Кассы ГИТЦ:
почему желание оплатить услуги превращается в проблему
Как избежать очередей в кассы ГИТЦ, почему они возникают, и как можно
оплатить жилищно-коммунальные услуги, вообще не выходя из дома? Об этом
рассказал директор ГИТЦ Александр Кем.
«Городской информационно-технический центр» или попросту ГИТЦ был
создан в Искитиме в 2006 году, чтобы решить проблему с оплатой за коммунальные
услуги жителей многоквартирных домов и огромными долгами перед ресурсоснабжающими
организациями. И сделать это удалось. Сейчас в среднем по результатам работы за
год счета за «коммуналку» оплачивает 95% населения, хотя иногда эта цифра поднимается
и до 97-98%. И это хороший показатель.
Кадровая проблема
Большая часть сборов приходится на первую декаду каждого месяца, именно
в это время ложится большая нагрузка на кассиров и образуются очереди их
посетителей. В прошлом месяце они оказались просто огромными, что вызвало недовольство
жителей Искитима и массу жалоб на работу ГИТЦ. Не произойдет ли подобного в будущем
месяце, когда начнется очередная «декада массовой оплаты». — Действительно, впервые,
наверное, за всю работу ГИТЦ возникла сложная ситуация, которую вызвало простое
стечение различных обстоятельств, — рассказал Александр Кем. — Несколько касс
оказались закрыты из-за нехватки кадров: часть сотрудников заболела, часть уволилась.
В связи с этим мы провели большую работу по приглашению новых работников. Сейчас
проблема решена. Из восьми касс работают семь, еще двое сотрудников проходят обучение.
Закрытой остается касса по адресу: Южный, 46. Остальные работают в
обычном режиме. Кстати, в среднем за месяц кассы обслуживают чуть менее 20 тысяч
чеков по коммунальным услугам и около 40 тысяч — по банковским платежам.
Не обязательно платить до 10 числа
Очередей, по данным на конец сентября, нет. Начальник пунктов приема
платежей Галина Васильева постоянно контролирует ситуацию, следя за работой касс
в режиме онлайн с рабочего компьютера: на вокзальной — два человека, в Индустриальном
— один, в кассе на Томской — пять человек. Но ситуация поменяется уже со второго
числа следующего месяца, когда искитимцы дружно придут
платить за ЖКУ и за транспортные карты. — Очереди в наших кассах — явление социальное,
не техническое, — отметил Александр Кем. — Люди стремятся заплатить за коммунальные
услуги, и это мы приветствуем. Большинство людей чувствует ответственность за
оплату ЖКУ. Она очень сильно развита у людей старшего возраста: получив
пенсию, они стараются сразу отдать долги, а коммунальные платежи — своего рода долг.
Но почему-то большинство решает сделать это до 10 числа. Да, ранее существовала
такая норма, чтобы в дальнейшем получить какие-то льготы. Но сейчас это не так.
Главное — оплатить в течение месяца. Конечно, ранняя оплата — это очень
удобно для формирования отчетов, комплектования данных и дальнейших начислений.
Но именно такое дружное желание оплатить ЖКУ в первые десять дней месяца приводит
к очередям в кассах.
Транспортные карты
Добавляет проблем пополнение транспортных карт. ГИТЦ выступает в
роли банковского платежного агента и имеет право принимать оплату только наличными
средствами. А это значит, пользователям социальных проездных карт, а это, в основном,
пенсионеры, причем не только из Искитима, но и из Искитимского
района, для пополнения карт нужно опять-таки вставать в очередь. Чтобы решить эту
проблему руководство ГИТЦ обратилось в предприятие «Пассажиртрансснаб»,
которое является получателем средств, с просьбой установить терминалы в помещениях
касс, а их в Искитиме, напомним, семь. Но, как оказалось, «Пассажиртрансснабу»
устанавливать и обслуживать терминалы невыгодно. Тогда в ГИТЦ было решено в
самых проблемных кассах делегировать полномочия по пополнению транспортных карт
на работающего здесь же паспортиста. Сейчас это уже сделано в кассе на Томской.
То есть ради пополнения карты стоять в очереди в окошко, где принимаются платежи
за ЖКУ, не нужно. Такое положение будет внедряться не во всех кассах, а точечно,
только там, где большие очереди.
Платежи онлайн
На самом деле куда-то идти и выстаивать очередь совсем не
обязательно. Все платежи можно делать, не выходя из дома. — На всех жителей многоквартирных
домов Искитима уже давно заведены лицевые счета, а это знает, что у них есть свои
личные кабинеты, — рассказал Александр Кем. — Доступными кабинеты становятся после
введения логина и пароля. Получить их можно в кассах ГИТЦ. Сейчас мы договорились
с ЖЭУ «Центральное» о том, чтобы клиенты за логином и паролем обращались непосредственно
к ним, они уже делают запрос в ГИТЦ. Обкатаем эту модель и, возможно, транслируем
опыт на другие управляющие компании. Но пока остальным горожанам получить данные
для входа в личный кабинет можно только в кассах ГИТЦ.
Имея пароль и логин войти в личный кабинет
можно с помощью сайта ГИТЦ или мобильного приложения «Моbi». В личном кабинете
горожане могут передать показания счетчиков, сформировать платежный документ,
оплатить и получить чек. Если чек на бумаге может выцвести, потеряться, то в
электронном виде он может храниться практически бессрочно. Тысячи искитимцев уже убедились, насколько удобно платить именно так.
Кстати, 35% клиентов ГИТЦ платят именно через сайт, еще 17% — через мобильное приложение.
Общая доля безналичных платежей — 52%. Но люди старшего возраста платить привыкли
лично, так что кассы остаются очень востребованными. Не так давно поменялся график
их работы. Сейчас кассы открыты с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00. Но прием
платежей идет до 16.00.
Наталья Кривякина,
фото автора