MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01DA1BB1.6D1FE8A0" Этот документ представляет собой веб-страницу в одном файле, или файл веб-архива. Если вы видите это сообщение, ваш браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архивов. Скачайте браузер, поддерживающий веб-архивы. ------=_NextPart_01DA1BB1.6D1FE8A0 Content-Location: file:///C:/B1335714/474.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="windows-1251"
=
Духовное
наследие и православное краеведение
=
14 апреля в конференц-зале Духовно-просветительского центра Искитимской епархии состоялась церковно-краеведческая
конференция «Духовное =
наследие
нашего края и православное краеведение». =
Мероприятие организовали Искитимская
епархия, Новосибирская православная духовная семинария и Новосибирское от=
деление
Русского географического общества. Помимо собравшихся в зале, на конференц=
ии
также присутствовали те, кто подключались в онлайн-режиме на
интернет-платформе. Дистанционно выступили докладчики из Новосибирска,
Иркутска, Томска, Карасука. Всех участников мероприятия объединила любовь к
истории своей страны и родного края, духовному наследию православной культ=
уры.
Модератор форума, руководитель проекта Новосибирской митрополии «Сохраним
наследие», действительный член Русского географического общества протоие=
рей
Игорь Затолокин, приветствуя собравшихся, сказа=
л о
том, что конференция, связанная с церковно-краеведческой тематикой, проход=
ит в
таком масштабном формате впервые. «В этом году у нас юбилей епархии, пусть и
небольшой, десятилетний, но важный, — отметил протоиерей Игорь Затолокин. — Поэтому многие вопросы будут касаться на=
шей
дружной церковной жизни. Мы не обошли стороной вопросы столетней давности,
когда было произведено изъятие церковных ценностей. Оно стало сильным уда=
ром
по =
Православной
Церкви. Но Церковь и тогда выстояла, и во все трудные времена выстоит». П=
еред
началом конференции приветственное слово епископа Иск=
итимского
и Черепановского Луки зачитал секретарь епархиа=
льного
управление иеромонах Иоанн (Кутырев). В нем говорилось о том, что текущий =
год
ознаменован столетней годовщиной одного из самых трагичных периодов гонен=
ия
на Русскую Православную Церковь. Кампании по изъятию церковных ценностей =
была
инициирована советским правительством в феврале 1922 года. Этому предшеств=
овал
голод в стране, охвативший в общей массе более 30 губерний. Церковь
добровольно собрала на нужды голодающих около 9 млн рублей, не считая юве=
лирных
изделий и золотых монет. Ограбление храмов принесло власти немногим более=
4,5
млн рублей, вдвое меньше добровольно собранной церковью помощью. По сути, =
эта
кампания была направлена не на помощь голодающим, а уничтожение Церкви.
Иеромонах Иоанн отметил, что целью конференции является, в том числе,
сохранение исторической памяти об этих печальных событиях столетней давност=
и»
История гонений на Церковь в первые десятилетия советской влас=
ти
Первый докладчик, старший преподаватель кафедры церковного
богословия Новосибирской православной духовной семинарии Евгений Четверяков, рассказал об «Исповедническом подвиге свя=
тителя
Тихона во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году». Святи=
тель
Тихон был патриархом Русской православной Церкви семь лет, но на это время
выпал один из самых тяжелых периодов в жизни государства и Церкви. Евгени=
й Четверяков подробно поведал о том, как проходила
антицерковная кампания. Тысячи храмов по всей стране были ограблены и
осквернены. Многие верующие и священники подверглись репрессиям. «Однако
главной цели достичь эта антицерковная кампания не смогла, — подчеркнул
Евгений Николаевич. — Вопреки усилиям гонителей, Русская Церковь не была
уничтожена. Стойкая и мужественная позиция патриарха Тихона дала ей
возможность сохранить высокий духовный авторитет в народе». Продолжил тему
истории церкви в первые десятилетия советской власти кандидат богословия,
докторант ОЦАД, старший преподаватель Новосибирской православной духовной
семинарии, диакон Сергий Кульпинов. Выступал ди=
станционно,
по видеосвязи из Иркутска. Докладчик рассказал о ситуации 1935-1936 годов,
времени «затишья» гонений на Церковь, вслед за которым пришло мрачное вре=
мя
«Большого террора» в =
Сибири. Докладчик подчеркнул, что это было время
условного «затишья» между гонениями на Церковь. В конце 1920-х, начале 30=
-х
годов во многих храмах прекращались богослужения, так как не было священн=
иков.
Здания церквей заброшены, приходы прекратили деятельность. В других храмах
службы продолжались до насильственного закрытия. Две трети приходов перест=
али
существовать в период коллективизации. Массовое закрытие церквей в Новоси=
бирской
области происходило вплоть до декабря 1941 года.
История Новосибирской области — часть мирового процесса
Кандидат исторических=
наук,
заведующий кафедрой гуманитарных наук Новосибирской православной духовной
семинарии Вадим Журавлев выступил с презентацией книги своего коллеги И.Р.
Соколовского «Чингис-городок Караканское порубежье XVII века на евразийской исторической сцене=
».
Книга посвящена взятию Чингис-городка, укрепленной крепости, которая была п=
остроена
восставшими татарскими чатами. Русские войска возглавлял воевода Яков Тух=
ачевский.
После двухнедельной осады и штурма крепости русский воевода устроил
торжественные похороны убитого восставшего вождя Тарло=
вы.
Разгром опорного центра мятежного князя и уважительное отношение к его пам=
яти
привели к тому, что чаты с тех пор всегда были верными подданными русского
царя. «Мы в этом видим несомненное проявление подлинной русской имперской
политики, — отметил Вадим Журавлев. — Как строилось то огромное государст=
во,
в котором мы до сих пор живем».Вад=
им
Викторович обратил внимание на то, что это не местная краеведческая тема.
Следует более широко
смотреть на события происходившие на территории Новосибирской области.=
Они
тесно связаны, прежде всего, с утверждением русского владычества в Азии в
целом. И являются частью огромного мирового исторического процесса.
=
«Александр
Суворов -воин Христов»
=
Сообщение
следующего выступающего словно стало продолжением этой темы, ответом на
призыв ученого более широко смотреть на события истории. Доклад сопредседат=
еля
Новосибирского отделения ВРНС, руководителя Новосибирского регионального
отделения общероссийского Общества «Царь-град» Евгения Цыбизова
«Ему быть ангелом» о величайшем русском полководце Александре Суворове был
посвящен теме духовного наследия. И, как отметил в начале своего сообщени=
я Евгений
Цыбизов, не так важно, имеет ли духовное наслед=
ие
региональный характер или общенациональный. Докладчик ярко и интересно
рассказал о биографии Александра Васильевича Суворова, величайшего русско=
го
полководца, создателя отечественной военной теории, национального героя
России. Александр Суворов был не только искусным военачальником, заботливы=
м домоустроителем, но и верным христианином. Он строил
православные храмы, открывал воскресные школы, пел на клиросе, читал «Час=
ы» и
«Апостол» на богослужении. Много помогал нуждающимся. За полвека боевых
походов, участвуя более чем в шестидесяти военных сражениях, не проиграл =
ни
одного. Сберегая солдат, каждый раз побеждал врага «не числом, а умением». =
=
Александр
Васильевич никогда не начинал сражения без молитвы. В крепкой вере и состо=
ял
главный залог его невероятных побед. «Феномен Суворова объясняется незыбл=
емой
верой в Бога, — уверен Евгений Цыбизов. — Кажд=
ую
победу он праздновал в храме и благодарил за неё Господа. Там же вручал на=
грады
героям и служил панихиду по убиенным. Его характерные черты: глубокая воцерковлённость, патриотизм, служение монархии и лич=
ный
пример — стали основой воспитания непобедимого русского солдата». Как
полководец, Суворов научил русских солдат профессионально воевать и побеж=
дать
врага силой своей веры. Евгений Цыбизов убежден=
, что
сейчас, на фоне происходящих в мире событий, нашей стране как никогда треб=
уется
духовно-нравственное возрождение. Было бы уместным начать его с прославлен=
ия
имени Александра Васильевича Суворова, канонизировать его. Молитвенная
поддержка искренне почитаемого в народе великого полководца Суворова может
стать крепкой духовной опорой для воинов Российской армии. Евгений
Александрович добавил, что 26 марта в Москве на конференции, посвященной С=
уворову,
было принято рещение о создании всероссийского =
суворовского
движения. Одна из главных его целей — канонизация Александра Суворова. И
пригласил всех желающих участвовать в этом движении.
Духовное и историческое наследие села Завьялово
Два сообщения были посвящены краеведению села Завьялово. Яркое
выступление учителя истории и культурологии, педагога-психолога, социальн=
ого
педагога, клинического психолога ГАУ ССО =
НСО «Завьяловский психоневрологический интернат» Светлан=
ы Огарковой вызвало большой душевный отклик у слушател=
ей. Ее
доклад назывался «Роль изучения и трансляции духовного и исторического нас=
ледия
села Завьялово. Музей семейных традиций и психологической поддержки «Сунд=
учок».
Светлана Анатольевна привезла исторические экспонаты, найденные в устье ре=
ки Каракан: обработанные камни времен неолита и бронзовый
оберег — фигурку гуся. А также старинное Евангелие, которое могло оказать=
ся
на помойке после смерти владельца, было передано в музей. Словом, много
замечательного таит за-вьяловская земля. Удивит=
ельны
и живущие там люди. Светлана Огаркова рассказа=
ла о
том, как возникла идея музея семейных традиций. «Я работала в школе с труд=
ными
подростками, социальными сиротами, — отметила Светлана Анатольевна, — дет=
ьми
из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с детьми и взрослыми,
имеющими ограниченные возможности здоровья или инвалидность. И часто
использовала в качестве мотивации метод краеведческих экскурсий по музеям и
родному краю. И убеждалась в их потрясающей эффективности. Так стал
создаваться наш маленький музей «Сундучок». В нем представлены ценные артеф=
акты
древности, предметы быта наших предков, редкие архивные документы 20 века,=
открывающие
трагические и героические страницы из жизни односельчан. Дети знакомятся с
историей села, ходят на экскурсии в старинный действующий храм, поднимаютс=
я к
мельнице, причем воду несут в ведерках на коромыслах. Едят испеченный в
русской печи хлеб, пьют чай из самовара. Занимаются на мастер-классах резь=
бой
по дереву, создают тряпичных кукол, пишут пером письмо маме на кусочке
бересты, наряжаются в исторические костюмы. Важно то, что посетители музея=
не
только зрители, но и участники всех мероприятий. «Дети узнают о том, как жи=
ли
наши предки, удивляются, что много детей было в семьях, — рассказала Светла=
на
Анатольевна. — С группами постарше говорим о законе и порядке семьи. Знак=
омим
с традициями нашего народа. И это действительно психотерапия. Ребята услыш=
али
рассказы об удивительных людях, наполнились гордостью за наше Отечество.
Прошли по старым улицам. В храме побыв дальше их душа с Божьей помощью
работает сама». Светлана Огаркова уверена, что
краеведение может стать психопрофилактикой для =
детей,
которые живут в семьях с неблагополучной, тяжелой обстановкой. Участники
проекта приобретают навыки, позволяющие изучать и сохранять культурное
наследие сибирского села, передавать потомкам этот уникальный опыт и
полученные практические знания.
Краевед села Завьялово Михаил Котляров в своем сообщении «Ду=
ховное
наследие села Завьялово и его окрестностей» рассказал о возрождении церков=
ной
жизни в селе. Доклад начал с одной истории. «У нас в Завьялово на одном из
праздников было много гостей, — поделился воспоминаниями Михаил Котляров. =
— И
один из епископов сказал, что в нашей митрополии есть три замечательных ме=
ста:
чудотворная икона в Мочищах, чудотворный исто=
чник в
микрорайоне Ложок и селе Завьялово». По мнению краеведа, примечательно село
тем, что это место намоленное: храму в этом го=
ду
исполнилось 125 лет. Он был закрыт в 1932 году, а с 1992 года началось его
возрождение, здание передали епархии. Стали приезжать помощники на
восстановление храма. В старом купеческом доме открыли мужской монастырь. И
примерно в тоже время в Завьялово образовался православный лагерь. «Духовн=
ая
жизнь нашего прихода первые годы очень сильно связывалась с лагерем, — отм=
етил
Михаил Михайлович. — Он был очень яркой вехой в становлении православия в
Завьялово и окрестностей. Каждое воскресенье дети посещали храм. В лагере
служили молебны. Заезды были по 250 человек, за лето три смены. Создавалась=
намоленность места». Службы в храме проходили каждый =
день,
причем начинались в четыре часа утра. Монахи шли три километра по лесу из
своей обители.
=
Идет
Страстная седмица
40 дней поста, по мнению богословов, это путь навстречу Богу
каждого верующего. На Страстной седмице день за днём вспоминаются последние=
дни
земной жизни нашего Спасителя. И мы имеем возможность быть свидетелями этих
евангельских событий, идти вслед за Христом. Предательство Иуды, страдания и
одиночество Христа, молитву в Гефсиманском саду, поход с крестом на Голгофу.
Помимо этого, поминают трехдневное сошествие Христа во ад, а затем и Его
Воскресение.
Службы Страстной седмицы занимают центральное место в сознан=
ии
Церкви. В одном из песнопений Великой Субботы эти дни прямо соотнесены с
шестью днями Творения: там Бог дает жизнь своему творению, здесь — возвраща=
ет
ее умершему грехом человеку; спасает мир, приводит его от смерти в Царство
Вечной жизни. Расскажем о некоторых днях подробнее.
Великий Четверг
Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христ=
а.
Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Накануне страшного дня Хри=
стос
совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь ом=
ывает
ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг=
с
другом, не превознося себя. В память об этом моменте евангельской истории в
Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем =
(епископ,
архиепископ, митрополит, патриарх) на богослужении Великого Четверга. По
омовении ног Иисус совершил Пасху и установил Великое Таинство Евхаристии=
, то
есть Господь даровал людям Свои Тело и Кровь. Ещё Господь предсказал учени=
кам
искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречёт=
ся
от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее=
. По
окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский
сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях=
.
Великая Пятнииа
Страстная Пятница — самый страшный день в истории человечеств=
а.
Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа. Евангельские чтения этого =
дня
содержат описание Страданий (Страстей) Христовых. Иисус — Спаситель мира б=
ыл
отвергнут избранным народом Израиля и подвергнут страшным издевательствам.=
На
богослужении утрени вспоминается время, когда Спасителя схватили в Гефси=
манском
саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богос=
лужении
третьего часа рассказывается о суде у Понтия Пилата. На шестом часе
вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом - время смерти. И на
вечерне — время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его.
Великая Суббота
Суббота — последний день перед Пасхой. В Евангельских событиях
этого дня описывается снятие с креста Иисуса и положение Его во гроб. Вечер=
ом
того же дня, когда умер Спаситель, один из учеников его, Иосиф Аримафейский, тайно от первосвященников и фарисеев пр=
ишёл к
Понтию Пилату и попросил позволения снять тело Христово. Пилат позволил.
Тогда же Иосиф, сняв тело Иисуса вместе с Никодимом (также одним из ученико=
в),
смазал Его благовониями и обвил плащаницей (льняное полотно) по иудейскому
обычаю. После этого тело Тело Христово положил=
и во
Гроб, который был высечен в скале и привалили ко входу большой камень. В
субботу же первосвященники и фарисеи пришли к Пилату и потребовали поста=
вить
стражников у Гроба Иисуса, боясь, что Его тело украдут, а народу скажут,
будто Он Воскрес. Так и случилось: приставили ко Гробу стражников, чем в по=
ложенный
час предоставили неопровержимое доказательство Воскресения Христова. Также=
в
Великую Пятницу Субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в Ад ад, где Он попрал Он силу дьявола и возвестил о побе=
де над
смертью.
24 апреля 2022: Пасха, Светлое Христово Воскресенье
=
Воскресение
Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленны=
й в воспоминание
Воскресения Иисуса Христа из мертвых. В ряду Господских праздников праздн=
ик
Пасхи занимает центральное место, а в ряду всех праздников христианских =
он
«столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа соверша=
емые,
сколько солнце превосходит звёзды».
=
Подготовлен
при участии Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви,
Информационно-издательского отдела Искитимской
епархии.
=
Использованы
материалы журнала «Фома». При поддержке Международного грантового конкурса
«Православная инициатива 2016-2017