Техосмотр по-новому: ждать ли в Искитиме гигантских очередей в пункты техосмотра?

С 1 марта изменятся правила организации и проведения технического осмотра автомобильного транспорта. О том, что именно поменяется и как новшества отразятся на прохождении техосмотра в Искитиме и Искитимском районе, наш разговор с директором Оператора технического осмотра Дамиром Рома­новичем Джураевым и Исполнительным директором Сергеем Николаевичем Тимониным.

НАПОМНИМ, что в конце 2020 года изменения были внесены в Правила проведения техни­ческого осмотра транспортных средств, а также в ряд других нормативно-правовы х актов, которые предъявляют новые требования к оборудованию и помещениям пунктов техосмо­тра, квалификации экспертов, к правилам контроля за дея­тельностью пунктов ТО, вводят новые требования по фотофик­сации транспортных средств, техническое диагностирование которых проводилось, и целый ряд других нововведений.

В силу изменения должны вступить 1 марта. Однако, похоже, в целом по России многие операторы оказались не готовы работать по новым правилам и новым пока­зателям, особенно если учесть, что тарифы на проведение те­хосмотра не менялись с 2012 года. Существует вероятность, что уже этой весной большое количество пунктов ТО по ре­гионам России закроются, что может спровоцировать трудно­сти в прохождении технического осмотра для простых автомоби­листов и огромные очереди у тех пунктов ТО, которые продолжат свою деятельность. Как след­ствие — трудности получения полиса ОСАГО, без которого просто невозможно отправиться в путь. Сейчас в федеральных СМИ обсуждается новость, что порядка 50% операторов техос­мотра не подтвердили РСА свою готовность продолжать работу с учетом вступления в силу новых требований закона. Такая го­товность выявлялась РСА через анкетирование включенных в реестр операторов ТО по всей стране, и примерно половина из них вообще не откликнулась.

А как ситуация складывается в Искитиме, с этим вопросом мы обратились к директору и ис­полнительному директору Опе­ратора технического осмотра Д.А.Джураеву и С.Н. Тимонину.

- Дамир Романович, Сергей Николаевич, вы готовы к ра­боте в условиях новых требо­ваний?

- Начнем с того, что наш пункт ТО работает с 1999 года по на­стоящее время. В те года на нашем пункте с учетом пере­движного пункта работал 21 эксперт и разные другие специ­алисты. Наш центр технического осмотра - один из крупнейших в области. Долгое время мы про­водили техосмотр транспортных средств не только в Искитиме и Искитимском районе, но и в го­роде Бердск, Сузун, Черепаново, Маслянино. В настоящее время наши фирмы работают в г. Ис­китиме и Искитимском районе, имеются фирмы по этому виду деятельности в г. Москве и г.Владивостоке. Везде одинако­вая ситуация, хотя цены разные. К работе по новым правилам мы готовы на 100%, о чем пись­мом от 28.08.2020 г. № 784/4. мы уведомили начальника МОТН и РАМТС ГИБДД ГУ МВД РОССИИ по Новосибирской области. Сей­час еще идет подготовка к рабо­те со стороны РСА и МВД, дора­ботки нововведений на уровне различных ведомств. Например, с той же фотофиксацией, учи­тывая технические нюансы, на которые указали игроки рынка.

Не всегда в производственных боксах есть устойчивый сигнал GPS, да и в больших городах идет искажение сигнала и происходят ошибки в координатах более чем на 15 метров, а это максимально допустимая погрешность. Здесь остается все еще много вопро­сов для некоторых пунктов.

А вот что касается видео-аудио фиксации процедуры работ, то она у нас установлена и при­меняется с 2004 года. Нами ведется запись всей процедуры технического осмотра от заез­да на парковку и до выезда по окончании работ и получения всех документов. Это исключа­ет многие конфликтные ситуа­ции. Техническая оснащенность центра соответствует всем тре­бованиям: в 2019-2020 году была открыта кредитная линия и проведено полное обновление оборудования линий, проведено техническое переоснащение и реконструкция производствен­ной площадки. У нас имеется 5 тормозных стендов, 4 комплекта приборов, автовесы и многие другие приборы, необходимые для прохождения технического осмотра. Однако новая реформа не решает ряд важных проблем, на которые необходимо обратить внимание властей.

- А на что именно?

- С 2012 года тарифы на прохож­дение ТО не меняются. В настоя­щее время мы работаем просто в ноль. У нас большие кредиты и заемные средства, которые мы получили для реконструкции ПТО. Такая ситуация не может устраивать. Мы обращались в РСА, ФАС, Федеральную службу по тарифам. На сегодняшний день мы работаем по расценкам, которые не менялись с 2012 года.

Тарифы утверждены губерна­тором Новосибирской области - 435 рублей. В каждом регионе расценки разные. Расходы в свя­зи с осуществлением деятель­ности в нашей сфере - большие.

Содержать компьютер и печатать карту на эти 435 рублей можно, но проводить соответствующее техническое диагностирование, такое, как у нас, и за такую сумму, невозможно. Считаем, что цено­образование на данную сферу деятельности должно начинаться с не менее чем 858 рублей. Даже в период пандемии наш вид дея­тельности не был включен в спи­сок господдержки организаций, пострадавших от COVID-19, хотя обязательный мораторий и ка­рантин объявили. А мы к тому же являемся социально значимым

объектом: инвалиды, фронтовики и граждане с социальным стату­сом могут провести диагностику автомобиля по льготному тарифу.

С 2012 года по настоящее время наша загруженность составляла всего 10-15 процентов. Конечно, мы готовы работать по новым правилам, которые вступают в силу с 1 марта. Возможности у нас для этого есть, специалисты, производственная база - все есть. Но если тарифы останутся прежними, то ничего хорошего ожидать не стоит. Экономической целесообразности в такой работе просто нет. Повторюсь, неслу­чайно из пяти тысяч аккредито­ванных пунктов ТО, действующих по всей стране, половина не подала заявки на аккредитацию по новым требованиям. Ведь эле­ментарно нечем платить зарплату нашим экспертам и покрыть все расходы по содержанию. С 2012 года выплачиваем им минималь­ную зарплату, разрешаем под­работки в других местах, чтобы сохранить свои кадры. Потерять людей легко, а где взять новых специалистов? Далеко не каждый может работать на этой долж­ности: требуется специальное высшее или среднеспециальное профильное образование, а так­же все водительские категории, для того чтобы иметь возмож­ность аккредитоваться на осмотр всех категорий ТС. Если сейчас после нововведений произойдет коллапс системы и у пунктов ТО выстроятся очереди автомобили­стов, то, чтобы эксперты смогли за рабочую смену провести по поточной линии 100 единиц тех­ники, нужно платить достойную зарплату и оплачивать все сопут­ствующие немалые расходы. На старых тарифах мы этого точно не вытянем. Здесь, заметьте, неис­правная техника повтор проходит бесплатно. Хотя возможность проводить больше машин есть. У нас имеются две поточные линии, одна на 80 метров и 5 постов, вторая на 150 метров и 10 постов, имеется передвижной пункт.

Есть и другие проблемы, на которые необходимо обратить внимание. Так, по-новому будет осущ ествляться контроль за деятельностью пунктов техни­ческого осмотра, но только тех, кто работает официально. А вот тех, кто просто продает диагно­стические карты, - проверять не будут. Судите сами, норма по введению фотофиксации еще не вступила в силу, а уже появились предприимчивые люди, кото­рые предлагают разные серые схемы, которые продают диа­гностические карты с координа­тами фотофиксации. Гражданам нужно быть бдительными и не попадаться на обещания м о­шенников. Это противозаконно и карается большими штрафными санкциями как для покупателей, так и для продавцов.

Так, конечно, нельзя, или нам придется просто отказаться от нерентабельного бизнеса. Мы не держимся за него дву­мя руками. Все изменения мы поддерживаем - они актуаль­ные и своевременные. Но для нормальной работы честных игроков этого рынка государству нужно бороться с мошенниками, которые вчерную продают диа­гностические карты, с блатными

ПТО, которые прогоняют всех подряд, нужно менять тарифы и создать одинаковые условия для всех игроков рынка, чтобы те, кто работает законно, имели стимул для развития. Ведь все мы рабо­таем во имя безопасности.

- Сейчас все боятся, что в марте на техосмотр будет не попасть и з-за очередей. А сколько автомобилей в сред­нем Оператор технического осмотра может принять за смену?

- Бояться не надо, кто проходил официально всегда и готовил транспорт к осмотру, знают, чего ожидать. Пропускная спо­собность одной нашей линии на 5 постов - около 81 единиц техники, второй линии на 10 по­стов - около 160 едиництехники.

Сегодня у нас задействована одна линия. Нам хотя бы эту одну линию с 5 постами загру­зить и обеспечить работой этих 5 экспертов, а это где-то 50-80 АМТС. Нужно не забывать, что не все машины с первого раза проходят, некоторые отправля­ются на повтор. Напоминаю, что неисправные машины проходят повтор в течение 20 дней бес­платно. Чтобы за рабочую смену исправных ТС в процентном отношении было по факту. Но учитывая, что Оператор оснащен двумя линиями и передвижным пунктом, мы можем спокойно проводить диагностику до 257 единиц техники за одну рабочую смену. Оборудование, техника - все есть, специалистов найдем, но все же множество нерешен­ных бюрократических проблем и очень низкий нерентабельный тариф связывают руки для даль­нейшего развития. В связи с этим мы запускаем 1 линию на 5 экспертов в тестовом режиме на 80 ТС в смену, так как понимаем, что с данными тарифами мы не

сможем покрыть расходы. Об этом мы официально информи­ровали все заинтересованные структуры. Все ждут информа­ции по тарифам и указания из федерального центра, а как нам жить и работать сейчас.

- Вы сказали, что была про­ведена модернизация обору­дования и реконструкция по­мещений. Значит, требования к помещениям и оснащению пунктов технического осмотра тоже изменятся?

- Уже изменились. Требования к производственно-технической базе пунктов ужесточили. Здания и сооружения пунктов ТО должны включать в себя оборудованные производственные помещения, где размещаются диагности­ческие линии технического ос­мотра различных транспортных средств, со всеми необходимыми инженерно-техническими ком­муникациями, предназначен­ными для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электро­снабжения и связи. Производ­ственные помещения, в которых размещаются диагностические линии ТО транспортных средств различных категорий должны соответствовать установленным минимальным размерам. В за­коне и новых нормативных тре­бованиях все указано конкретно, для нашего пункта технического осмотра, например, для двух действующих линий минималь­ная площадь составляет 2000 квадратных метров. Определен­ные требования предъявляются к размерам въездных и выездных ворот, осмотровых канав для диа­гностических линий. И конечно,к самим диагностическим линиям.

Также на территории имеется отдельная парковка ожидания на 633 кв. м, на ул. Советской на 300 кв. м, на ул. Пушкина площадкаожидания на 1991 кв. м. Все это надо на что-то содержать. Все эти помещения и земельные участки рассчитаны и подготовлены под этот вид деятельности. Также в наш адрес поступает много во­просов, один из них звучит так: а почему вообще не отменить технический осмотр? А пото­му, что Российская Федерация подписала множество междуна­родных конвенций и норм в об­ласти безопасности дорожного движения, из которых следует, что проведение технического осмотра является обязательным условием.

На сегодняшний день наш пункт связался уже почти со всеми руководителями ДТП по вопро­сам прохождения технического осмотра с 1 марта 2021 года.

Еще раз напоминаем руково­дителям серьезно отнестись и подготовить заранее транспорт к осмотру, а также заявки и гра­фики по прохождению социально значимого транспорта. Наши двери всегда открыты, адреса и телефоны - в открытом досту­пе на нашем сайте, и контакты ГИБДД везде имеются.

- Сколько по времени должна занимать диагностика р аз­личных автомобилей по новым правилам?

- Норматив времени на сегод­няшний день установлен от 30 минут для легковых автомобилей до 72 минут для автобусов. Пра­вила устанавливают следующую продолжительность техническо­го диагностирования: - легковые автомобили — 30 мин., - автобусы малые (газели, фор­ды и т. д.) — 59 мин., - автобусы большие (ПАЗ, ЛиАЗ и т. д.) — 72 мин., - грузовые, бортовые автомо­били ( Газели и т. д.) — 32 мин., - грузовые автомобили средние (ГАЗ, ЗИЛ и т. д.) — 63 мин., - грузовые большие (КамАЗ, МАЗ и т. д.) — 68 мин., - прицепы, полуприцепы(сред­ние) — 25 мин., - прицепы, полуприцепы(боль­шие) — 44 мин., - мотоциклы — 10 мин.

- В нашем районе только ваш центр может проводить техни­ческий осмотр такой техники, как автобусы. А как теперь по новым правилам он будет про­ходить?

- Мы точно не знаем, сколько пунктов ТО работает в г. Искитиме. Считаем, что чем больше, тем лучше для людей. Конкурен­ция должна быть. Однако пред­приниматели 10 раз подумают, прежде чем заходить в этот нерентабельный бизнес, и ред­ко кто рискует на сегодняшний день. Согласно постановлению правительства от 23 мая 2020 года «Об утверждении правил организации и проведения тех­нического осмотра автобусов» под автобусами понимаются транспортные средства катего­рии М2 и М3 — автобусы малые и большие, подлежащие гос- регистрации в подразделениях ГИБДД МВД РФ. Технический осмотр автобусов, в том чис­ле повторны й, могут прово­дить только аккредитованные в установленном порядке пункты техосмотра с участием сотруд­ника подразделения ГИБДД, на которого возложены обязан­ности по участию в проведении техосмотра автобусов. Он про­водится в соответствии с гра­фиком предварительной записи, который формируется пунктом техосмотра совместно с уполно­моченным сотрудником ГИБДД График формируется в сво­бодном формате посредством телефонной связи и (или) по электронной почте посредством обращения на официальном сай­те оператора техосмотра. Фор­мируется он на основании заявок от владельцев автобусов и по согласованию с ГИБДД и ПТО.

Как было разъяснено 12.02.2021 г. на совещании начальником ГУ ОБДД МВД России Черниковым М. Ю., оператор технического осмотра принимает решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения в график и информирует об этом заявителя. Решение о не­возможности включения заявки в график принимается в случае непредставления заявителем в полном объеме сведений, указанных в пункте 6 Поста­новления правительства РФ от 23.05.2020 г. № 741. Отсутствие государственного инспектора не является основанием для отказа и не включения в график техни­ческого осмотра.

Уважаемые владельцы автобу­сов и руководители автотран­спортных предприятий. Просим Вас заблаговременно по за­ботиться о подготовке заявок на прохождение технического осмотра на март 2021 года и далее. У нас имеется огромный опыт работы с руководителями транспортных предприятий в этом вопросе.

Владелец автобуса может по телефону или по электронной почте обратиться к любому опе­ратору техосмотра в любой пункт ТО вне зависимости от места госрегистрации автобуса и представить свою заявку. В за­явке указывается желаемая дата прохождения техосмотра, све­дения о марке, модели, иденти­фикационном номере (в случае его отсутствия - номере кузова или шасси) и государственном регистрационном номере (при наличии) автобуса, а также но­мер телефона и (или) адрес электронной почты для инфор­мирования владельца автобуса и принятом по заявке решении.

Оператор техосмотра должен в течение 1 рабочего дня со дня поступления заявки принять решение о включении заявки в график или о невозможности ее включения и проинформировать об этом заявителя. Решение о невозможности включения в гра­фик может быть принято по двум причинам: во-первых, заявитель не представил в полном объеме сведения, перечисленные выше; во-вторых, отсутствие в графике свободного времени для про­хождения техосмотра в желае­мую дату, указанную в заявке.

Проведение техосмотра авто­бусов осуществляется не ранее чем через 5 рабочих дней со дня поступления заявки, которая была включена в график. В нем при­нимает участие уполномоченный сотрудник ГИБДД, которому обе­спечивается доступ на передвиж­ную диагностическую линию и к показаниям средств технического диагностирования линии ТО.

Технический эксперт проводит диагностирование с использо­ванием средств технического диагностирования утвержден­ного типа. Результаты эксперт вносит в диагностическую карту, сформированную им в Единой автоматизированной информа­ционной системе технического осмотра.

Уполномоченный сотрудник ГИБДД, участвующий в про­ведении техосмотра, при этом проверяет, чтобы результаты диагностирования соответство­вали требованиям к автобусам (транспортным средствам ка­тегории М2 и М3), а также со­ответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации ТС или паспорте ТС, а также в государственном реестре транспортных средств.

- Сейчас процедуру техос­мотра будет сопровождать фотосъемка транспортного средства, которая будет до­казывать, что автомобиль действительно прошел диа­гностику.

- Да фото производится при заезде в начале процедуры осмотра и по окончании про­цедуры осмотра, для того что­бы отследить выдержку вре­менного норматива, а также к фотографии привязываются не редактируемые данные геоло­кации нахождения транспорт­ного средства, чтобы подтвер­дить, что осмотр проходил на базе технического осмотра. Все данные действия заверяются электронной цифровой подпи­сью технического эксперта. В случае выявления нарушений, со стороны контролирующих органов грозят строгие санк­ции и большие штрафы. У нас с фотофиксацией и координатами все в порядке, единственные нестыковки, что боксы очень большие. Предполагалось, что фото должны сопровождаться показаниями системы ГЛОНАСС «с погрешностью определения не более 15 м по координатным осям». Но выяснилось, что из-за плотной застройки и искажения спутникового сигнала многие операторы не могут соблюсти требование о 15-метровой по­грешности координат снимков.

Проблема обнаружилась за ме­сяц до вступления в силу ново­введений. Сейчас ведется поиск решения. Но в чем смысл этой фотофиксации? Этот инстру­мент не позволит автомобилисту купить, а мошеннику — про­дать диагностическую карту без предоставления транспортного средства на проверку в уполно­моченную организацию. Карта станет электронным инструмен­том, а единая информационная система техосмотра ЕАИСТО МВД запретит формировать ее без усиленной электронной под­писи эксперта и двух фотогра­фий автомобиля из пункта ТО — в начале диагностики и в конце. По координатам снимка можно лег­ко определить, где находилась машина в момент фотографиро­вания, поскольку все операторы ТО должны будут предоставить координаты пунктов техосмо­тра. Да, опытная эксплуатация выявила проблемы этой систе­мы, но, надеемся, техническое решение будет найдено, потому что бороться с мошенниками, торгующими липовыми диагно­стическими картами, блатными ПТО просто необходимо. Нами 19.01.2021 в тестовом режиме была опробована новая про­грамма ЕАИСТО-М. Следую­щее тестирование с 12.02.21 по 27.02.21. Так что имеется конкретное понимание работы, привязки фото, редактирования данных, работой с ЭЦП в новых условиях. На сегодняшний день не подключены, ждем когда РСА выдаст ссылки доступа. Ждем подключений.

- А какая ответственность предусмотрена для таких «предприимчивых» граждан?

- Штрафные санкции предусмо­трены для юридических лиц, для индивидуальных предпринимате­лей, для технического эксперта, страховых компаний и страховых агентов. Административная, даже уголовная ответственность. Так, в кодексе об административных правонарушениях предусмотре­но сразу несколько штрафов. За оформление диагностической кар­ты для допуска к участию в дорож­ном движении без прохождениях осмотра — штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей на граждан, от 30 000 до 50 000 рублей на долж­ностных лиц и от 100 000 до 300 000 на юридическое лицо. При по­вторном нарушении гражданин за­платит вдвое больше, должностное лицо будет дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Штраф юридического лица может вырасти до полумиллиона. Ну и не будем забывать про уголовное наказание за незаконное предпри­нимательство— этост. 171 УКРФ.

Кстати, что юридическое лицо, что индивидуальный предприниматель - ответственность одинаковая.

В связи с этим хочется пре­достеречь автомобилистов: будьте внимательны, не поку­пайте диагностические карты у мошенников. Не забывайте, что автомобиль — это объект повышенной опасности, и все его системы должны регулярно проверяться на предмет неис­правности. Технический осмотр автомобиля — это ваша без­опасность и безопасность ваших близких! Все автомобилисты, которые проходили ТО вовремя и подготавливали транспорт, им нечего бояться.

Обратите внимание, что ав­томобиль в грязном виде на техосмотр не допускается. В теплое время года перед за­ездом на линию у нас имеется мойка самообслуживания, чтобы водитель самостоятельно мог подготовить ТС к осмотру.

По состоянию на 15 февраля ЕАИСТО-М не запущена, ждем добро от МВД. На данный момент информация является актуаль­ной, но по мере поступления но­вых данных, которые обязательно появятся, мы вас известим.

Пользуясь случаем в преддве­рии наступающих праздников, от всей души поздравляем всех мужчин-автомобилистов, всех коллег по техническому осмотру с 23 февраля — Днем защитника Отечества, а всех женщин — с наступающим 8 Марта! Пусть в вашей жизни случаются только хорошие события, все тревоги и недуги отступят и впереди будет только радость, счастье и успех.

Мужчинам — силы духа и новых горизонтов, женщинам — красо­ты и гармонии. Ну и всем без ис­ключения — крепкого здоровья, оптимизма и процветания. Всем автомобилистам — счастливой и безопасной, безаварийной дороги.

Директор ПТО ООО «ДЛ+» Д. Р. Джураев, Исп. директор ПТО ООО «ДЛ+»

С. Н. Тимонин