прорвавшись на флангах с севера и юга, соеди­нились западнее Сталинграда в районе города Калач. Огромная группировка войск фельдмаршала Паулюса оказалась в плотном кольце окружения.

Оборонявшиеся в городе части, занимавшие узкую полосу волжского берега, не ждали, когда наши войска, окружившие гитлеровскую армию, заставят ее сложить оружие. Они сами усилили удары по врагу, не позволяя ему снимать войска из города и перебрасывать их на север для разрыва кольца окружения.

На улицах, обозначенных дымящи­мися руинами, от зари до зари не стихал грохот орудий. Кровь тысяч людей обагрила волжскую землю. Большие потери несли и наши, и немцы. До сих пор в памяти Васи­лия огромные горы трупов, которые за неимением времени и сил просто обливали бензином и сжигали. Вскоре армия фельдмаршала Паулюса капитулировала, и Сталинград сразу стал глубоким тылом. Часть, в которой находился. Наш земляк, была расформирована, а его самого направили в полк. Там, при отде­лении связи резерва главного командования, он и провоевал до са­мого Дня Победы. Сражался на разных фронтах, прошел с боями всю Украину, Белоруссию и Прибалтику. И везде обеспечивал своему полку эффективность огня на передовой. Используя передаваемые им корректировки, артиллеристы разрушали оборонительные укрепления врага и в конце концов заставляли того прекращать сопротивление.

Однажды группа бойцов, в составе которой был и Логунов, оказа­лась окруженной десятком немецких танков. Укрывшись в одиноко сто­явшем домике, наш взвод пригото­вился к отражению атаки. Но фашисты напролом не полезли, а стали обстреливать домик из орудий. Положение стало критическим. И тогда решено было взять огонь на себя. Василий Логунов подключил к кабелю телефонный аппарат и сообщил нашим артиллеристам координаты. Через короткое время после­довал мощный залп советских ору­дий по указанному квадрату. Потом еще один... Ошарашенные гитлеровцы, не выдержав шквального огня, развернули свои бронемашины и умчались от греха подальше.

В 1944 году сибиряк был серьезно ранен в голову. Осколком где-то пе­ребило кабель, и связь прервалась. Рискуя жизнью, Василий отыскал повреждение, быстро срастил кон­цы провода. Но, возвращаясь полз­ком назад, едва приподнял голову, как снайперская пуля тут же зацепила ее. Подоспевшие товарищи по­могли Логунову перебраться в безопасное место и перевязали его. Встал вопрос об отправке в госпи­таль, но тот отказался: не хотелось расставаться со своей частью и боевыми друзьями. Ведь солдаты на фронте, как одна семья - за годы войны научились делиться после­дним куском хлеба, глотком воды и готовы в любую минуту отдать свою жизнь за друга. По-другому нельзя. Если вздумаешь хитрить, прятаться за чужие спины - погибнешь наверняка.

Еще один раз жизнь отважней свя­зиста висела буквально на волоске в самом конце войны. Он опять был ранен в голову, правда, уже осколком снаряда. Но смерть вновь отступи­ла, и сибиряку довелось участвовать в штурме главного города Восточной Пруссии - Кенигсберга, превращенного фашистами в крепость. Он был опоясан прочными инженерными со­оружениями. Однако войска 3-го Белорусского фронта за несколько су­ток взломали мощную оборону и захватили город. Здесь для героя-связиста и завершилась война.

Годы берут свое. И здоровья они, конечно, не прибавляют. Василий Никифорович перенес уже четыре операции, постоянно болит голова от фронтовых ранений. Впрочем, о себе он как-то сейчас и не думает. Все больше о внуках и правнучках. Чтоб были они сыты, одеты и здоровы.

И эта связь семейных поколений для него не менее значима и важна, чем та далекая - фронтовая.

Евгений БАЗДУКОВ.

 

Искитимская газета №19, 9 мая, 2002 г.