<<вернуться к списку

 

Чтобы помнили

Дня победы А.Н. Селях не помнит. Да и не мудрено. Семилетним мальчишкой закончил он свою войну. А началась она в начале сороковых, когда он со всей семьёй: мамой, отцом и братом – попал в плен к фашистам. Воспоминания раннего детства – интересная вещь – всё фиксируется в памяти отрывками, отдельными эпизодами. Помнит Анатолий Николаевич, например, как их уводили из дому, помнит вагон-теплушку, в котором везли в Германию. А ещё помнит концлагерь.

Несколько лет Анатолий Николаевич провёл в фашистских застенках. Были они с мамой в лагере, где производили снаряды ФАУ-1 и ФАУ-2. Взрослые работали, а на детях немцы проводили медицинские эксперименты.

- Я помню, весь был в чирьях. Думал, что просто болею постоянно. Поставят немцы укол – они  и выскакиваю по всему телу, с месяц я мучаюсь, а врачи у меня их соскребают. Когда сделают все анализы, снова ставят укол – чирьи исчезают. Потом мне уже сказали, что таким образом немцы делали вакцины для солдат, чтобы на фронте не болели. Брат же мой в концлагере страдал от туберкулёза, а как домой потом приехал – так всё и прошло. Но заразили его или нет, мы точно не знаем.

В апреле 1945 года Анатолий Николаевич был в концлагере «Кюнзубек», что возле французской границы. В те дни немцы как то оживились, начали возить к лагерю солому и обкладывать бараки, видимо, хотели поджечь. Но американские войска подошли и взяли лагерь так стремительно, что трагедии не произошло. И с этого момента всё изменилось. Французы, а их в лагере было немало, как впрочем и итальянцев, бельгийцев и других, сшили флаги из имевшихся красных, белых и синих тряпок и пошли домой пешком, ведь до границы было всего 150 километров. А Анатолию так и пришлось встречать победу вдали от дома.

Немалое значение в жизни Анатолия Николаевича имеет небольшая немецкая река Эльба. На ней американцы и передали всю его семью «нашим». Предлагали союзники им остаться, уехать в какую–нибудь страну, но брат Анатолия Николаевича, а именно ему сделали такое предложение, отказался. Хотелось домой. Наверное, никто из них и не подозревал, что ждёт дома. Прямо с поезда, уже на территории Советского Союза, отца и мать, прошедших все ужасы фашистских застенков, арестовали за измену Родине.

О годах, проведённых в концлагере, Анатолий никогда никому не рассказывал, даже своим детям, он просто всю жизнь трудился. 31 год отдал цементному заводу. Поэтому ему так обидно, когда в наши дни коллектив о нём порой забывает. Ведь надо-то ветеранам совсем немного – чтобы помнили.

Искитимская газета, №55, 8 мая, 1997 г.