С
особым вниманием к сельским дорогам
Качество ремонта автомобильных дорог стало темой обсуждения
депутатов Законодательного Собрания
Основные
нарушения — низкое качество дорожных работ
Комитет Законодательного
Собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике
заслушал отчет Консольно-счетной палаты по результатам проверки законности и эффективности
использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры
в 2021 году и часть 2022 года. По данным, представленным аудитором КСП Валерием
Алехиным, основной объем ассигнований дорожного фонда был направлен на реализацию
мероприятий госпрограммы «Развитие автомобильных дорог» 26,2 млрд рублей в
2021 году и 14,1 млрд руб за 9 месяцев 2022 года. На строительство
и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений в 2021 году было выделено
45,8% (12 млрд руб) и в 2022 году — 14,6% (2 млрд руб). На ремонт, содержание и иные мероприятия — 5,7 млрд руб и 5,2 млрд рублей по годам соответственно. В 2021 году
введено в эксплуатацию 227,6 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального
значения, выполнен капитальный ремонт 3,5 км и ремонт 44,1 км автомобильных дорог
местного значения. Состояние дорог области по-прежнему далеко от удовлетворительного.
По состоянию на 1 января 2022 года из 12,7 тыс км автомобильных
дорог, находящихся в государственной собственности, 57,5% не отвечают
нормативным требованиям. Из 14 805,6 км автомобильных дорог местного значения не
отвечают нормативным требованиям 6 577,4 км. Наибольшее увеличение доли дорог,
находящихся в ненормативном состоянии, произошло в следующих районах: Ордынском (с 55,5% до 61,5% или на
37,0 км), Мошковском (с 31,6% до 37,7% или на 27,3 км),
Доволенском (с 55,6% до 61,6% или на 16,6 км). За
2021 год количество грунтовых дорог не уменьшилось, а увеличилось на 44,5 км (с
5 709,8 км до 5 754,3 км) и составило 38,9% от общей протяженности автомобильных
дорог местного значения
Валерий Алехин
акцентировал «Основные нарушения при проведении ремонта дорог как в 2020-2021 годах,
так и в 2022 году связаны с низким качеством выполненных работ, в том числе, это
касается качества дорожного полотна, его повреждений и дефектов, а также несоответствия
нормативам коэффициентов водонасыщения и уплотнения, толщины покрытия», — акцентировал
Валерий Алехин. В числе нарушений при использовании бюджетных средств аудитор назвал
нарушения в сфере закупок, оплата фактически невыполненных работ, завышение номинальной
цены контрактов. Так, стоимость ремонта разрушенных вследствие пучинообразования участков на автодороге «72 км а/д «Р-56»
— Легостаево — Чемское — 76 км а/д «К-16» в Искитимском районе» оказалась завышена на 1,4 млн рублей.
Депутаты досконально проанализировали проблему разработки проектно-сметной документации,
низкое качество которой является одной из основных причин нарушений выполнения
дорожных работ по контрактам. «Рассматривается вопрос создания отдельной проектной
группы по линии Минтранса, — ответил министр транспорта Анатолий Костылевский на многочисленные вопросы депутатов — Внедрена
многоступенчатая система контроля качества, чтобы пресекать нарушения не на стадии
приемки работ, а на уровне проекта. Были проведены мероприятия с заказчиками и
подрядчиками с разбором совершенных ошибок. Весной организуем курс повышения квалификации
для сотрудников муниципалитетов, чтобы исключить типовые ошибки. Также весной
начинаем проверку готовности асфальтобетонных заводов. Начиная с контроля качества
заготавливаемых материалов до процесса производства. Расширены параметры проверки
Контроль качества — приоритет»
Объемы ремонтных
работ должны быть увеличены
«Мы сегодня ремонтируем
порядка 200 км дорог, тогда как по нормативам должны 1000 км ремонтировать, — высказал
мнение дорожников депутат Александр Барсуков — И возможность для Этого есть. Подрядчики простаивают из-за необеспеченности
проектно-сметной документацией. Год закончился, а 3,5 млрд дорожных денег не использовано.
Надо увеличить объемы ремонта именно областных дорог» Заместитель председателя
комитета Сергей Титков обратил внимание на материалы отчета КСП о состоянии искусственных
сооружений. «Неудовлетворительное состояние у 32 мостов, предаварийное — у четырех.
Ранее была областная программа по реконструкции искусственных сооружений. Теперь
пришло время снова направлять на это целевые средства» Депутат напомнил о выездном
заседании комитета в Карасукском районе, когда было принято решение о пилотном
проекте по укрупнению дорожного
фонда Карасукского и Баганского районов. «Концентрация
средств дала положительный результат. Стоит распространить этот опыт на другие районы
области», — высказал свою позицию Сергей Титков. Это предложение вошло в
число рекомендаций комитета Правительству региона «В объемах и качестве ремонта
местных дорог фактически нет подвижек. Доля
дорог в муниципальных образованиях, находящихся в ненормативном состоянии, изменилась
с 48,7% до 48,6% Плохой показатель — прокомментировал итоги обсуждения отчета КСП
председатель комитета Законодательного Собрания по транспортной, промышленной
и информационной политике Валерий Ильенко — Остается еще много вопросов. В частности,
есть моменты завышения стоимости оплаты дорожных работ, данные документы переданы
в следственные органы. Работа по качеству исполнения гарантийных обязательств
показала, что контроль ужесточается. Это факт! За счет
требовательности, за счет новых подходов, которые должны переломить ситуацию»
Текст и фото предоставлены пресс-службой Заксобрания НСО