Задолжали: есть ли выход?
Был в жизни
нашего государства период, когда крупные заводы шефствовали не только над школами,
детскими садами и парками, но и над целыми жилыми кварталами.
Имелся
такой яркий пример и в нашем городе.
Нрвосибирский завод
искусственного волокна (НЗИВ) — предприятие оборонной промышленности — было построено
в Искитиме в начале 60-х годов. Тогда же выросли вокруг
дома, детские сады и школы. Так появился Южный микрорайон.
В основном его обживали рабочие и специалисты НЗИВа.
Тогда вся так называемая «социалка» и была под крылом
предприятия. Забот у населения не было: свои люди были везде — учителя, врачи,
даже культурные работники. И уж тем более жилищно-коммунальная сфера. Привыкли
люди к этому, а потому в период перестройки, когда рухнули прежние устои и
порядки, крупные промышленные предприятия стали снимать с себя бремя «социалки». Впрочем, задача отапливать микрорайон и заниматься
стоками города огромной территории (Искитим и Искитимский район) осталась за НЗИВом.
Управляющие компании — посредники между поставщиками тепла и населением — особо
помощи не оказывали. И если вдруг в некоторых квартирах было холодно, то по привычке
жители жаловались заводу.
Так было
всегда. И сегодня много вопросов поступает в абонентский отдел предприятия. По
весне их было просто не счесть: жители звонили чуть ли не генеральному директору.
Кто-то
был недоволен холодом в квартире, кто-то — жарой, кому-то непонятны цифры в платежках
за ЖКУ. Жители рассказывали, что удивлялись и негодовали от увиденных сумм:
оплата за тепло у многих зашкаливала за 5 тысяч рублей.
В абонентском отделе предприятия объяснили, что одна из управляющих
компаний — ООО «Риал» — своевременно не произвела замену (поверку) приборов учета
тепла, а так как общедомовые приборы учета работают «целым комплексом», то и пришлось
производить перерасчеты в тех домах, которые не только не оборудованы
приборами учета, но и фактически работали с нарушениями весь календарный год. Цифры
по перерасчету предоставлялись на согласование в УЖКХ г. Искитима.
Подобная корректировка делается по истечении года.
Специалисты службы НЗИВа на основании переданных
данных управляющих компаний считают, сколько дом фактически потребил, передают
данные в МУП «ГИТЦ». Последние делают корректировку по лицевым счетам
населению. «Если люди мерзнут в квартирах, то они могут пожаловаться по факту и
в управляющие компании, и к нам. Отопление мы подаем по границе теплосетей
заданной температуры, а там дальше уже теплосети на ЦТП должны регулировать, а УК
или собственники квартир контролировать по домам и квартирам», — рассказали в
абонентском отделе АО «НЗИВ».
Еще об
одной большой проблеме, причиной которой может стать холод, рассказал технический
директор завода Сергей Воропаев: «Зачастую наши жители, обходя законы, правила
и разрешения, переоборудуют свои системы отопления самостоятельно, без участия
специалистов. В результате таких «самоделок» передача тепла в доме происходит
неравномерно. Вот и получается, что в одном подъезде жарко, а в другом теряется
тепло».
И все же самой большой бедой являются неплатежи. По словам Сергея
Павловича, сегодня и население, и некоторые недобросовестные управляющие компании,
предприятия и организации, пользующиеся услугами НЗИВа,
суммарно задолжали заводу более 130 миллионов рублей. В частности, долг
населения — более 30 миллионов рублей.
АО «НЗИВ»
в последнее время начал активно сотрудничать с прокуратурой, особенно в части
передачи данных по задолженностям как юридических, так и физических лиц. С самыми
крупными должниками, такими как ООО «Возрождение», ООО НПК «Зернопродукт», ООО «Линевский домостроительный
комбинат», ООО «Маджеста», ООО «Дальрыбсервис»,
ООО «Территория вкуса», приходится судиться в арбитражном суде. Также в судебные
инстанции НЗИВ обращается по индивидуальным предпринимателям, управляющим компаниям,
ТСЖ и физическим лицам.
К слову
сказать, получается, что долги копятся не только перед заводом, но и сам завод
не может оплатить те или иные полученные услуги. Замкнутый круг разомкнуть может
только абсолютная договоренность между всеми звеньями цепи.
В администрациях
города и района эти проблемы знают.
Со своей стороны завод
идет на уступки: даже при личном обращении должников предлагает рассрочку платежа
всем и каждому. В абонентском отделе акционерного общества готовы рассмотреть любые
предложения и попытаться договориться с каждым жителем, учитывая его личные обстоятельства.
Лишь бы
только каждый собственник жилья четко понимал, что, не оплатив «коммуналку»,
он прежде всего делает хуже себе, ведь все это может привести к отсутствию денежных
средств для ремонта котельной и очистных сооружений, обслуживающих население,
судебным тяжбам, в конце концов, ссорам с законопослушными соседями.
Несмотря
на все проблемы, руководство и коллектив завода в полной мере выполняют свои обязательства.
На котельной идет активная подготовка к будущему отопительному сезону: проведен
капитальный ре
монт одного из шести котлов, на остальных пяти сделан текущий ремонт, идет
процесс подготовки экспертизы промышленной безопасности по оборудованию
котельной, проведен капитальный ремонт трансформатора главной понижающей подстанции
«Чернореченской» и многие другие работы, которые позволят
зимой жителям жить в тепле.
Несколько
лет подряд в администрации города Искитима по инициативе
завода прорабатывается вопрос о строительстве котельной. Уже и определен срок
вывода котельной АО «НЗИВ» из эксплуатации. Это 2023 год. А это значит, что к
этому времени город должен построить свою современную котельную, которая будет
отапливать два больших микрорайона. Это подтверждают в администрации города:
котельную построят по договору государственно-частного партнерства.
Ирина Юрьева,
фото Елены Смирновой