Дорога в небо Так случилось, что в нашем городе сложилась уникальная ситуация. Дело в том, что здесь живет наибольшее количество (в сравнении с другими городами Новосибирской области) авиаторов всех возрастов и специальностей. Много пока еще живых (и дай им, Бог) ветеранов Великой Отечественной, о жизни, судьбах и сражениях которых можно писать настоящие романы. Еще полны сил, здоровья и желания летать сорокалетние авиаторы. Для них небо - не просто риск, адреналин и возможность показать себя суперменом, - это мечта, романтика - настоящая жизнь. У них и глаза-то особенные (только эти глаза способны смотреть в небо по-особому), и отношение к жизни иное: непросто терять друзей, нелегко быть на огромной высоте в окружении порой зловещих облаков и постоянно знать, что в один миг может оборваться эта ниточка-жизнь. В тот день авиаторы разных поколений без проблем находили общий язык. Казалось, что седина и морщины, а также огромное количество орденов и медалей на пиджаках и кителях одних гармонично вписывались в особую стать и жизненную энергию других (кстати, последние имели не меньшее количество наград на своей груди). Они были единым коллективом. Неслучайно Игорь Михайлович Захаров (именно он теперь будет руководить секцией авиаторов в совете ветеранов) назвал этот коллектив настоящей летной эскадрильей. Вот лишь краткие истории о некоторых из них. Так нам представился первый герой: "Пишите, значит, так: Иван Иосифович Кухтерин, сын своих родителей, родился тогда то, здесь в Искитиме. Пролетал всю войну штурманом на ПО-2 (ночной легкий бомбардировщик), забыл, как его немцы называли, "чертом", что ли? - Подбили кого?- спрашиваем.
-
Нет, не подбил, меня
подбили. В Венгрии дело было... Но цел остался,пронесло, хотя все
днище пробито было... Блеск многочисленных наград Ивана Иосифовича застил глаза. И даже не хотелось спрашивать, за что, когда и где они были получены: хотелось лишь смотреть и низко в пояс поклониться... Бывший кадровый военный - Иванников Алексей Иванович. Во время войны окончил летную школу. Как он сам говорит, попал на фронт поздно, в декабре 44-ого, потому войны застал и видел мало. "Наша часть, - продолжает Алексей Иванович, - отдельный авиационный гвардейский полк - стояла в Клину, под Москвой. Летал я на ЛИ-2 в качестве стрелка-радиста. В основном ночью: вывозили раненых, выполняли спецзадания. Много нас, молодежи, тогда в частях было. Но жалели нас, порой на вылет не выпускали. Мы же обижались, говорили: "Нас так не берут, а другие за орденами летают!" Не понимали мы тогда, глупые, что от пуль и пожаров берегли нас, ведь как к ребятишкам относились. И все же на войне как на войне - всякое было: и поражения, и победы, и молодых парней много схоронили. Но всегда вот это летное братство по крылу сохраняли, помогали друг другу во всем... Уникальна летная судьба и Василия Алексеевича Рощина. Родился в 1919 году. Призвали в армию в 1939-ом. Война же застала его в Гомельском истребительном летном училище. А в 43-ем он уже был направлен на фронт в район Курской дуги. Летал на тяжелом бомбардировщике американского типа Б-25 в качестве стрелка-радиста. Как говорит, закончил войну тогда, когда она закончилась. Однако заявил определенно: неопасных и не рискованных случаев на войне не было. Тем более не было легких вылетов. Шутка ли, видеть, как горят соседние самолеты, в одном из которых твой друг, с кем полчаса назад папиросу курил. Конечно, если мы выходили и вылетали бомбить, разрушать, уничтожать, - то и на нас шли с этим же... Сергей Николаевич Негадов относится к молодому поколению авиаторов. Однако и он успел почувствовать запах неба, его чарующее безбрежье и красоту, и понять, что летать - это здорово. Закончил Уфимское летное училище. Летал на вертолетах МИ-2,6,8 правым летчиком - штурманом. Три года служил в Питере, шесть лет в Уфе в своем же училище готовил летчиков для Афгана, перегонял борта из Тбилиси, летал в различные командировки. "Я не знаю, почему в летное пошел, - рассказывает Сергей. - Просто однажды поехал в Бердск, посмотрел, "заболел". Дважды поступал, все же второй раз удалось. Если бы не обстоятельства (сокращение штатов), из авиации не ушел бы. Сейчас занялся бизнесом - круговерть, некогда о чем-то таком подумать. И все же порой очень хочется в небо. Когда Анатолий Петрович Носовец (тоже, кстати, из числа молодых) начал перечислять всю ту технику, на которой ему пришлось летать, мы попросили его диктовать чуть медленнее, а лучше собственной рукой написать в блокноте. Итак: ТУ-124, 134, 142, АН-26, Ка-25,27,29... Закончил Челябинское училище штурманов. Служил в так называемой стратегической авиации. Летал по 16 часов без посадки. На его счету кругосветка (как он говорит сам: "По 11 месяцев "сидели" на авианесущих кораблях). Кстати, он был одним из первых, кто садился на американские корабли... Словом, словом, через его биографию авиация прошла лейтмотивом. Как и через судьбы многих других: С.Н. Бондарева и С.Н.Малухина, М.Г Кондратовой и Н.Л. Бубнова, В.А. Кременкова и В.Е. Боженова, Н.А. Соколова и П.В. Судакова. Конечно, описанные истории - лишь короткие штрихи к портретам. На самом деле об этих людях можно писать очень много. Хотя бы потому, что им есть, о чем рассказать, чем поделиться. Потому что многие, по-прежнему, даже спустя годы, живут этим, потому что ощущение полета непередаваемо влекуще, потому что небо - их обитель. И. Голиченко. Искитимская газета, 34, 22 августа, 2002 г.
|