Они были первыми: Николай Бороздин

 

В 2023 году Искитимский историко-художественный музей начинает реализацию проекта «Имя в истории». В связи с Годом учителя и наставника проект начинается с публикации материалов о первых учителях Искитимского района.

Заметный след в истории Искитима оставил Бороздин Николай Филиппович, один из первых учителей нашего района. Его педагогическая деятель­ность начиналась в непростые 30-е годы. Серьезной проблемой была неграмотность значитель­ной части населения, особенно крестьянства. И советское ру­ководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. В марте 1930 года, досрочно окончив Бердскую девятилет­нюю школу с педагогическим уклоном, он в неполные 17 лет был назначен учителем в на­чальную школу деревни Елбаши бывшего Бердского, а ныне Искитимского района. Затем в течение полутора лет был заведующим начальной школы села Улыбино Бердско­го, а в последствии Искитимско­го района, а с 1 февраля 1932 г был переведен заведующим в пятикомплектную школу села Койново. Выбирать не приходилось, где работать работал там, где нужно было стране «Мы обу­чали детей грамоте, обогаща­ли их память кругозором, вос­питывали молодое поколение способное и готовое осущест­влять строительство социализ­ма и коммунизма», — напишет Николай Филиппович впослед­ствии в своих воспоминаниях. С теплотой вспоминает Нико­лай Филиппович своих добрых, наставников-учителей Саган Ра­ису Яковлевну, Аббакумову Ан­ну Прохоровну, Серову Марию Ивановну, Кокорину Антонину Михайловну.

Но были моменты в педа­гогической практике молодо­го специалиста, когда надо бы­ло самостоятельно принимать решения. В то время в деревне еще были сильны религиозные предрассудки, мешавшие де­лу всеобуча «Пойдешь в шко­лу — тебя постигнет кара небес­ная», — запугивали старики де­тей. И в знак протеста в дерев­нях стали происходить «чудеса» то в одной, то в другой избе ста­ли «светится» иконы. Дети с ис­пугом рассказывали друг другу об этом и вслед за взрослыми говорили, что это не к добру. И тогда Николай на одном из уро­ков провел практическое заня­тие и показал, как и почему про­исходит свечение икон. На гла­зах изумленных детей при по­мощи луковицы и тряпочки он очистил одну из икон от много­летней копоти. Это было трудное время щла ломка старого и создание ново­го строя, нового мышления, но­вой жизни. В стране не хватало учительских кадров и создава­лись классы с педагогическим уклоном, в школе не хватало методических пособий, учебни­ков, тетрадей, классная доска и большие счеты — вот и все по­собия. И учителя сами мастери­ли кое-что из наглядных посо­бий. Оснащение школ было про­стым освещение — керосино­выми лампами, подвешенными к потолку, отопление печное. Но ученики были старательными, прилежными, пропуски уроков только по болезни или из-за от­сутствия обуви и теплой одеж­ды Занятия не прекращались даже весной, когда бурно раз­ливалась Бердь. Во время половодья один учитель переезжал на другой берег, и в специально приготовленном помещении за­нятия продолжались. Активно помогали во все­обуче и некоторые руководи­тели колхозов и совхозов. С огромной благодарностью вспо­минает Николай Филиппович председателя колхоза в Улыби­но Олейникова Михаила Ивано­вича, постоянного и частого го­стя в школе, которого интересо­вало все вплоть до мелочей. Он, коммунист с 1920 года, познав­ший в дореволюционные годы кулацкую кабалу, всегда был го­тов прийти на помощь учите­лям, которые в селе вершили де­ло огромной важности. В 1930 году Николай Бороз­дин становится комсомольцем, и вместе с Ниной Дробыниной они создают комсомольскую ячейку, а в 1931 году по их ини­циативе возник в Улыбино пер­вый пионерский отряд В 30-е гг вся страна, образ­но говоря, «села за букварь» Политика всеобуча означала обучение не только детей, но и взрослых. И койновские учи­теля Банникова Анна Дмитри­евна, Кушнер Антонина Семе­новна, Малышевская Евгения Львовна и учителя Черноречки Афонькина Антонина Васи­льевна, Федорук Надежда Ми­хайловна включились в это де­ло. В Койново и Черной речке проводились ликбезы (занятия со взрослым населением в ве­чернее время по ликвидации безграмотности). Самой уважаемой, по воспо­минаниям Бороздина, в Койнов­ской школе была Кокорина Ан­тонина Михайловна, учительница с 30-летним стажем. Старшая по возрасту она щедро дели­лась с молодыми учителями богатыми знаниями и опытом Е Л Малышевская и А Д Бан­никова тоже были опытными учителями (около 15 лет педа­гогического стажа), а А С Куш­нер, как и Н Ф Бороздин, толь­ко начинала свою педагогиче­скую деятельность Но не только школьными за­ботами была полна жизнь сель­ских учителей. Они были пер­выми комсомольцами на селе, а это значит не только борьба за всеобуч, но и активная обще­ственная работа на селе «Мы, учителя, кроме уроков со школь­никами проводили по вечерам занятия со взрослым населени­ем по ликвидации неграмот­ности, — вспоминает Николай Филиппович, — часто помога­ли сельскому совету вести тех­ническую работу. На собраниях и заседаниях были неизменны­ми секретарями». Не стояли комсомольцы и пи­онеры в стороне и от колхозных дел пахали, сеяли, убирали на­равне со взрослыми, иногда да­же опережая их.

Шли годы первой пятилетки Стра­на быстрыми темпами шла по пути ин­дустриализации и коллективизации в Искитиме начали строить цементный за­вод «И мы, комсомольцы, — пишет в сво­их воспоминаниях Николай Филиппович, — были причастны к новому общему де­лу, участвуя в комсомольских субботни­ках и воскресниках». Об одном таком воскреснике Бороз­дин напишет в своих воспоминаниях «Помню тот мартовский день. Он ока­зался ветреным и снежным. Пешком за разговорами быстро дошли до Черноречки. Нам поручили самую неквалифици­рованную работу, непривычную для нас. Но работали весь день с азартом, с шут­ками, подтруниваниями Устали, но зада­ние было выполнено». Участие учителей в воскресниках имело большое воспита­тельное значение и для детей « в сво­ем маленьком коллективе и в разговорах с детьми, своими учениками, мы неиз­менно возвращались к тому, что вот ско­ро будет построен завод, а с ним и город'» Политика страны на все­обуч, проводи­мая в 20-30-е го­ды, имела боль­шое значение за короткий срок была практиче­ски ликвидиро­вана безграмот­ность населения и созданы ка­дры советской интеллигенции дети рабочих и крестьян стано­вились инже­нерами, врача­ми, учителями, агрономами. Путь от буква­ря до освоения космоса страна пройдет всего за 30 лет Гигантский труд советского учи­тельства превратил за короткий срок на­шу страну в страну всеобщей грамотно­сти. В этом общем деле на благо своего народа огромная доля участия учителей нашего района «Жизнь наглядно и убе­дительно подтвердила, что учителя, на счастливую долю которых выпало труд­ное и почетное дело — быть первыми в осуществлении всеобщего начального обязательного обучения детей, — внес-эти свой весомый вклад», — с гордостью вспоминал впоследствии Бороздин Ни­колай Филиппович

Заведующий научно­-просветительским сектором Любовь Замиралова, фото из архива музея