Без прошлого не будет будущего

 

4 апреля в конференц-зале Духовно-просветительского центра Искитимской епархии прошла Вторая Всероссийская научная церковно-историческая ко  нференция «Краеведение и церковная история Сибири»

Конференция собрала боль­шое количество участников от самых серьезных научных, об­разовательных и исследователь­ских организаций, таких как Рус­ское географическое общество, Новосибирская православная духовная семинария, мульти­медийный исторический парк «Россия — моя история», госу­дарственная публичная науч­но-техническая библиотека СО РАН и самых разных ученых от Москвы, до Нижневартовска и Томска. Многие подключились к конференции посредством видеосвязи. Участников приветствовал епископ Искитимский и Черепановский Лука. Владыка побла­годарил всех, кто откликнулся на приглашение собравшихся в зале и присоединившихся он­лайн по видеосвязи — Наше мероприятие посвя­щено любви к родной земле и ее истории, — отметил управля­ющий Искитимской епархией — Если мы не будем знать про­шлого, то у нас практически и не будет будущего. История России складывается из истории краев и областей, городов малых и боль­ших, поселков, приходов и даже конкретных личностей. Рассма­тривая биографию отдельного человека, мы глубже проникаем в историю страны, так как лич­ность тесно завязана с любыми событиями своей эпохи. Епископ Искитимский и Черепановский Лука подчеркнул, что конференция призвана объ­единить усилия исследователей, богословов, краеведов, истори­ков. И выразил уверенность, что это позволит создать общее об­разовательное информацион­ное пространство, которое бу­дет полезным каждому. Владыка пожелал плодотворной работы и Божьей помощи участникам мероприятия.

Исторические парки и воспитание патриотов

О ресурсах исторических пар­ков «Россия — моя история» и преподавании истории в обра­зовательных учреждениях рас­сказала в своем докладе заме­ститель директора парка в Но­восибирске Ольга Бондаренко. Парк отметил уже свое пяти­летие, как и во всех 24 парках, в новосибирском представлена целостная мультимедийная кар­тина тысячелетней истории Рос­сии от зарождения государства до наших дней. Здесь работают четыре экспозиции «Рюрико­вичи», «Романовы», «20 век» и временные выставки. За время работы парка, с 2017 года, его посетили 439 тысяч че­ловек, из которых 320 тысяч — учащиеся образовательных уч­реждений. В 2022 году команда исторического парка реализова­ла 206 тематических мероприя­тий, выставок, лекций и семи­наров. За это время проведено 1282 экскурсии. Большой популярностью пользуется цифровая экспози­ция «В начале было Слово» Она дополняет экспозицию «Рюри­ковичи» Уникальный цифро­вой тренажер русской калли­графии позволяет потрениро­ваться в четырех видах пись­ма уставе, вязи, полууставе и скорописи. В 2022 году в парке открыты шесть выставочных проектов в поддержку специальной воен­ной операции. Для детей из До­нецкой и Луганской республик регулярно проводятся экскур­сии. Ольга Бондаренко расска­зала и о планах исторического парка на текущий год и ближай­шее будущее. Кандидат филологических наук, научный сотрудник от­дела редких книг и рукописей ГПНТБ Новосибирска Василий Подопригора представил инте­ресный доклад о таком источни­ке по истории русских городов и церквей Сибири XVII-XIX веков, как записи на книгах. Типы записей могут быть разными. Это владельческие, рассказывающие о принадлеж­ности определенному лицу, за­продажные — своеобразные купчие на книгу, складные — читательские пометки или свои замечания — Записи в книгах — уникаль­ный источник, в том числе для изучения краеведения, — отме­тил Василий Подопригора — Из­учая их можно многое сказать о жителях, в первую очередь, Си­бири, их образованности, инте­ресах, социальных связях. Докладчик представил не­сколько редких экземпляров пе­чатных книг прошлых веков и тех записей, которые есть на их страницах. В ГПНТБ хранится поистине уникальная книга Апостол 1564 года издания — первая дати­рованная книга, напечатанная Иваном Федоровым. Во всей Си­бири сейчас осталось два экзем­пляра Апостола. Оба хранятся в Новосибирске.

В представленном экземпля­ре книги есть запись, в которой указывается как владелец кни­ги — Лосиноборский Спасо-Пре­ображенский монастырь на ре­ке Кеть. Он основан в конце 1670-годов, а упразднен в 1765 году. При нем существовала бо­гатая библиотека и, в частности, в это время здесь хранился дан­ный экземпляр Апостола. Одна из самых старых книг в фонде библиотеки — Триодь цветная. Часто новые владельцы книги записи о прежнем стара­лись стирать. Так и в этой кни­ге. Но все же она, хотя и плохо, но читается «и триодь цветная повсядневная и воскресная 156-го (1648) году была прода­на куплена на великой реке Ле­не в Якутском остроге. » Зная, что острог основан казаками в 1632 году, можно предположить, что кто-то из первопроходцев не просто читал книги, но и во­зил их с собой. Складные записи о принад­лежности книги часто делались по слову на разных страницах и составляли одну запись. Ценный экземпляр книги — Псалтырь с восследованием, 1625 года пе­чати — имеет такую. Начинает­ся она со слов « И Подонского» — это явно титул митрополита Из записи можно предположить, что речь идет о Киприане первом архиепископе Тобольском, с 1624 года — митрополите Крутицком (Сарском и Подонским). А пере­дана книга была в собор в Тоболь­ске, который заложен в 1622 году. Василий Подопригора расска­зал еще об одной книге — Ефрем Сирин Поучения, 1647 года пе­чати Это, в отличие от других книг, не богослужебная, просто для полезного чтения. На этой книге пространная сборная запись «книга малмыжского купца Василия Буракова подарена калужским купцом в охотском порте 1768 году» На страницах владелец описывает свое путешествие в «охотский» порт, то есть на север, как при­вез книгу в Иркутск, где ее читал в 1789 году цеховой иконописец. Еще один раритет — Грамма­тика Мелетия Смотрицкого, 1648 года печати. Здесь так же сбор­ная пространная запись полу­уставом. Она гласит «Сибирский человек Петрушка Исатов Палкин московскому человеку бояр­скому Титу Якова сыну Флорову продал, взял за нее без гривны 40 копеек» .Запись сделана соб­ственноручно неким Петрушкой, но очень грамотно и аккуратно. Все эти примеры записей на книгах свидетельствуют о том, что в 17 веке Сибирь не была за­холустьем, здесь жили грамот­ные люди, сюда приезжали куп­цы для торговли, а несомненная любовь к книгам лишь еще раз говорит об этом.

Голос вечности

Доклады, прозвучавшие на конференции, были дополне­ны выставкой древних книг, прошедшей в рамках встре­чи. Здесь были представлены экспонаты выставки старин­ных книг «Голос Вечности», ор­ганизованной Искитимской е  пархией в Искитимском исто­рико-художественном музее. Глядя на все многообразие об­разцов журналов и сборников, понимаешь, что православная книга — это не только сборни­ки обрядовых текстов и поуче­ний, это еще и учебники, дет­ские книги, различная просве­тительская литература. Самый древний экспонат — карман­ный псалтырь сборник писа­ний, составленных пророком Давидом, 1816 года печати. Эта выставка была дополне­на уникальными экспонатами и печатными памятниками из отдела редких и ценных книг ГПНТБ СО РАН, которые при­везли специально для участни­ков конференции — Мы представили факси­мильные издания — точные ко­пии славянских книг, которым более тысячи лет, — расска­зал научный сотрудник отде­ла редких книг и рукописей ГП­НТБ Антон Коваленко — У сла­вян в 9-10 веках были не толь­ко богослужебные книги, но и сборники, в которых собраны современные для того време­ни достижения гуманитарных наук. Один из представленных образцов — настоящий научный сборник. Здесь есть трактат Ге­оргия Хиробоска о филологиче­ском использовании слова, «Во­просы и ответы» Анастасия Синаита, трактат об астрономии и астрологии. Также на выставке были представлены книги 1657 года печати и рукописи 19 века

Паллас на Берди

Внештатный корреспондент федеральный и региональных СМИ исследователь Игорь Сте­панов на церковно-историче­ской конференции «Краеведе­ние и церковная история Сиби­ри» представил доклад «Паллас на Берди». В 2021 году исполнилось 250 лет с того дня, когда территорию современного Искитимского рай­она посетил Петр Симон Паллас (нем Peter Simon Pallas) — уче­ный, естествоиспытатель и пу­тешественник на русской служ­бе (1767—1810), руководитель основного отряда академической экспедиции 1768-1774 годов. Экспедиция прошла практи­чески всю Россию от Петербурга до Забайкалья. Длительность ее была пять лет. Зауральская часть такого длительного похода при­ходится на 1771-1773 годы. В 1771 году экспедиция про­ходила через территории совре­менного Искитимского района и в целом Новосибирской области. На территорию области Петр Паллас попал следуя из Омска до Семипалатинска, а затем че­рез Барнаул на Сузун, где знако­мился с работой медеплавиль­ного завода. В составе экспедиции было несколько человек, в том числе чучельник, рисовальщик, егерь и кухарка. Уже из этого переч­ня понятны задачи «касаться до естества земель и вод, до из­брания, по которому каждая не­обработанная земля или нена­селенное место уповательно с пользою назначено быть может к хлебопашеству, до экономий населенных мест, до описания особливых болезней». Список задач огромен, на­чиная от обычаев местного на­селения, их способности к ка­ким-либо работам, до промыш­ленного устройства, географии, геологии. Все это вменялось экс­педиции Петра Палласа. Полу­ченная информация в дальней­шем была изложена в шести то­мах (пять книг и один атлас) огромного труда «Путешествие по разным местам Российско­го государства». Сейчас все они есть в переводе и в свободном доступе. Вторая часть третьего тома посвящена зауральским похождениям, в том числе по Искитимскому району. В 18 веке было несколько экс­педиций разных путешествен­ников по Сибири, но почему-то все обходили территорию со­временной Новосибирской об­ласти, уходя через барабинские степи на Алтай, а в обратном направлении двигаясь через Ке­меровскую область. Только Петр Паллас выбрал путь от Барнаула до Томска самым кратчайшим путем через Сузун и Искитимский район — по старому Бар­наульско -Томскому тракту, ко­торый сейчас существует в от­дельных участках, в том числе от федеральной трассы до села Легостаево и дальше до Влади­мировки. Раньше это был по­чтовый тракт, на котором рабо­тали и ямы, и ямщики, и ноч­лежные избы. Из Сузуна, где Паллас описы­вал завод, технологии, рабочих, он направился в село Шипуново, затем через деревни Карасьева и Безменова вышел к Тальменке Алтайского края, а уже отту­да двинулся на север в село Мед­ведица (нынешнее Медведское) « Но чтобы выехать на Том­скую дорогу не оставалось мне иного способа, как давать кру­ги, — пишет путешественник — Должен был дать большой крюк, чтобы переехать речку Иню А потом еще больший круг, что­бы объехать ключ речки Елав-ки Земля здесь весьма плодо­родная, по причине многих те­кущих ручейков влажна. Я дол­жен был ехать, не имея ни малых следов, путь сей мне был очень труден. Я мог бы на Томскую до­рогу гораздо ближайшим путем выехать, ежели через лес была бы проложена дорога». В Медведице Паллас остано­вился на ночевку, а затем на­правился на деревню Белов­скую (ныне Белово Искитимского района). Вот что он пишет. Здесь верст за 15 до деревни Бе­ловской, где течет речка Выдриха, лежат прекрасные поля, на которых хлеб от каждого зерна дает от 25 до 30 зерен» Также путешественник отметил, что территория между Обью и То­мью заселена не так густо, как следовало бы. Одной из задач экспедиции было фиксировать не только лесные и сельскохозяйственные богатства, но и описывать жи­вотный мир. Петр Паллас заме­тил большое количество мышей на полях, которое было в том да­леком году между Медведским и Белово «Полевых мышей бы­ло в то лето великое множество и желтых с черной по хребту по­лосой, и маленьких совсем жел­тых», — пишет он в заметках — Кстати, при переводе тру­дов Палласа на русский язык переводчик допустил ошибку, — отметил автор доклада Игорь Степанов — В тексте перевода значилась деревня не Беловская, а Березовская. Когда я пытал­ся построить маршрут путеше­ственника, было непонятно, что это за Березовская. Пришлось заглянуть в оригинал, а там не­мецким по белому написано «Беловская». Тогда стало понят­нее, где пролегал маршрут. Из записей путешествия « А на другой стороне деревни Бе­ловской возвышаются боль­шие холмы, переехав кои при­едешь к большой реке Бердь, на песчаных берегах коея инде находятся прекрасные леса из соснягу». Игорь Степанов выдвинул свою гипотезу выход Петра Палласа к Верди состоялся при­мерно в пяти километрах от Бе­лово по пути на Девкино. Там Бердь делает изгиб и подходит почти к самой дороге. Старая карта подтверждает, что новая трасса проходит примерно там же, где была старая. И с этой точ­ки между Белово и Девкино Пал­лас вполне мог увидеть Бердь. Проехав еще 15 верст вдоль по реке путешественник подъ­ехал к церковной деревне (ны­не село Легостаево) Вот как описывал приклю­чившийся с ним неприятный случай сам Паллас «Версты за четыре или пять не доез­жая деревни вышел я из коля­ски для собирания семян, вле­зая же опять в коляску упал я на правую руку так, что вывихнул плечной сустав. Отчего воспос­ледовала несноснейшая боль и опухоль, что я не мог руки не поворотить, не поднять, и через великую силу мог доехать до де­ревни, где следующий весь день пролежать должен был и вывих­нутую руку иметь обвязанную и без всякого действия» — Вот так 250 лет назад из­вестный путешественник с ми­ровым именем Петр Паллас приехал в село Легостаево, — подчеркнул докладчик Игорь Степанов — О самом селе он ма­ло написал, видимо, болела ру­ка. Но, я считаю, для истории и села, и всего района этот визит — большое событие. Мало веро­ятно, что сейчас кто-то что-то слышал о его приезде или о до­ме, где он лежал сутки. Было бы интересно попытаться найти то место, где стоял дом, приютив­ший путешественника. Может, из глубины веков всплывут из­устные предания о появлении неведомо откуда в селе Легостаевском ученого с перевязанной рукой, едущего в коляске. А па­мятная табличка или какой-ни­будь другой знак внимания ста­ли бы достопримечательностью Легостаево. Имя Палласа увековечено в множестве географических объ­ектах как в России (в том числе — в Новосибирске), так и во всем мире — и даже на обратной сто­роне Луны Может, и Легостаево сохранит свою частичку памяти о великом исследователе.

Только 4 сентября путеше­ственник нашел силы отправить­ся дальше на деревню Мостовую (село Мосты). Из записей Палла­са «Переехал я реку Бердь, через которую у самого села есть пере­воз. По другою сторону реки до­рога весьма худа и грязна. На другом берегу реки Томы (Чем), через которую переезжают у Мо­стовой деревни, лежат горы. Притом видны вершины хребта, который от Кузнецка, как рукав высокого хребта между Чемом и Чумышем даже до сих мест про­стирается, и из которого река Бердь вытекает.» За Мостами в деревне Безголосова, которой сейчас уже нет, путешественник переночевал, а дальше двинулся на Томск.

История храмов на территории Новосибирской области

Преподаватель Новосибирской православной духовной акаде­мии иерей Виталий Гуляев пред­ставил интересный доклад о цер­ковной жизни в Новосибирской области, а в частности на терри­тории нынешней Искитимской епархии в городе Болотном и селе Шипуново Сузунского района, во второй половине XX века — Это было сложное время для всей Русской православной церк­ви, — подчеркнул Виталий Гуля­ев — Во второй половине 40-х го­дов произошел небольшой при­рост храмов, но в начале 60-х го­дов они вновь стали закрываться. К 1945 году на территории обла­сти существовали всего четыре храма, два из них — на террито­рии Искитимской и Черепанов-ской епархии. Два храма находились на тер­ритории Новосибирска это Успенский собор, единствен­ный, который не закрывался, а в 1944 году открылся Вознесен­ский собор. В феврале 1945 года усилиями владыки Варфоломея (Городцева), который управлял Новоси­бирской епархией с 1943 по 1956 годы, было получено разрешение на открытие третьего храма на территории Новосибирской обла­сти — Вознесенской церкви в се­ле Шипуново Сузунского района. Шипуновский храм был по­строен еще в 1889 году, закрыт предположительно в 1937 го­ду, когда расстреляли последне­го служившего там священни­ка. Здание переоборудовали под зернохранилище, поэтому храму требовался ремонт. Он открылся только в сентябре 1945 года. Приход был малодоходный, священники долго не задержи­вались, новых удавалось найти с трудом. История Вознесенской церкви закончилась в 1964 году, когда деревянный храм сгорел. Община была снята с регистра­ции, но удалось сохранить утварь храма Икона Спасителя и Божь­ей матери с иконостаса находит­ся сейчас в Воскресенском кафе­дральном соборе. Храм святителя Николая Чудо­творца открылся также в 1945 го­ду. Несмотря на то, что в Болот­ном сохранилось здание церкви 1912 года постройки, было ре­шено о создании молитвенно­го дома, так как храм был пере­оборудован под склад, а затем под кинотеатр. Молитвенный дом просуществовал всю вто­рую половину 20 века, он открыт и сейчас. В 1954 году в Новосибирской области было семь православных приходов, два из них находились на большой расстоянии от Но­восибирска. В крупных населен­ных пунктах региона, таких как Бердск, Куйбышев, Барабинск, в том числе Искитим, приходов во­обще не было. В начале 60-х годов началась новая волна закрытия храмов, в 1961 году были закрыты три церкви, а после пожара в хра­ме села Шипуново в Новоси­бирской области осталось три действующих храма, в том чис­ле Никольский храм в городе Болотное. В ходе конференции прозву­чало немало других докладов об истории и краеведении. Ее орга­низатор Игорь Затолокин побла­годарил всех выступающих, вру­чил им дипломы и интересные книги о сузунском храме.

Анна Зубарева, Наталья Кривякина, фото авторов