Без прошлого
не будет будущего
4
апреля в конференц-зале Духовно-просветительского центра Искитимской
епархии прошла Вторая Всероссийская научная церковно-историческая ко нференция
«Краеведение и церковная история Сибири»
Конференция собрала
большое количество участников от самых серьезных научных, образовательных и исследовательских
организаций, таких как Русское географическое общество, Новосибирская православная
духовная семинария, мультимедийный исторический парк «Россия — моя история», государственная
публичная научно-техническая библиотека СО РАН и самых разных ученых от
Москвы, до Нижневартовска и Томска. Многие подключились к конференции посредством
видеосвязи. Участников приветствовал епископ Искитимский
и Черепановский Лука. Владыка поблагодарил всех, кто
откликнулся на приглашение собравшихся в зале и присоединившихся онлайн по видеосвязи
— Наше мероприятие посвящено любви к родной земле и ее истории, — отметил управляющий
Искитимской епархией — Если мы не будем знать прошлого, то у нас практически и не будет будущего. История России
складывается из истории краев и областей, городов малых и больших, поселков, приходов
и даже конкретных личностей. Рассматривая биографию отдельного человека, мы глубже
проникаем в историю страны, так как личность тесно завязана с любыми событиями
своей эпохи. Епископ Искитимский и Черепановский Лука подчеркнул, что конференция призвана объединить
усилия исследователей, богословов, краеведов, историков. И выразил уверенность,
что это позволит создать общее образовательное информационное пространство, которое
будет полезным каждому. Владыка пожелал плодотворной работы и Божьей помощи участникам
мероприятия.
Исторические парки
и воспитание патриотов
О ресурсах исторических
парков «Россия — моя история» и преподавании истории в образовательных учреждениях
рассказала в своем докладе заместитель директора парка в Новосибирске Ольга Бондаренко.
Парк отметил уже свое пятилетие, как и во всех 24 парках, в новосибирском представлена
целостная мультимедийная картина тысячелетней истории России от зарождения государства
до наших дней. Здесь работают четыре экспозиции «Рюриковичи», «Романовы», «20 век»
и временные выставки. За время работы парка, с 2017 года, его посетили 439 тысяч
человек, из которых 320 тысяч — учащиеся образовательных учреждений. В 2022 году
команда исторического парка реализовала 206 тематических мероприятий, выставок,
лекций и семинаров. За это время проведено 1282 экскурсии. Большой популярностью
пользуется цифровая экспозиция «В начале было Слово» Она дополняет экспозицию
«Рюриковичи» Уникальный цифровой тренажер русской каллиграфии позволяет потренироваться
в четырех видах письма уставе, вязи, полууставе и скорописи. В 2022 году в парке
открыты шесть выставочных проектов в поддержку специальной военной операции. Для
детей из Донецкой и Луганской республик регулярно проводятся экскурсии. Ольга
Бондаренко рассказала и о планах исторического парка на текущий год и ближайшее будущее. Кандидат филологических наук, научный сотрудник
отдела редких книг и рукописей ГПНТБ Новосибирска Василий Подопригора представил
интересный доклад о таком источнике по истории русских городов и церквей Сибири
XVII-XIX веков, как записи на книгах. Типы записей могут быть разными. Это владельческие,
рассказывающие о принадлежности определенному лицу, запродажные — своеобразные
купчие на книгу, складные — читательские пометки или свои замечания — Записи в книгах
— уникальный источник, в том числе для изучения краеведения, — отметил Василий
Подопригора — Изучая их можно многое сказать о жителях, в первую очередь, Сибири,
их образованности, интересах, социальных связях. Докладчик представил несколько
редких экземпляров печатных книг прошлых веков и тех записей, которые есть на их
страницах. В ГПНТБ хранится поистине уникальная книга Апостол 1564 года издания
— первая датированная книга, напечатанная Иваном Федоровым. Во всей Сибири сейчас
осталось два экземпляра Апостола. Оба хранятся в Новосибирске.
В представленном
экземпляре книги есть запись, в которой указывается как владелец книги — Лосиноборский Спасо-Преображенский
монастырь на реке Кеть. Он основан в конце 1670-годов,
а упразднен в 1765 году. При нем существовала богатая библиотека и, в частности,
в это время здесь хранился данный экземпляр Апостола. Одна из самых старых книг
в фонде библиотеки — Триодь цветная. Часто новые владельцы книги записи о прежнем
старались стирать. Так и в этой книге. Но все же она, хотя и плохо, но читается
«и триодь цветная повсядневная и воскресная 156-го
(1648) году была продана куплена на великой реке Лене в Якутском остроге. » Зная, что острог основан казаками в 1632 году, можно предположить,
что кто-то из первопроходцев не просто читал книги, но и возил их с собой.
Складные записи о принадлежности книги часто делались по слову на разных страницах
и составляли одну запись. Ценный экземпляр книги — Псалтырь с восследованием, 1625 года печати — имеет такую. Начинается
она со слов « И Подонского»
— это явно титул митрополита Из записи можно предположить, что речь идет о Киприане первом архиепископе Тобольском, с 1624 года — митрополите
Крутицком (Сарском и Подонским).
А передана книга была в собор в Тобольске, который заложен в 1622 году.
Василий Подопригора рассказал еще об одной книге — Ефрем Сирин Поучения, 1647 года
печати Это, в отличие от других книг, не богослужебная,
просто для полезного чтения. На этой книге пространная сборная запись «книга малмыжского купца Василия Буракова
подарена калужским купцом в охотском порте 1768 году» На страницах владелец описывает
свое путешествие в «охотский» порт, то есть на север, как привез книгу в Иркутск,
где ее читал в 1789 году цеховой иконописец. Еще один раритет — Грамматика Мелетия Смотрицкого, 1648 года печати.
Здесь так же сборная пространная запись полууставом. Она гласит «Сибирский
человек Петрушка Исатов Палкин
московскому человеку боярскому Титу Якова сыну Флорову продал, взял за нее без
гривны 40 копеек» .Запись сделана собственноручно неким
Петрушкой, но очень грамотно и аккуратно. Все эти примеры записей на книгах свидетельствуют
о том, что в 17 веке Сибирь не была захолустьем, здесь жили грамотные люди, сюда
приезжали купцы для торговли, а несомненная любовь к книгам лишь еще раз
говорит об этом.
Голос вечности
Доклады, прозвучавшие
на конференции, были дополнены выставкой древних книг, прошедшей в рамках встречи.
Здесь были представлены экспонаты выставки старинных книг «Голос Вечности», организованной
Искитимской е пархией
в Искитимском историко-художественном музее. Глядя на
все многообразие образцов журналов и сборников, понимаешь, что православная
книга — это не только сборники обрядовых текстов и поучений, это еще и учебники,
детские книги, различная просветительская литература. Самый древний экспонат
— карманный псалтырь сборник писаний, составленных пророком Давидом, 1816 года
печати. Эта выставка была дополнена уникальными экспонатами и печатными памятниками
из отдела редких и ценных книг ГПНТБ СО РАН, которые привезли специально для участников
конференции — Мы представили факсимильные издания — точные копии славянских книг,
которым более тысячи лет, — рассказал научный сотрудник отдела редких книг и рукописей
ГПНТБ Антон Коваленко — У славян в 9-10 веках были не только богослужебные книги,
но и сборники, в которых собраны современные для того времени достижения гуманитарных
наук. Один из представленных образцов — настоящий научный сборник. Здесь есть трактат
Георгия Хиробоска о филологическом использовании слова,
«Вопросы и ответы» Анастасия Синаита, трактат об астрономии
и астрологии. Также на выставке были представлены книги 1657 года печати и рукописи 19 века
Паллас на Берди
Внештатный корреспондент
федеральный и региональных СМИ исследователь Игорь Степанов на церковно-исторической
конференции «Краеведение и церковная история Сибири» представил доклад «Паллас
на Берди». В 2021 году исполнилось 250 лет с того дня, когда территорию
современного Искитимского района посетил Петр Симон Паллас
(нем Peter Simon Pallas) — ученый, естествоиспытатель и путешественник на русской
службе (1767—1810), руководитель основного отряда академической экспедиции 1768-1774
годов. Экспедиция прошла практически всю Россию от Петербурга до Забайкалья. Длительность
ее была пять лет. Зауральская часть такого длительного похода приходится на
1771-1773 годы. В 1771 году экспедиция проходила через территории современного
Искитимского района и в целом Новосибирской области. На
территорию области Петр Паллас попал следуя из Омска
до Семипалатинска, а затем через Барнаул на Сузун, где знакомился с работой медеплавильного
завода. В составе экспедиции было несколько человек, в том числе чучельник, рисовальщик,
егерь и кухарка. Уже из этого перечня понятны задачи «касаться до естества земель
и вод, до избрания, по которому каждая необработанная земля или ненаселенное
место уповательно с пользою назначено быть может к хлебопашеству,
до экономий населенных мест, до описания особливых болезней». Список задач огромен,
начиная от обычаев местного населения, их способности к каким-либо работам, до
промышленного устройства, географии, геологии. Все это вменялось экспедиции Петра
Палласа. Полученная информация в дальнейшем была изложена в шести томах (пять
книг и один атлас) огромного труда «Путешествие по разным местам Российского государства».
Сейчас все они есть в переводе и в свободном доступе. Вторая часть третьего
тома посвящена зауральским похождениям, в том числе по Искитимскому
району. В 18 веке было несколько экспедиций разных путешественников по Сибири,
но почему-то все обходили территорию современной Новосибирской области, уходя
через барабинские степи на Алтай, а в обратном
направлении двигаясь через Кемеровскую область. Только Петр Паллас выбрал путь
от Барнаула до Томска самым кратчайшим путем через Сузун и Искитимский
район — по старому Барнаульско
-Томскому тракту, который сейчас существует в отдельных участках, в том числе
от федеральной трассы до села Легостаево и дальше до Владимировки. Раньше это был
почтовый тракт, на котором работали и ямы, и ямщики, и ночлежные избы. Из Сузуна,
где Паллас описывал завод, технологии, рабочих, он направился в село Шипуново,
затем через деревни Карасьева и Безменова
вышел к Тальменке Алтайского края, а уже оттуда двинулся на север в село Медведица
(нынешнее Медведское) « Но чтобы выехать на Томскую дорогу
не оставалось мне иного способа, как давать круги, — пишет путешественник — Должен
был дать большой крюк, чтобы переехать речку Иню А потом еще больший круг, чтобы
объехать ключ речки Елав-ки Земля здесь весьма плодородная,
по причине многих текущих ручейков влажна. Я должен был ехать, не имея ни малых
следов, путь сей мне был очень труден. Я мог бы на Томскую дорогу гораздо ближайшим
путем выехать, ежели через лес была бы проложена дорога». В Медведице Паллас остановился
на ночевку, а затем направился на деревню Беловскую
(ныне Белово Искитимского района). Вот что он пишет.
Здесь верст за 15 до деревни Беловской, где течет речка
Выдриха, лежат прекрасные поля, на которых хлеб от каждого
зерна дает от 25 до 30 зерен» Также путешественник отметил, что территория между
Обью и Томью заселена не так густо, как следовало бы. Одной из задач экспедиции
было фиксировать не только лесные и сельскохозяйственные богатства, но и описывать
животный мир. Петр Паллас заметил большое количество мышей на полях, которое было
в том далеком году между Медведским и Белово «Полевых мышей было в то лето великое
множество и желтых с черной по хребту полосой, и маленьких совсем желтых», — пишет
он в заметках — Кстати, при переводе трудов Палласа на русский язык переводчик
допустил ошибку, — отметил автор доклада Игорь Степанов — В тексте перевода
значилась деревня не Беловская, а Березовская. Когда я
пытался построить маршрут путешественника, было непонятно, что это за Березовская.
Пришлось заглянуть в оригинал, а там немецким по белому написано «Беловская». Тогда стало понятнее, где пролегал маршрут. Из
записей путешествия « А на другой стороне деревни Беловской возвышаются большие холмы, переехав кои приедешь
к большой реке Бердь, на песчаных берегах коея инде находятся прекрасные леса из соснягу».
Игорь Степанов выдвинул свою гипотезу выход Петра Палласа к Верди состоялся примерно
в пяти километрах от Белово по пути на Девкино. Там
Бердь делает изгиб и подходит почти к самой дороге. Старая карта подтверждает, что
новая трасса проходит примерно там же, где была старая. И с этой точки между Белово
и Девкино Паллас вполне мог увидеть Бердь. Проехав еще
15 верст вдоль по реке путешественник подъехал к церковной деревне (ныне село
Легостаево) Вот как описывал приключившийся с ним неприятный случай сам Паллас
«Версты за четыре или пять не доезжая деревни вышел я из коляски для собирания
семян, влезая же опять в коляску упал я на правую руку так, что вывихнул
плечной сустав. Отчего воспоследовала несноснейшая боль
и опухоль, что я не мог руки не поворотить, не поднять, и через великую силу мог
доехать до деревни, где следующий весь день пролежать должен был и вывихнутую
руку иметь обвязанную и без всякого действия» — Вот так 250 лет назад известный
путешественник с мировым именем Петр Паллас приехал в село Легостаево, — подчеркнул
докладчик Игорь Степанов — О самом селе он мало написал, видимо, болела рука.
Но, я считаю, для истории и села, и всего района этот визит — большое событие. Мало
вероятно, что сейчас кто-то что-то слышал о его приезде или о доме, где он лежал
сутки. Было бы интересно попытаться найти то место, где стоял дом, приютивший путешественника.
Может, из глубины веков всплывут изустные предания о появлении неведомо откуда
в селе Легостаевском ученого с перевязанной рукой, едущего
в коляске. А памятная табличка или какой-нибудь другой знак внимания стали бы
достопримечательностью Легостаево. Имя Палласа увековечено в множестве географических
объектах как в России (в том числе — в Новосибирске), так и во всем мире — и даже
на обратной стороне Луны Может, и Легостаево сохранит свою частичку памяти о великом
исследователе.
Только 4 сентября
путешественник нашел силы отправиться дальше на деревню Мостовую (село Мосты).
Из записей Палласа «Переехал я реку Бердь, через которую у самого села есть перевоз.
По другою сторону реки дорога весьма худа и грязна. На другом берегу реки Томы
(Чем), через которую переезжают у Мостовой деревни, лежат горы. Притом видны вершины
хребта, который от Кузнецка, как рукав высокого хребта между Чемом и Чумышем даже до сих мест простирается, и из которого
река Бердь вытекает.» За Мостами в деревне Безголосова,
которой сейчас уже нет, путешественник переночевал, а дальше двинулся на Томск.
История храмов
на территории Новосибирской области
Преподаватель
Новосибирской православной духовной академии иерей Виталий Гуляев представил интересный
доклад о церковной жизни в Новосибирской области, а в частности на территории
нынешней Искитимской епархии в городе Болотном и селе
Шипуново Сузунского района, во второй половине XX века — Это было сложное время
для всей Русской православной церкви, — подчеркнул Виталий Гуляев — Во второй
половине 40-х годов произошел небольшой прирост храмов, но в начале 60-х годов
они вновь стали закрываться. К 1945 году на территории области существовали всего
четыре храма, два из них — на территории Искитимской
и Черепанов-ской епархии. Два храма находились на территории
Новосибирска это Успенский собор, единственный, который не закрывался, а в
1944 году открылся Вознесенский собор. В феврале 1945 года усилиями владыки Варфоломея
(Городцева), который управлял Новосибирской епархией
с 1943 по 1956 годы, было получено разрешение на открытие третьего храма на
территории Новосибирской области — Вознесенской церкви в селе Шипуново Сузунского
района. Шипуновский храм был построен еще в 1889 году,
закрыт предположительно в 1937 году, когда расстреляли последнего служившего там
священника. Здание переоборудовали под зернохранилище, поэтому храму
требовался ремонт. Он открылся только в сентябре 1945 года. Приход был малодоходный,
священники долго не задерживались, новых удавалось найти с трудом. История Вознесенской
церкви закончилась в 1964 году, когда деревянный храм сгорел. Община была снята
с регистрации, но удалось сохранить утварь храма Икона Спасителя и Божьей матери
с иконостаса находится сейчас в Воскресенском кафедральном соборе. Храм святителя
Николая Чудотворца открылся также в 1945 году. Несмотря на то, что в Болотном
сохранилось здание церкви 1912 года постройки, было решено о создании молитвенного
дома, так как храм был переоборудован под склад, а затем под кинотеатр. Молитвенный
дом просуществовал всю вторую половину 20 века, он открыт и сейчас. В 1954 году
в Новосибирской области было семь православных приходов, два из них находились
на большой расстоянии от Новосибирска. В крупных населенных пунктах региона, таких
как Бердск, Куйбышев, Барабинск, в том числе Искитим, приходов вообще не было.
В начале 60-х годов началась новая волна закрытия храмов, в 1961 году были закрыты
три церкви, а после пожара в храме села Шипуново в Новосибирской области осталось
три действующих храма, в том числе Никольский храм в городе Болотное. В ходе конференции
прозвучало немало других докладов об истории и краеведении. Ее организатор Игорь
Затолокин поблагодарил всех выступающих, вручил им дипломы
и интересные книги о сузунском храме.
Анна Зубарева, Наталья Кривякина, фото
авторов