<<вернуться к списку

 

Юность, опалённая войной

«.. Нагайцеву Татьяну Яковлевну за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 г.г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985года наградить орденом Отечественной войны II степени...»

(Из удостоверения к награде)

Я сижу в уютной комнате Татьяны Яковлевны, рассматриваю фронтовые и послевоенные фотографии, перебираю письма, ее однополчан и мысленно повторяю: «за храбрость, за стойкость, за мужество». Где же вы черпали силы, хрупкие русские девушки, взвалив на себя, мужскую ношу? А говорят: «у войны не женское лицо».

Вспоминая о войне, Татьяна Яковлевна старается говорить ровно и спокойно. Но предательски выдает ее голос, а глаза становятся влажными.

...1941 год  Двадцать второго июня в школе, где она училась, готовились к выпускному балу. В радостной суете шли последние приготовления к долгожданному празднику. И вдруг — как гром среди ясного неба — война!

Не было в этот день традиционных речей о тысяче  дорог, открывающихся перед выпускниками. Одним взмахом война перечеркнула все их планы. И напутствием для помрачневших десятиклассников прозвучали слова директора школы: «Дорогие мои ребята, идите защищать Родину».

Отец у Татьяны Яковлевны ушел на фронт в первые дни войны. А она, чтобы помочь семье, пошла работать секретарем в районный суд. В этом же году поступила учиться заочно в юридический институт. И все это время не переставала обивать пороги военкомата — просилась на фронт. В конце концов девушка своего добилась.
Ее направили в военное авиационное училище разведчиков, а через шесть месяцев учебы — в отдельный разведывательный авиационный полк, где в звании сержанта Татьяна продолжила службу фотолаборантом военных фильмов.

В сырых землянках, при полной темноте вместе с такими же молодыми девчатами приходилось обрабатывать километры кинопленки. Кассеты с заснятой пленкой ценились дороже жизни, и поэтому во время, бомбежек девушки не могли покинуть свою землянку. Часто выполнялись экстренные задания, при этом чтобы пленка 6ыстрее сохла ее после обработки промывали в спирте. Химикаты разъедали руки, от запаха спирта кружилась голова. Многие не выдерживали - падали в обморок. И, не смотря ни на что, снова принимались за работу.

Татьяна Яковлевна часто вспоминает о своих однополчанах. О тех, с кем в тёплые майские дни разделила радость Победы, и тех, кто приблизил ее ценой собственной жизни. Да, были потери, были горькие дни, когда с боевых вылетов на аэродром не возвращались сразу по нескольку экипажей.

С чувством гордости рассказывает Татьяна о летчике А. В. Демидове и стрелке-радисте А. С. Шмычкове из своего полка. Однажды в полете их ПЕ-2 атаковали сразу два «мессера». А пулемет отказал. Шмычков пустил в действие специальные авиационные гранаты на парашютах. И сумел сбить вражеский самолет. Но и их машина получила повреждение. Чудом дотянули до аэродрома. Уже на земле  на самолете насчитали восемнадцать пробоин.

Славный боевой путь прошел по дорогам войны полк, в  котором служила Татьяна  Яковлевна. Девяти его воинам присвоены звания Героя  Советского Союза.

Татьяна Яковлевна  Нагайцева живет в Южном микрорайоне нашего города. Пенсионерка. Добрая и отзывчивая на чужую беду. Пенсионеры  часто приглашают  ее на свои сборы и с особым вниманием слушают  рассказы ветерана о подвигах однополчан.    У нее седые волосы. И не от старости, нет! Эти—  отблеск   огня и металла той далекой жестокой войны.

А. КОМИССАРОВА

выпускница школы № 11

НА СНИМКАХ; ( слева) Т.Я. Нагайцева с подругой по училищу Ниной Овчинниковой

(1942 г); во время встречи  с однополчанами (1982 г.)  - четвертая слева  Т.Я. Нагайцева)

Знамя Коммунизма, №99, 22 июня, 1988 г.