MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01DA12F2.B10E9740" Этот документ представляет собой веб-страницу в одном файле, или файл веб-архива. Если вы видите это сообщение, ваш браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архивов. Скачайте браузер, поддерживающий веб-архивы. ------=_NextPart_01DA12F2.B10E9740 Content-Location: file:///C:/B1335AB5/545.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="windows-1251"
Место силы Натальи Скидан
Учителей много, таких, как она - единицы. От того, наверное,
мнение её по тем или иным вопросам ценно, мысли неординарны, желания и план=
ы амбициозны.
Знакомьтесь: Наталья Анатольевна Скидан, учитель русского языка и литератур=
ы, классный
руководитель средней школы № 9 города Искитима. Впрочем, многие (и не тольк=
о в нашем
городе!) знают ее, как учителя с передовыми взглядами, настоящего
профессионала, до мозга костей преданного профес=
сии и
своим детям. Почитайте, и вам точно захочется у нее учиться!=
О себе
=
Мне 49
лет. Своего полувекового возраста не стеснюсь и не боюсь. Он позволяет ина=
че оценивать
многие жизненные моменты, дает право делать выводы с чуть меньшей степен=
ью погрешности,
чем это было в юности, учит быть менее категоричным.
О выборе профессии
Не я выбрала профессию, а она меня. Пока училась, даже никогда=
не задумывалась,
хочу ли я выйти к школьной доске не только для решения задачи. А в конце=
10 класса
мой учитель литературы Вера Борисовна Ганжа спросила, не хочу ли я попроб=
овать
поступать в пед. Попробовала. Поступила. Оконч=
ила. С
1994 года ни разу этой профессии не изменила. Даже в мыслях. Мне кажется, ч=
то я
ничего другого делать не умею. Насколько у меня все выходит хорошо ли пл=
охо,
судить не мне, а моим ученикам и их родителям. Я делала и делаю всегда все
искренне, по-настоящему. Этому меня учила мама: делай так, чтобы потом ник=
ому не
пришлось за тебя переделывать.
Учительское становление прошло в сельской школе — в селе Решет=
ы Кочковского района. Школа в селе — особая аура, сове=
ршенно
другие отношения между коллегами и учениками. Там учитель не небожитель,=
нет,
поскольку, как и все, топит печь и выгоняет поутру корову, но он знает како=
й-то
секрет преображения в мудрого советчика, талантливого актера, напористого=
организатора.
С этой школой у меня связано 17 лет. Там было все: школьные огороды и тур-с=
леты,
литературные гостиные, на которые приходило по пол села и душевные посиделк=
и после
уроков, настоящие колядки с обходом соседей и Масленица с блинами. Были и =
участия
в различных образовательных событиях, по тем временам немыслимые и соверше=
нно дерзкие
для обычной сельской школы: образовательная выставка «УчСиб»
(мы дважды участвовали, имели золотые и серебряные медали), международ=
span>=
ные дистанционные
конкурсы (дети-победители летали в Москву). Так что настрой, что учителю в=
се по
плечу, я получила именно там, в Решетах. И с этим настроем вернулась в 201=
1 году
в родной Искитим.
Я много лет (с 1996 по 2017) работала замом по учебно-воспитат=
ельной
работе. Сегодня в образовании появилось понятие тьют=
орства.
Мне кажется, что я, будучи замом, всегда смотрела на то, что происходит в =
школе,
с позиции тьютора. Административная работа в свое время научила меня поним=
ать,
что учитель — профессия стратегическая, что нужно видеть намного дальше од=
ного
урока, одного классного часа, одного конкурса. Административная работа да=
ла возможность
адресно реализовывать проекты, которые «приходят сверху», а еще те, которы=
е ты
«нарыл» для себя, своих детей и коллег, чтобы жизнь не казалась пресной. А =
пять
лет назад ощущение собственной полезности и понятной результативности в
административной работе стало каким-то размытым, сознательно ушла из адми=
нистративной
работы, сменила школу.
О классном руководстве
Еще со школьных времен это аксиома: учитель — чей-то классный =
руководитель.
Но нынешнее классное руководство пришло «случайно». На момент начала учебн=
ого года
в новой школе свободного классного руководства не было. А вот с сентября =
один
из учителей ушел. «Подвешенный класс» предложили мне (пару уроков русског=
о я в
этом классе уже провела, и, еще не зная, что класс остался «сиротой», замет=
ила,
что здесь как-то сразу задалась атмосфера). А если честно, то «свой» класс=
— это
место силы, даже когда что-то не идет. Трудно словами объяснить, почему ты
выбираешь классное руководство. Но это точно не из-за дополнительной опла=
ты.
=
О повышении
квалификации
Мы в образовании говорим сегодня о компетентностном подходе: «=
не ради
сертификата, а полезности для...» Если я понимаю недостаточность своих ко=
мпетентностей,
вижу знаниевые дефициты, то ищу способы закрыт=
ия этих
дефицитов.
Большая часть этих дефицитов — детище стремительного меняющег=
ося мира:
подростковая травля (была всегда, но сегодня это больше, чем дразнилки и п=
оддевки
из памятного детского фольклора), деформация семейных отношений, реальное =
и виртуальное
взаимодействие подростка и мира вокруг, выбор профессии в ситуации профес=
сиональной
неопределенности. Поэтому форма ПК часто самообразование, дистанционные к=
урсы
(платформа «Яучитель» предлагает отличные курс=
ы, разбитые
на удобные модули; сам выбираешь скорость освоения и, кстати, получаешь
свидетельство о прохождении курсовой подготовки (пошла там курсы по организ=
ации
образовательной среды, по работе с трудным поведением, по буллингу);
на платформе «Просвещение» тоже даются достойные по содержанию материалы =
(прошла
курсы по социальному проектированию).
Не скрою, люблю разные «образовательные тусовки», где мое мес=
то внимательного
слушателя и искреннего участника всегда в первом ряду. Чужой интересный оп=
ыт —
очень действенный инструмент повышения своих компетенций не только через
узнавание нового, но и через осмысление того, что умеешь и делаешь сам. Ког=
да-то
это был «УчСиб» и его выездные школы (Алтай, Ба=
йкал —
но это далекое начало 2000-х: 2007, 2009). Потом долгие годы мы дружно ез=
дили
по районам области с «Ассоциацией участников педагогических конкурсов Нов=
осибирской
области». В 2020 году стала участником лаборатории «Розетки» в Новосибирске=
. Кстати,
поездка на Форум классных руководителей — тоже классное место для повышения=
квалификации
(форум продолжает жить на виртуальных площадках Вк, Телеграм, Инстаграм).
О предназначении учителя
Не навредить. И попытаться оградить от вреда тех, кто по «дол=
жностным
обязанностям» оказался рядом с тобой. А еще учительства входит в подкорку,=
и ты
начинаешь ко всему, что видишь вокруг, относиться с позиции: помочь, посов=
етовать,
поддержать, удержать. Моя дочь Полина часто говорит: «Мама, выключи учителя=
». А
вообще на правах того самого полувекового опыта все чаще говорю себе став=
шие достаточно
расхожими слова: «Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, =
дай мужество
и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудр=
ость
отличить одно от другого». И очень хочется именно это воспитать в тех, ког=
о выпало
учить.
О дистаниионке
Те, для кого это уже третий заход на дист=
ант,
работают достаточно ровно. Мы научились (или почти научились) дозировать =
задание
таким образом, чтобы это было посильно и детям в выполнении, и нам в пров=
ерке.
Онлайн-инструменты в работе стали привычными: по спине не бежит пот во вре=
мя занятий
в зуме, руки предательски не холодеют, если забыл, как включить демонстра=
цию
экрана или кто-то начал во время твоей презентации расставлять смайлики по=
рабочему
полю. Совершенно ушли в прошлое «левые подключения» с хамством и намеренным=
срывом
занятия.
Дистанционка=
=
очень
точно расставляет маркеры: кто учится для себя (и тогда есть честное и са=
мостоятельное
выполнение заданий, четкое соблюдение дедлайна, корректное взаимодействи=
е с педагогом;
такой ученик и об отсрочке или несвоевременном выполнении задания договор=
ится,
и уточнит непонятую тему, и спросит дополнительное задание), а кто для ви=
зуализации
«успеха» (заядлые троечники вдруг выполняют сложные тестовые работы на «о=
тлично»,
присылают сочинения — зачитаешься!).
Роль родителей в обучении детей очень важна. Если родитель пр=
инимает
образовательную деятельность своего ребенка как важную составляющую часть=
сначала
детской, а потом и взрослой жизни, он помогает ребенку научится принимать
трудности обучения как вполне преодолимую преграду и подсказывает пути пре=
одоления
этих трудностей: организуй рабочее место, распланируй время и др. «Помогат=
ь с домашкой»
— не выполнить за него, а проконтролировать выполнение. Если необходима по=
мощь
— помочь, а не сделать самому. Я все о тех же сочинениях из-под пера мам и =
старших
сестер: молодцы, душу отвели, писали и сами радовались, как у них все стр=
ойно
выходит. И не задумались о том, что за них-то в свое время мамы не писали. =
Они сами
рыдали над нескладными предложениями, сами со страхом открывали испещренны=
е красными
записями тетрадки. И именно потом научились складно говорить и писать. Так=
почему
же эти родители лишают своих детей удовольствия от ощущения легкости вла=
дения
словом?!
О границах обязанностей
Сегодня все чаще стали задаваться вопросом — где границы межд=
у обязанностями
учителя и родителя в образовании школьника? В этом вопросе как при
деепричастном обороте: если в середине предложения, то с двух сторон (четко=
договариваемся
об общих требованиях, уважаем друг друга и ребенка ; учитель обеспечивает =
образовательную
составляющую, родитель поддерживает его требования, трудные вопросы любог=
о характера
сначала обсуждает с учителем; противоречия взрослых решаются между взрослы=
ми);
если деепричастный оборот (ребенок) стоит в начале или в конце предложения=
, значит
оставшаяся часть предложения все равно не нарушает структуру обособленног=
о обстоятельства
— работает на его целостность. Грамматические ошибки исправить можно. Оши=
бки воспитания
— еще вопрос...
Записала Ирина Юрьева
Фото из
личного архива Н. Скидан