Новые горизонты проекта «Суждение»

Новый проект «Суждение. В нашей редакции» претворяет в жизнь Линевская поселковая библиотека. Основой его стала литературно-интеллектуальная игра «Суждение», в которую любители словесности играют уже более пяти лет. Стартовал проект 4 августа обсуждением романа Джорджа Оруэлла «1984».

 

Напомним, игроки и зрите­ли в читальном зале библио­теки обсуждают заранее вы­бранное произведение миро­вой художественной литера­туры. За игровым столом три команды — старшего, средне­го и молодого поколения — от­вечают на вопросы трех раун­дов, которые готовят организа­торы. Участники литературно- ­интеллектуального «поединка» соглашаются или нет с точкой зрения соперников, приводят аргументы в защиту своего мне­ния. В конце программы зрите­ли голосуют за команду, кото­рая на их взгляд была наиболее убедительна.

Эта программа оказалась успешной, востребованной вре­менем, объединила любителей литературы не только поселки, но и других городов.

А теперь она поднялась на новый уровень. Проект «Сужде­ние. В нашей редакции» стал победителем конкурса «Реги­он возможностей» Фонда «Сибантрацит Содействие» и полу­чил финансирование. Как будет проходить его реализация, рас­сказала заведующая Линевской поселковой библиотекой Свет­лана Верзакова. «Мы хотим этой игрой заин­тересовать учителей района, — пояснила Светлана Верзакова, — чтобы они провели ее со сво­ими старшеклассниками. Поэ­тому в программе «Суждение», которую мы запишем сегодня, принимают участие люди, име­ющие отношение к образова­нию. Ведь согласитесь, всегда интересно смотреть на тех, ко­го ты знаешь. Думаю, что посмо­трев видео, учителя поймут суть игры. В качестве методической помощи мы подарим книгу «Это наше «Суждение».

Книгу планируют издать в октябре-ноябре этого года. Там будут опубликованы сценарии всех состоявшихся игр. В мето­дических разработках объяс­нят, как выбирать произведе­ния, игроков, правильно поста­вить вопросы. То есть в ней бу­дет обобщен пятилетний опыт линевских библиотекарей. «Каждая школа получит эту книгу в подарок, — подчеркну­ла Светлана Верзакова. — По­смотрев видеозапись и полу­чив на руки готовый сцена­рий, думаю, учителям будет не сложно провести по од­ной игре в школе со своими детьми-старшеклассниками».

Затем, отсмотрев записи этих игр или выслушав впечатления учителей, организаторы про­екта на январскую игру в Ли­невской библиотеке пригласят сильных игроков-школьников из района. И они будут уча­ствовать вместе со взрослы­ми в телевизионной версии «Суждения». Такой опыт по­лезен и для самих ребят, и ва­жен для учреждения культуры, ведь работа с молодежью — од­но из основных направлений его деятельности.

Итак, игра, которая станет методическим подспорьем для будущих организаторов школь­ных «Суждений», состоялась 4 августа. За старшее поколе­ние играли общественный де­ятель Ирина Порох, в прошлом руководившая управлением об­разования района и депутат За­конодательного собрания Но­восибирской области, директор Линевской Гимназии № 1 Иль­гиза Лотфуллина.

Среднее поколение пред­ставляли адвокат Александр Болдырев и глава администра­ции Легостаевского сельсове­та Елена Загоскина. А младшее — выпускники Гимназии № 1 Маргарита Сидорова и Тимо­фей Бондаренко.

Обсуждали роман-антиуто­пию Джорджа Оруэлла «1984», изданный в 1949 году. В СССР эта книга была запрещена, вы­шла в свет в конце восьмидеся­тых во времена перестройки.

Участники игры отвечали на вопросы трех раундов.

На один из них: живем ли мы уже внутри антиутопии? — мне­ния игроков разошлись. Если молодое поколение считает, что это так, потому что мир, пред­сказанный автором, во мно­гом сбылся, то люди старшего и среднего поколения с ними не согласились. «Мы не живем в антиуто­пии, — уверен адвокат Алек­сандр Болдырев, представляв­ший среднее поколение. — Уто­пия и антиутопия — два полю­са. И человечество пока где-то между этими полюсами. Но оно не может бесконечно находить­ся посередине. Оно будет ку­да-то притягиваться. Если мы не будем строить рай на зем­ле, то построим тут ад. И здесь важно то, что люди недостаточ­но этому сопротивляются, сами отдают свою свободу. Главный признак антиутопии — тоталь­ная несвобода».

Ирина Порох вы сказа­ла мысль, что если человече­ство не может быть в раю, в си­лу своего несовершенства, то и на дно не опустилось, как пред­сказывал автор. Человечество идет своим путем. «Исследова­тели в книге Оруэлла насчита­ли 137 пророчеств, сто из них сбылось, — добавила Ирина Владимировна. — И это скорее книга-предостережение буду­щим поколениям. Но это не на­ше настоящее».

Напарника по игре поддержа­ла Ильгиза Лотфуллина. И обра­тила внимание на то, что автор не дал позитивного решения: «Герой хотел бороться, система его подломила, он стал таким, как множество других, таким, как эта система. Хотя мое мне­ние, он должен был стать героем и показать путь выхода».

Что поможет человеку остать­ся самими собой? Здесь игроки, выражая свое мнение пусть и разными словами, сошлись по сути.

Чтобы избежать печальной участи оказаться в мире антиу­топии, нарисованной англий­ским писателем, человеку необ­ходимо двигаться вперед, раз­вивать свои скрытые способ­ности и таланты. Причем это невозможно сделать в одиноч­ку. Важен коллектив единомыш­ленников, который поможет во­плотить добрые идеи.

В этой игре большинством голосов победило старшее поколение.