<<вернуться к списку

 

Ратный подвиг солдата

 

— Ты помнишь невзгоды войны?

— А ты помнишь?    

Обычно так начинается разговор при встрече ветеранов войны, однополчан. Но те, кто предостаточно хватил военного лиха, не очень многословны: тяжело вспоминать пережитое — обстрелы, бомбежки,, пожары, гибель людей, ранения, кровь, голод и холод, страдания родных...

Таким немногословным, но до конца преданным своей Родине человеком является наш земляк, инвалид войны, ветеран труда Леонтий Иванович Леднев, у которого при напоминании о боевых фронтовых делах на глазах выступают слезы. Не в силах он спокойно рассказывать о своем участии в бо­ях, о ранениях, о лечении в двадцати госпиталях. И все Же по моей настоятельной просьбе Леонтий Иванович поделился воспоминаниями…

Родился Л. И. Леднев 13 июня 1917 года в деревне Ересня Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина  бедняка. 1 1924 году скоропостижно умерла мать Евдокия Петровна, оставив пятерых детей. Вместо учебы восьмилетнего Леню отец отдал в работники кулаку в деревню Верх-Ермень.

После того, как хозяина раскулачили в 1929 году, Леня поступил работать в Ордынский мясосовхоз. В 1935году после смерти отца приехал в Искитим на строительство цементного завода,  еще через два  года парня призвали на службу в армию.
В ноябре 1940 гола демобилизовался, женился, но недолго пришлось счастливо пожить молодоженам: грянула война.     

В октябре 1941 года Леонтий встал в строй защитников Родины. В составе 584-го штурмового истребительного батальона, в конце ноября 194.1 года прибыл эшелоном в город Загорск, во фронтовую полосу, на защиту любимой столицы от наступающих фашистов с Волоколамского направления.

После  выгрузки из вагонов батальон в срочном порядке  был  выдвинут на  Передовые позиции и четвертого декабря вступил в бой с превосходящими силами противника. Еще до занятия обороны был дан  строгий приказ  всем  солдатам и  командирам:    ни шагу назад — остановить   и уничтожить про­тивника, или победить,  или умереть. В течение всей ночи перед предстоящим боем командиры и политруки обходили окопы, беседовали  с каждым  солдатом.

С рассветом тишину разрезал свист, вой, грохот снарядов и мин, гул самолетов, треск пулемётов, оглушительные разрывы фугасных бомб. От этого ада содрогалась земля, казалось, огонь и грохот нацелены на тебя одного. Леонтий напряг силы, поднялся и, сжав винтовку, стал наблюдать: не появятся ли в просветах густой пыли и дыма фигуры немцев.

Двое суток батальон отражал непрерывные атаки фашистов, не было времени ни для сна, ни для еды, кру­гом — искореженные трупы убитых, стоны раненых. Каждый чувствовал свинцовую тяжесть тела, полную отрешенность от всего, кроме желания — скорей бы кончился этот ад, бешеный танец смерти...

С наступлением темноты обстрел прекратился, наступила тишина. Бойцам приказали отойти в тыл в небольшую рощу. Как только забрезжил рассвет, дали команду: «Истребительный батальон, становись!». От батальона осталось всего, семнадцать - человек, и перед ними стоял не их командир. Он сказал: «Ваш батальон задачу выполнил. Вы, чудо - богатыри, одержали победу и все достойны высокой награды».

В этот же день, после короткого отдыха, боец Леднев с товарищами пошел в наступление, стал преследовать отступавшего противника. Прошли три полусгоревших деревни. На окраине четвертой, уцелевшей, завязался бой с автоматчиками. С первых же выстрелов был убит товарищ Леднева — Сергей, а потом был ранен и он сам. Четыре пули прожгли ступни обеих ног.

Но и раненый Леднев не прекращал вести огонь. Однако боли усиливались, встать на ноги уже не мог. С разрешения командира пополз, в тыл. Санитаров не оказалось, а самостоятельно снять сапоги с распухших ног не сумел. К рассвету следующего дня, обессиленный, Леонтий дополз до Во­локоламского Шоссе.

Его нашли потерявшим сознание, привезли в мос­ковский госпиталь. Разрезали сапоги, обработали раны, перевязали, а через неделю эвакуировали в г. Иваново. Потом поместили в госпиталь, расположенный в поселке Лежнево. Через три месяца, еще с больными ногами. Леонтий с трудом убедил врачей отправить его на фронт. Через несколько дней вдвоем  с другом по палате   сержантом  Сергеем  Степановичем Киселевым, Леонтий прибыл в г. Калинин  во вновь  сформированный 789-й автополк, в составе  которого и провоевал до 1943  года, в должности разведчика - наблюдателя,  артиллерийской батареи.

Второго марта 1943 года в районе Погорелого Городища полк   поддерживал  огнем стрелковый батальон при разведке боем  и захвате «языка» Немецкая  артиллерия  и авиация  вели сильный обстрел и бомбежку  наших боевых позиций, в  том числе наблюдательного  пункта.   Разорвавшимся снарядом Леднева ранило осколками в голову, плечо, коленный сустав, контузило.  Без сознания привезли в  Москву в больницу имени Филатова,  сделали операцию, извлекли осколки и через три месяца  эвакуировали в Ташкент   в состоянии полной глухоты, при двух костылях.

К этому времени наши войска овладели инициативой на  всех фронтах  и успешно громили фашистов продвигаясь на запад. В связи с этим из Ташкента военные госпитали в полном составе перебазировались ближе к фронту, а тяжелораненых передавали в другие госпитали. Так, более  пятнадцати раз с Л. И. Леднев перевозился из  одного госпиталя  в другой  до полного излечения.

Только по войны возвратился  солдат  родной Искитим. Запущенность в хозяйстве, голод, недостаток рабочих рук не позволяли ветерану отсиживаться, отдыхать. Вопреки недугу Л. И Леднев  быстро влился в рабочую среду, пошел работать на  завод , где работал до пенсионного возраста.

 За боевые, ратные дела   Л. И. Леднев был награжден  орденом Славы III  степени, медалью «За боевые заслуги», был  представлен к награде орден  «Красной Звезды», но  награды не получил. Сегодня Л.И. Леднев на заслуженном отдыхе.  Часто вспоминает он своих  боевых товарищей, многие  из которых не дожили до светлого Дня Победы. Но  все они живут в памяти ветерана. Подвиг защитников  Родины  бессмертен.

                                                                                                                                   А. Воеводин

Подполковник в отставке

Знамя коммунизма, №102, 29 июня 1984 г.