MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01DA125A.ED07F810" Этот документ представляет собой веб-страницу в одном файле, или файл веб-архива. Если вы видите это сообщение, ваш браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архивов. Скачайте браузер, поддерживающий веб-архивы. ------=_NextPart_01DA125A.ED07F810 Content-Location: file:///C:/B1335AB2/542.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="windows-1251"
=
Быть
лучшей
=
Я познакомилась с Марией Васильевной Костюковой в конце октября
прошлого учебного года. Нас представила друг другу моя учительница. Мы сиде=
ли в
кабинете литературы, пили чай и разговаривали о родной школе. О той школе, =
что
была в незнакомые мне времена, в лучшие времена своего образовательного и
творческого рассвета. Мария Васильевна долгое время руководила школой.
Она с удовольствием рассказывает о прошлом. С удовольствием =
и гордостью.
И этот рассказ переносит меня в прошлый XX век.
Началось с того, что маленькая Маруся захотела стать Учитель=
ницей.
Благо — были младшие дети в семье — брат и сестра — первые «ученики», кото=
рых
заботливая и «строгая учительница» усаживала за «парты», и сказки читала, =
и счёту
учила, и рисовать, и петь, конечно. А как выросла, то в средней школе сел=
а Усть-Чём вся как есть и проявилась: и тебе председат=
ель совета
дружины, и комсорг школы, и спортсменка-комсомолка-активистка. А с мечтой с=
воей
не расставалась. Поначалу хотела на русский с литературой идти, потому что =
учителя
русского, Шахматову Татьяну Николаевну, обожала. =
Но любимая
учительница уехала из Усть-Чёма. Зато появилась=
в школе
Кирилкина Валентина Александровна, учитель математики. У неё никто от уро=
ков не
отлынивал, и сами занятия были так ладно организованы, что скучно не было:=
все
заняты и заинтересованы. И кроме уроков было чем заняться ребятам: органи=
зовали
тимуровское движение (да здравствует Аркадий Гайдар!) как Тимур с командой,
ночью ходили дрова рубить, воду таскать.
Детство прошло, «настала юности пора». НГПИ, физмат. Кроме у=
спешно
сдаваемых сессий, привычного уже спорта (первый разряд по лыжам!), появили=
сь в
жизни теперь уже студентки Марии стройотряды. Консервный завод на Кубани — =
рабочая;
пассажирские поезда до Москвы, Симферополя, Алма-Аты — проводница; пионер=
ский
лагерь — вожатая. Эти новые жизненные роли Мария Васильевна вспоминает с =
такой
радостью, так весело рассказывает, что сильно-сильно хочется так же почувс=
твовать
сладкий аромат южных городов, побывать на море, посетить столицу нашей Ро=
дины.
И о работе, о разнообразном труде, тоже говорит с лёгкостью, как будто тру=
дности
ей были нипочём!
На последнем курсе вышла замуж, потом родилась Алёнка. Переех=
али в
Искитим. Долго в отпуске по уходу за ребёнком тогда не сидели: нужно было
работать. Школе № 3 не хватало учительских рук (а также сердец, умов и ду=
ш). И
вот уж Мария возле школьной доски в качестве учителя математики.
Дальновидный тогдашний директор Кирилкин Владимир Николаевич =
поручает
своей бывшей ученице воспитательную работу школы с детским населением бо=
лее полутора
тысяч человек! И понеслось: комсомолия, пионерия, линейки, трудовые десант=
ы, творческие
встречи, экскурсии, театры, кино, смотры, конкурсы, парады, вахты памяти, =
походы,
турпоездки (Ленинград, Волгоград), обучение актива, трудовые загородные л=
агеря
— «Утёнок», «Костёр», «Золотые искорки», военизированные игры — «Зарница=
», «Орлёнок»,
сборы макулатуры, металлолома.
Но и этого мало. Просто ходить пешком по родному краю хорошо.=
А ещё
лучше сплавляться по реке на плотах. А ещё лучше выйти в море на полимара=
нах.
Что такое полимараны и где их взять? Вот же журнал «Юный техник». Вот, види=
те, чертёж,
тут же всё понятно, сделаем и пойдём в море. Где взять деньги? Заработаем,=
ударно
потрудимся в колхозном поле «на морковке», соберём макулатуры больше обы=
чного,
металлический лом опять же, шефы помогут — шефы у нас что надо — Искитимский машиностроительный завод. Придумала. Нашл=
а единомышленников.
Организовала. Паруса сшили. Жилеты спасательные купили. Пошли. В море. Три=
полимарана.
Команда — 22 отважных мореплавателя. И шторм был. И штиль был. И берегов ви=
дно
не было. Вот это я понимаю — воспитательная работа! Вот это я понимаю — тов=
арищество,
отвага, задор, сила, ловкость, терпение, «один за всех и все за одного»!=
И.. как прекрасна родина, как сладок запах воды, трав,
костров, как хочется, чтоб этот мир был вечно!
Награды, которые Мария Васильевна получила: Почётный значок «=
Достояние
образования», Значок Всероссийской пионерской организации, звание «Почетн=
ый работник
образования» — не идут ни в какое сравнение с тем, что она имеет, оставаяс=
ь в памяти
своих учеников и пробуждая добрые чувства плодами своей деятельности. Эт=
о я поняла,
беседуя с теми людьми, кто знал Марию Васильевну Костюкову в те времена, ч=
то я
описала.
Мишенина Елена Леонидовна: «Когда Мария Василь=
евна
пришла в школу, ей дали наш класс. А у неё уже тогда Алёнка родилась. Так о=
на с
той Алёнкой 11-месячной с нами вместе газеты рисовала, на экскурсии ходил=
а, к
праздникам готовилась. И ведь такая неутомимая, на всех её хватало. Красива=
я, ухоженная,
причёска модная, аккуратная, платья элегантные. В общем, человек на своём=
месте». =
Потрясающе
родственная атмосфера. Марьвасильна вечно что-=
то придумывает:
то состязания, то конкурс песен, то пятое-десятое. Тут насплавляешься
за день — поваляться хочется в палатке. Ан нет, давай соревнуйся или пойдё=
м местным
жителям помогать. И идёшь, и помогаешь. Зато потом такое удовлетворение =
от собственных
дел. Личностью себя ощущаешь. Когда рассказываю немцам (живу в Германии уж=
е 25
лет) о моих школьных годах и нашей жизни, они несказанно удивляются, да нет=
— они
поражаются и восхищаются. Жаль, что сейчас в российских школах не так».
А в семье Костюковых появился ещё и сын Максим. И параллельн=
о с домашними
заботами — та же любимая третья школа, где — вернисажи, концерты, сборы л=
екарственных
трав, кроссы, игры, слёты лучших, хор, самодеятельность. 1985 год. ГОРОНО.=
— Быть,
Вам, Мария Васильевна, директором. — Нет, ни за что, как? В школе уже поч=
ти 2
000 учеников! Не потяну...А семья-дети-отдых? — Надо... Кто кроме тебя? — Д=
а как
же... — Всё, долго говорить нечего. Надо. Принимай школу. И понеслось. Педс=
оветы,
совещания, работа с коллективом, новые системы обучения учителей-новаторо=
в, связь
с детским домом (в нашей школе учились ребята искитимс=
кого
детдома), работа с молодыми учителями, привлечение в коллектив единомышлен=
ников,
хозяйство: крышу ремонтировать, парты красить, оконные рамы менять, пол пер=
екрывать
в спортзале, двери менять, в столовой порядок держать — всё решить, орган=
изовать,
контролировать. И так до 1991 года... А дальше — увлеклась психологией, и =
на 6
лет ушла получать новое образование и пробовать себя в другом качестве — п=
едагога-психолога.
А в 1997 вернулась.
Шуракова=
=
Ирина
Александровна: «Я несколько лет проработала завучем при директоре Костюково=
й. Таких
директоров я не знала ни до, ни после неё, ни в одной из школ, где
приходилось учиться и трудиться. Этот требовательный к себе человек был тр=
ебователен
ко всем в коллективе. Она хотела, чтоб её школу все любили так, как она: от=
уборщицы
до заместителей — все должны были заниматься воспитанием и создавать усло=
вия для
взаимодействия «Учитель — Ученик».
Ермошкина Юлия Витальевна: «Я давно тружусь в =
школе
3, до этого в ней училась. Помню Марию Васильевну ещё учителем, организатор=
ом, психологом.
А директором она была просто потрясающим. Только ленивый и бездарный не м=
ог с
ней не сработаться и покидал школу. При этом директоре наша школа была луч=
шей в
предметных олимпиадах и спортивных делах».
Чинюк=
=
Марина
Геннадьевна: «Я помню Марию Васильевну ещё организатором внеклассной работ=
ы. Тогда
я была ученицей школы 3 и комсоргом своего класса. Потом после пединститут=
а я стала
преподавать здесь, а Костюкову назначили директором. Так вот директор из =
неё
получился такой же хороший, что и организатор. Она, как настоящая хозяйка д=
ома,
была в курсе всего, что в нём делается. Тогда в школе на входе появился п=
лакат
«Каждый ребёнок талантлив». А когда прошёл конкурс на то, кто даст лучшее
определение понятию «школа», она с восторгом объявила педсовету одно из де=
тских
определений: «Школа — это дом, где учиться, работать и жить интересно!» Т=
акое
понимание стало общим для всех «жителей нашей школы». Ещё Мария Васильевн=
а всегда
считала свой педколлектив лучшим в городе, а учителей самыми элегантными».=
Ещё одно правило работало при её руководстве: стимулировалис=
ь и поощрялись
не подхалимствующие бездельники (этих она чувствовала сразу и такое лицеме=
рие пресекала),
а реально работающие учителя. Она не раздавала награды и поощрения по прин=
ципу
родственных связей или льстивых речей».
Артёмова Ксения Сергеевна, внучка Костюковой: =
«Бабушка
моя не только отличный работник образовательной сферы, она ещё и безупречн=
ая хозяйка,
садовница, кулинар. Живые растения — её хобби. Её дача удивляет разнообраз=
ием цветов.
А ранее пустовавшая бесплодная земля у подъезда её нового дома теперь пес=
трит
радугой медуниц, шафранов, бархатцев, незабудок, маргариток — всё живёт и ц=
ветёт
под её золотыми руками. Такая уж она у нас: «Если делать, то делать хорошо=
, а иначе
незачем! Люблю её, горжусь ей, ровняюсь на неё!» Вот такой выдающийся чело=
век
живёт в моём городе, ходит со мной одними дорогами, украшает мой микрорайо=
н, а
значит, и мою жизнь. Я вот думаю, а если б у всех людей жизненная философ=
ия была
такой как у Костюковой Марии Васильевны, или хотя бы похожей? Если бы все=
так
же деятельно могли любить детей, людей и свою профессию? И быть лучшими...=
Писарева =
Дарья,
ученица 9 «Б» класса школы № 3 города Искитим=
а