<<вернуться к списку

 

Что писала 50 лет назад фронтовая газета о нашем земляке

 

В сибирской 107-й, а затем пятой гвардейской дивизии участвовал в боях за Москву Дмитрий Афанасьевич Чуркин. Попал в жестокие бои под Ельней, где получил ранение, затем после госпиталя воевал под Можайском, Дедово, Звенигородом. В феврале при наступлении на Блотск был тяжело ранен. Приобрел военные профессии: зенитчик, взрывник, снайпер.

Вот что о нем писала газета пятой армии «Уничтожим врага» в номере 31 от 2 февраля 1942 года, в статье «Враг боится внезапных атак с фланга и тыла»:

«В этом отношении весьма поучителен бой за деревню. Впереди нее ютятся два хутора. Подступы к первому хутору обороняли вражеские снайпер и автоматчик. Красноармеец Чуркин снял снайпера и автоматчика.»

В газете № 33 от 4 февраля 1942 г., в статье «По пятам врага» в заметке командира оказано: «Большую помощь в наступлении оказывают наши снайперы: красноармейцы Чур­кин Дмитрий и Мухин Андрей. Они имеют винтовки с оптическим прицелом. Снайпер Чуркин убил 12 фашистов. Мухин— шесть. Бывает, что рота продвигается вперед, а тут — откуда ни возьмись — начинает строчить вражеский автоматчик или пулеметчик. Даже один пулеметчик может затормозить наше наступление. Надо немед­ленно уничтожить огневую точку. Тогда на выручку приходят снайперы. Несколько метких выстрелов — и огневая точка уничтожена».

В газете № 37 от 9 февраля 1942 г. помещена фотография снайпера Д. А, Чуркина, под которой такая подпись «Снайпер энской части Чуркин во время наступления уничтожил 12 фашистов».

Через несколько номеров в этой же газете помещена еще одна фотография с надписью: «Снайпер Чуркин энской части во время прорыва нашей обороны подбил фашистский танк, второй же сдался без боя — фашисты сдаются», фото В. Аркашева.

Есть в этой же газете заметка самого Чуркина «Рабочий день снайпера», в ней он пишет: «Командир роты, младший лейтенант Шорников, подал мне винтовку раненого снайпера Гришко: «Возьмите и будете снайпером. У вас это получится. Русская трехлинейка да еще с оптическим прицелом — лучшая в мире. Поднимайте славу русского оружия».

До этого я был ротным наблюдателем и связным, хорошо ознакомился с оптикой, непло­хо знал винтовку. Не мешало бы потренироваться в стрельбе — да некогда. Доучусь в бою — думаю. На следующий день я залег в воронке от авиабомбы и стал следить за опушкой леса, где находились немцы. Вижу: из-за дерева осторожно высунулся фашистский наблюдатель. Я прицелился, выстрелил, и фриц упал. За один день мне удалось истребить четырех немцев. Для начала неплохо.

Наша рота наступала. Командир приказал мне уничтожить немецких минометчиков, которые с лесной поляны вели

по нашей пехоте огонь. Я подполз к позициям врага и залег в редком лесу, чтобы виднее была цель. Немцы не успели даже сообразить, кто по ним бьет, как семеро из них были отправлены на тот свет. Минометы замолкли. Бойцы пошли вперед.

Возле деревни Н. я убил из своей винтовки двух фашист­ских пулеметчиков и еще какого-то фрица, который пришел узнать, почему пулемет молчит. А всего из русской трехлинейки с оптическим прицелом я уничтожил 35 немецких оккупантов».

После тяжелого ранения Д. А. Чуркин больше на фронт не попал и за свои подвиги не был награжден. Полковник запаса Степан Иванович Пюров, проживающий в Киеве, встретившись с ним в Искитиме и зная хорошо его по боевым делам, написал ходатайство в министерство обороны т. Д. Ф. Устинову о награждении Д. А. Чуркина, и только 21 ноября 1977 года доблестный снайпер получил письмо от начальника отдела Куприянова, что Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 года он награжден орденом Отечественной войны II степени. А медаль «За оборону Москвы» нашла солдата 12 мая 1978   года.

В городе Подольске, где хранятся фронтовые газеты, можно найти много интересных статей о наших земляках-сибиряках, проявивших себя в боях в годы Великой Отечественной войны.

В. БОХОН, гвардии майор.

Знамя Коммунизма(земляки), №138, 7 декабря, 1991 г.