Когда каждый
ученик — личность
Почти
70 лет назад было принято решение открыть в Искитиме техникум, который бы готовил
кадры для искитимского цементного завода. В июле 1953
года прошел первый набор двух групп учащихся по специальности «Машины и оборудование
промышленных предприятий». С тех пор Чернореченский индустриальный техникум, а сейчас
филиал Новосибирского строительно-монтажного колледжа готовит специалистов для разных
отраслей экономики. Учатся в нем дети из города Искитима и Искитимского
района.
Техникум всегда
славился своим коллективом, многие педагоги трудились здесь десятилетиями, отдавая
свое сердце, вкладывая душу в каждого студента. На протяжении уже 40 лет в этом
учебном заведении работает замечательный педагог и наставник Татьяна Пицына. Совсем недавно Татьяне Михайловне исполнилось 65 лет.
Она говорит, если бы в молодости кто-нибудь сказал, что свое призвание она найдет
именно в педагогике — ни за что бы не поверила. Татьяна родом из Искитима, училась
в школе № 1 и всегда мечтала стать юристом, но для поступления нужен был
иностранный язык, а по этому предмету у нее была четверка. Так что после школы за
компанию с подружками подала документы в «Сибстрин»
на отделение «Теплогазоснабжение и вентиляционные системы». После окончания работала
на НЗИВе инженером по вентиляции цехов. Но потом, после
рождения ребенка, решила что-то поменять в своей жизни, начала искать новую работу
и пришла в техникум. Думала, будет историком, ведь этот предмет она еще со школы
любила и прекрасно знала. Но бывший тогда директором Владимир Григорьевич Воробьев
сказал «Историк у нас есть, их не так сложно найти, а
вот преподавателя инженерной графики — нет». Тогда преподавателем инженерной графики
или попросту черчения была Клавдия Кузьминична Новак, которая работала с самого
первого дня открытия техникума. Она собиралась на заслуженный отдых, вот Татьяна
Михайловна ее и заменила. Было это в 1983 году. На удивление новая профессия очень
понравилась, несмотря на то, что буквально приходилось разрываться с утра с Южного
ехать на занятия, в обед — домой, покормить дочку, а вечером — вновь в техникум,
ведь занятия заканчивались в 21.20. Дети были разные, если их можно было назвать детьми, конечно. Работали дневное и вечернее отделения.
На втором учились парни и девушки, которые уже трудились на предприятиях. 25-летняя
Татьяна Михайловна была примерно одного с ними возраста, но она сумела стать
для них наставником, заслужить доверие и уважение. Не имея изначально педагогического
образования (курсы она закончила позднее), Татьяна Михайловна находила подход
практически к каждому студенту. Говорит, каждый — личность, которая достойна уважения,
от того она никогда ученикам не «тыкала», даже если и требовалось сделать внушение.
Ошибки бывают у многих, но важно не наказать, а помочь сделать выводы и пойти дальше.
Как преподаватель она старалась научить всех понимает студент инженерную графику,
не понимает — оставалась с ним отдельно после уроков и занималась до тех пор, пока
успеваемость не улучшалась. Имеется у Татьяны Пицыной
и опыт работы в школе — один урок. Как-то попросили подменить учителя черчения
в седьмом классе пятой школы. Пришла и поняла — ее педагогического опыта, чтобы
заострить внимание вообще не желающих слушать учеников, не хватает. В техникуме
все по-другому здесь учатся люди выбравшие профессию, серьезно и вдумчиво относящиеся
к каждому предмету. Сейчас сосчитать своих бывших учеников она уже не берется.
Их было очень много. Среди них и простые работяги, и люди, известные не только в
городе, и руководители предприятий, в том числе в сфере газового хозяйства, у нее
учился, например, заместитель главы города Константин Сеничев. До сих пор вспоминает
своего ученика Александра Егорова. Она только-только начала работать в техникуме,
а парень пришел учиться — Начал пропускать занятия, оставляла его, разговаривала
по душам. А он мне «Не могу чертить, я лучше в армию». Убеждала, что нужно доучиться,
но Александр рвался служить, причем, не просто в армии, а хотел в Афганистан. Не
сумела объяснить — Татьяна Михайловна замолкает, а потом с трудом добавляет,
— он погиб. Через год после того, как учебу бросил. У нас в колледже сейчас есть
мемориальная доска в честь Александра Егорова, приезжал его командир, рассказывал
об его подвиге, как он прикрывал отступление наших солдат, а для меня он остается
моим учеником. Жаль парня, был честным и справедливым, не умел юлить и врать.
В 90-х годах техникум переживал сложные времена, именно тогда было принято решение
сделать его филиалом Новосибирского строительно-монтажного колледжа. Эта реорганизация
привела к тому, что на базе учебного заведения стали открываться новые специальности.
Тогда-то и был объявлен первый набор будущих специалистов по монтажу и обслуживанию
систем газоснабжения, тем более что в филиале уже имелся свой преподаватель по
тепло-газоснабжению — именно такую профессию получила когда-то
в институте Татьяна Пицына. Сначала, конечно, были курсы
подготовки и переподготовки, ездила в Саранск, где в единственном по стране техникуме
была такая специальность, училась учить, запасалась специальной литературой и
документацией. Потом были лекции в Раменском Московской области на учебной базе
министерства газового хозяйства России — Помню свой первый курс, а после — выпуск
«газовщиков». Среди них была талантливая девочка Татьяна Чарковская,
— рассказывает Татьяна Михайловна — Она после техникума окончила институт и вернулась
преподавать как раз по этой специальности требовательный и знающий педагог, который
постоянно повышает свой уровень знаний, следит за всеми изменениями требований.
Горжусь, что я была ее преподавателем.
С 2010 года Татьяна Пицына
стала завучем искитимского филиала колледжа. Теперь занимается
больше воспитательной и организационной работой, но, как говорит сама, до сих
пор тянет пойти на урок не в качестве контролирующего, а преподавателем. На новой
должности работы всегда хватает. Сейчас в колледже много молодых преподавателей.
С ними эффективно работают предметно-цикловые комиссии, то есть объединения педагогов
определенной направленности. Эти комиссии возглавляют опытные педагоги, которые
не только контролируют работу молодых преподавателей, но и помогают им постичь
азы профессии, поддерживают, что-то подсказывают. А работу всего коллектива контролирует
Татьяна Михайловна — Коллектив у нас подобрался не просто профессиональный и активный,
— отмечает она — У нас все — неравнодушные люди. В последние десять лет ведь
много поменялось в самой системе образования, появились федеральные государственные
стандарты, пришлось вести большую документационную работу. Но весь коллектив слаженно
работал, не считаясь со своим личным временем. Благодаря этой работе удалось удачно
пройти аккредитацию и в 2014-ом, и в 2020-ом годах. Сейчас новые задачи — филиал
готовится закрыть две специальности и открыть новые. Предстоит и педагогов подобрать,
и программы написать, и подготовить документацию. Но, как говорит Татьяна Пицына, когда одна дверь закрывается — открывается новая.
Наталья Кривякина, фото автора и из
архива Татьяны Пицыной