Они были
первыми: Николай Бороздин
В 2023
году Искитимский историко-художественный музей
начинает реализацию проекта «Имя в истории». В связи с Годом учителя и
наставника проект начинается с публикации материалов о первых учителях Искитимского района.
Заметный след в истории Искитима оставил Бороздин Николай Филиппович,
один из первых учителей нашего района. Его педагогическая деятельность начиналась
в непростые 30-е годы. Серьезной проблемой была неграмотность значительной части
населения, особенно крестьянства. И советское руководство считало достижение
всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. В марте 1930 года, досрочно
окончив Бердскую девятилетнюю школу с педагогическим
уклоном, он в неполные 17 лет был назначен учителем в начальную школу деревни Елбаши бывшего Бердского, а ныне Искитимского района. Затем в течение полутора лет был заведующим
начальной школы села Улыбино Бердского,
а в последствии Искитимского района, а с 1 февраля
1932 г был переведен заведующим в пятикомплектную школу
села Койново. Выбирать не приходилось, где работать работал
там, где нужно было стране «Мы обучали детей грамоте, обогащали их память кругозором,
воспитывали молодое поколение способное и готовое осуществлять строительство социализма
и коммунизма», — напишет Николай Филиппович впоследствии в своих воспоминаниях.
С теплотой вспоминает Николай Филиппович своих добрых, наставников-учителей Саган
Раису Яковлевну, Аббакумову Анну Прохоровну, Серову
Марию Ивановну, Кокорину Антонину Михайловну.
Но были моменты
в педагогической практике молодого специалиста, когда надо было самостоятельно
принимать решения. В то время в деревне еще были сильны религиозные
предрассудки, мешавшие делу всеобуча «Пойдешь в школу — тебя постигнет кара небесная»,
— запугивали старики детей. И в знак протеста в деревнях стали происходить «чудеса»
то в одной, то в другой избе стали «светится» иконы. Дети с испугом рассказывали
друг другу об этом и вслед за взрослыми говорили, что это не к добру. И тогда Николай
на одном из уроков провел практическое занятие и показал, как и почему происходит
свечение икон. На глазах изумленных детей при помощи луковицы и тряпочки он
очистил одну из икон от
многолетней копоти. Это было трудное время щла
ломка старого и создание нового строя, нового мышления, новой жизни. В стране
не хватало учительских кадров и создавались классы с педагогическим уклоном, в
школе не хватало методических пособий, учебников, тетрадей, классная доска и
большие счеты — вот и все пособия. И учителя сами мастерили кое-что из наглядных
пособий. Оснащение школ было простым освещение — керосиновыми лампами, подвешенными
к потолку, отопление печное. Но ученики были старательными, прилежными, пропуски
уроков только по болезни или из-за отсутствия обуви и теплой одежды Занятия не
прекращались даже весной, когда бурно разливалась Бердь. Во время половодья один
учитель переезжал на другой берег, и в специально приготовленном помещении занятия
продолжались. Активно помогали во всеобуче и некоторые руководители колхозов и
совхозов. С
огромной благодарностью вспоминает Николай Филиппович
председателя колхоза в Улыбино Олейникова Михаила Ивановича,
постоянного и частого гостя в школе, которого интересовало все вплоть до мелочей.
Он, коммунист с 1920 года, познавший в дореволюционные годы кулацкую кабалу, всегда
был готов прийти на помощь учителям, которые в селе вершили дело огромной важности.
В 1930 году Николай Бороздин становится комсомольцем, и вместе с Ниной Дробыниной они создают комсомольскую ячейку, а в 1931 году по
их инициативе возник в Улыбино первый пионерский отряд
В 30-е гг вся страна, образно говоря, «села за букварь»
Политика всеобуча означала обучение не только детей, но и взрослых. И койновские учителя Банникова Анна Дмитриевна, Кушнер Антонина
Семеновна, Малышевская Евгения Львовна и учителя Черноречки
Афонькина Антонина Васильевна, Федорук Надежда Михайловна включились в это дело.
В Койново и Черной речке проводились ликбезы (занятия
со взрослым населением в вечернее время по ликвидации безграмотности). Самой уважаемой,
по воспоминаниям Бороздина, в Койновской школе была
Кокорина Антонина Михайловна, учительница с 30-летним стажем. Старшая по возрасту
она щедро делилась с молодыми учителями богатыми знаниями и опытом Е Л Малышевская
и А Д Банникова тоже были опытными учителями (около 15 лет педагогического стажа),
а А С Кушнер, как и Н Ф Бороздин, только начинала свою
педагогическую деятельность Но не только школьными заботами была полна жизнь сельских
учителей. Они были первыми комсомольцами на селе, а это значит не только борьба
за всеобуч, но и активная общественная работа на селе «Мы, учителя, кроме уроков
со школьниками проводили по вечерам занятия со взрослым населением по ликвидации
неграмотности, — вспоминает Николай Филиппович, — часто помогали сельскому совету
вести техническую работу. На собраниях и заседаниях были неизменными секретарями».
Не стояли комсомольцы и пионеры в стороне и от колхозных дел пахали, сеяли, убирали
наравне со взрослыми, иногда даже опережая их.
Шли годы первой
пятилетки Страна быстрыми темпами шла по пути индустриализации и коллективизации
в Искитиме начали строить цементный завод «И мы, комсомольцы, — пишет в своих
воспоминаниях Николай Филиппович, — были причастны к новому общему делу, участвуя
в комсомольских субботниках и воскресниках». Об одном таком воскреснике Бороздин
напишет в своих воспоминаниях «Помню тот мартовский день. Он оказался ветреным
и снежным. Пешком за разговорами быстро дошли до Черноречки.
Нам поручили самую неквалифицированную работу, непривычную для нас. Но работали
весь день с азартом, с шутками, подтруниваниями Устали, но задание было выполнено».
Участие учителей в воскресниках имело большое воспитательное значение и для детей
« в своем маленьком коллективе и в разговорах с детьми, своими учениками, мы неизменно
возвращались к тому, что вот скоро будет построен завод, а с ним и город'» Политика
страны на всеобуч, проводимая в 20-30-е годы, имела большое значение за короткий
срок была практически ликвидирована безграмотность населения и созданы кадры
советской интеллигенции дети рабочих и крестьян становились инженерами, врачами,
учителями, агрономами. Путь от букваря до освоения космоса страна пройдет всего
за 30 лет Гигантский труд советского учительства превратил за короткий срок нашу
страну в страну всеобщей грамотности. В этом общем деле на благо своего народа
огромная доля участия учителей нашего района «Жизнь наглядно и убедительно подтвердила,
что учителя, на счастливую долю которых выпало трудное и почетное дело — быть первыми
в осуществлении всеобщего начального обязательного обучения детей, — внес-эти свой
весомый вклад», — с гордостью вспоминал впоследствии Бороздин Николай Филиппович
Заведующий научно-просветительским сектором Любовь Замиралова,
фото из архива музея