Когда каждый ученик — личность

 

Почти 70 лет назад было принято решение открыть в Искитиме техникум, который бы готовил кадры для искитимского цементного завода. В июле 1953 года прошел первый набор двух групп учащихся по специальности «Машины и оборудование промышленных предприятий». С тех пор Чернореченский индустриальный техникум, а сейчас филиал Новосибирского строительно-монтажного колледжа готовит специалистов для разных отраслей экономики. Учатся в нем дети из города Искитима и Искитимского района.

Техникум всегда славился своим коллективом, многие пе­дагоги трудились здесь десяти­летиями, отдавая свое сердце, вкладывая душу в каждого сту­дента. На протяжении уже 40 лет в этом учебном заведении ра­ботает замечательный педагог и наставник Татьяна Пицына. Совсем недавно Татьяне Ми­хайловне исполнилось 65 лет. Она говорит, если бы в молодо­сти кто-нибудь сказал, что свое призвание она найдет именно в педагогике — ни за что бы не поверила. Татьяна родом из Искити­ма, училась в школе № 1 и всег­да мечтала стать юристом, но для поступления нужен был иностранный язык, а по этому предмету у нее была четверка. Так что после школы за компа­нию с подружками подала доку­менты в «Сибстрин» на отделе­ние «Теплогазоснабжение и вен­тиляционные системы». После окончания работала на НЗИВе инженером по венти­ляции цехов. Но потом, после рождения ребенка, решила что-то поменять в своей жизни, на­чала искать новую работу и при­шла в техникум. Думала, будет историком, ведь этот предмет она еще со школы любила и пре­красно знала. Но бывший тогда директором Владимир Григо­рьевич Воробьев сказал «Исто­рик у нас есть, их не так сложно найти, а вот преподавателя ин­женерной графики — нет». Тогда преподавателем инже­нерной графики или попросту черчения была Клавдия Кузьми­нична Новак, которая работала с самого первого дня открытия техникума. Она собиралась на заслуженный отдых, вот Татья­на Михайловна ее и заменила. Было это в 1983 году. На удивление новая профес­сия очень понравилась, несмо­тря на то, что буквально при­ходилось разрываться с утра с Южного ехать на занятия, в обед — домой, покормить доч­ку, а вечером — вновь в техни­кум, ведь занятия заканчива­лись в 21.20. Дети были разные, если их можно было назвать детьми, ко­нечно. Работали дневное и ве­чернее отделения. На втором учились парни и девушки, кото­рые уже трудились на предпри­ятиях. 25-летняя Татьяна Ми­хайловна была примерно одно­го с ними возраста, но она суме­ла стать для них наставником, заслужить доверие и уважение. Не имея изначально педаго­гического образования (курсы она закончила позднее), Татья­на Михайловна находила подход практически к каждому студен­ту. Говорит, каждый — личность, которая достойна уважения, от­ того она никогда ученикам не «тыкала», даже если и требова­лось сделать внушение. Ошибки бывают у многих, но важно не наказать, а помочь сделать вы­воды и пойти дальше. Как пре­подаватель она старалась нау­чить всех понимает студент ин­женерную графику, не понима­ет — оставалась с ним отдельно после уроков и занималась до тех пор, пока успеваемость не улучшалась. Имеется у Татьяны Пицыной и опыт работы в школе — один урок. Как-то попросили подме­нить учителя черчения в седь­мом классе пятой школы. При­шла и поняла — ее педагогиче­ского опыта, чтобы заострить внимание вообще не желаю­щих слушать учеников, не хва­тает. В техникуме все по-дру­гому здесь учатся люди вы­бравшие профессию, серьезно и вдумчиво относящиеся к ка­ждому предмету. Сейчас сосчитать своих быв­ших учеников она уже не берет­ся. Их было очень много. Среди них и простые работяги, и люди, известные не только в городе, и руководители предприятий, в том числе в сфере газового хо­зяйства, у нее учился, например, заместитель главы города Кон­стантин Сеничев. До сих пор вспоминает свое­го ученика Александра Егорова. Она только-только начала рабо­тать в техникуме, а парень при­шел учиться — Начал пропускать занятия, оставляла его, разговаривала по душам. А он мне «Не могу чер­тить, я лучше в армию». Убе­ждала, что нужно доучиться, но Александр рвался служить, при­чем, не просто в армии, а хотел в Афганистан. Не сумела объяс­нить — Татьяна Михайловна замолкает, а потом с трудом до­бавляет, — он погиб. Через год после того, как учебу бросил. У нас в колледже сейчас есть ме­мориальная доска в честь Алек­сандра Егорова, приезжал его командир, рассказывал об его подвиге, как он прикрывал от­ступление наших солдат, а для меня он остается моим учени­ком. Жаль парня, был честным и справедливым, не умел юлить и врать. В 90-х годах техникум пере­живал сложные времена, имен­но тогда было принято решение сделать его филиалом Новоси­бирского строительно-монтаж­ного колледжа. Эта реорганиза­ция привела к тому, что на ба­зе учебного заведения стали открываться новые специаль­ности. Тогда-то и был объявлен первый набор будущих специа­листов по монтажу и обслужива­нию систем газоснабжения, тем более что в филиале уже имел­ся свой преподаватель по тепло-газоснабжению — именно такую профессию получила когда-то в институте Татьяна Пицына. Сначала, конечно, были кур­сы подготовки и переподготов­ки, ездила в Саранск, где в един­ственном по стране техникуме была такая специальность, учи­лась учить, запасалась специ­альной литературой и доку­ментацией. Потом были лекции в Раменском Московской обла­сти на учебной базе министер­ства газового хозяйства России — Помню свой первый курс, а после — выпуск «газовщи­ков». Среди них была талантли­вая девочка Татьяна Чарковская, — рассказывает Татьяна Михай­ловна — Она после техникума окончила институт и вернулась преподавать как раз по этой специальности требовательный и знающий педагог, который по­стоянно повышает свой уровень знаний, следит за всеми измене­ниями требований. Горжусь, что я была ее преподавателем.

 С 2010 года Татьяна Пицы­на стала завучем искитимско­го филиала колледжа. Теперь за­нимается больше воспитатель­ной и организационной рабо­той, но, как говорит сама, до сих пор тянет пойти на урок не в качестве контролирующего, а преподавателем. На новой должности работы всегда хватает. Сейчас в коллед­же много молодых преподава­телей. С ними эффективно ра­ботают предметно-цикловые комиссии, то есть объедине­ния педагогов определенной направленности. Эти комиссии возглавляют опытные педагоги, которые не только контролиру­ют работу молодых препода­вателей, но и помогают им по­стичь азы профессии, поддер­живают, что-то подсказывают. А работу всего коллектива кон­тролирует Татьяна Михайловна — Коллектив у нас подобрал­ся не просто профессиональный и активный, — отмечает она — У нас все — неравнодушные лю­ди. В последние десять лет ведь много поменялось в самой си­стеме образования, появились федеральные государственные стандарты, пришлось вести большую документационную работу. Но весь коллектив сла­женно работал, не считаясь со своим личным временем. Благо­даря этой работе удалось удачно пройти аккредитацию и в 2014-ом, и в 2020-ом годах. Сейчас новые задачи — фи­лиал готовится закрыть две специальности и открыть но­вые. Предстоит и педагогов по­добрать, и программы написать, и подготовить документацию. Но, как говорит Татьяна Пицы­на, когда одна дверь закрывает­ся — открывается новая.

Наталья Кривякина, фото автора и из архива Татьяны Пицыной