<<вернуться к списку

 

Это было в 41-м…

В тот памятный день 22 июня 1941 года вместе с за­рей рассвета занялась заря ве­ликого подвига нашего народа. Мы уже постом познали бессмертие гарнизона Бреста, героические дни Севастополя, Ленинграда, жаркую схватку на Курской дуге.

В то грозное июньское утро все поднялись на защиту Отечества.

— Я встретил войну на западной границе, — вспоминает Антон Спиридонович Верещагин. — Был я тогда командиром орудия. Идут годы, но не забыть мне эти первые часы боев.

На рассвете 22 июня на наш гарнизон неожиданно совершили налет до сорока фашистских самолетов. Все было ясно: это война. «Ну, ребята, держитесь, — крикнул бойцам своего отделения Верещагин. — Сейчас начнет­ся».

Волна за волной заходили на бомбежку вражеские са­молеты. С резким свистом па­дали тяжелые бомбы. Из-за пригорка выползали фашист­ские танки. За ними густой цепью бежали автоматчики. За полдня отбили более деся­ти атак. Обстановка быстро менялась. Раненые истекали кровью. В живых оставалось меньше половины личного состава, кончались боеприпасы. Полк под командованием майора Васильева двое суток отражал атаку за атакой, уничтожив сотни фашистов. Сколько нужно было иметь физических и моральных сил, мужества и отваги, чтобы не дрогнуть перед лавиной фа­шистской пехоты, танков!

— В военных уставах нет термина «отступление», есть — «выход из боя», — про­должает Антон Спиридонович. — Так вот, защищали каждую пядь советской земли и отходили по приказу. Мы вели бои до последнего патрона, до последней гранаты. Не было для нас и понятия «выход из боя».

Чтобы подорвать моральный дух и стойкость советских воинов, гитлеровцы шли на всякие хитрости и уловки. Они забрасывали в наш тыл группы в форме красно­армейцев. Вражеская агентура распространяла ложные слухи. Диверсанты пускали разноцветные ракеты, беспрерывно строчили из автоматов. Через мощные громкоговорители фашисты предлагали сдаваться в плен. Но все эти проделки врага вызывали только еще большую ненависть к захватчикам.

Много было боев у коммуниста А. С. Верещагина. О его мужестве, воинском мастерстве и стойкости свидетельствуют десять боевых наград. Войну закончил в Германии.
Был два раза ранен. Вернулся домой и сразу за работу. Сейчас ветеран войны и труда А С. Верещагин живет в Евсино.     

Н. ФАЛИЧЕВ.

Знамя коммунизма (земляки), №73, 29 июня, 1991 г.