Задолжали: есть ли выход?

Был в жизни нашего государства период, когда крупные заводы шефствовали не только над школами, детскими садами и парками, но и над целыми жилыми кварталами.

Имелся такой яркий пример и в нашем городе.

Нрвосибирский завод искус­ственного волокна (НЗИВ) — предприятие оборонной про­мышленности — было постро­ено в Искитиме в начале 60-х годов. Тогда же выросли вокруг дома, детские сады и школы. Так появился Южный микрорайон.

В основном его обживали рабо­чие и специалисты НЗИВа. Тог­да вся так называемая «социал­ка» и была под крылом пред­приятия. Забот у населения не было: свои люди были везде — учителя, врачи, даже культур­ные работники. И уж тем более жилищно-коммунальная сфе­ра. Привыкли люди к этому, а потому в период перестройки, когда рухнули прежние устои и порядки, крупные промышлен­ные предприятия стали снимать с себя бремя «социалки». Впро­чем, задача отапливать микро­район и заниматься стоками города огромной территории (Искитим и Искитимский рай­он) осталась за НЗИВом. Управ­ляющие компании — посредни­ки между поставщиками тепла и населением — особо помощи не оказывали. И если вдруг в неко­торых квартирах было холодно, то по привычке жители жалова­лись заводу.

Так было всегда. И сегод­ня много вопросов поступает в абонентский отдел предпри­ятия. По весне их было просто не счесть: жители звонили чуть ли не генеральному директору.

Кто-то был недоволен холодом в квартире, кто-то — жарой, ко­му-то непонятны цифры в пла­тежках за ЖКУ. Жители расска­зывали, что удивлялись и не­годовали от увиденных сумм: оплата за тепло у многих заш­каливала за 5 тысяч рублей.

В абонентском отделе пред­приятия объяснили, что од­на из управляющих компаний — ООО «Риал» — своевременно не произвела замену (поверку) приборов учета тепла, а так как общедомовые приборы учета работают «целым комплексом», то и пришлось производить пе­рерасчеты в тех домах, кото­рые не только не оборудованы приборами учета, но и факти­чески работали с нарушениями весь календарный год. Цифры по перерасчету предоставлялись на согласование в УЖКХ г. Искитима. Подобная корректиров­ка делается по истечении года.

Специалисты службы НЗИВа на основании переданных данных управляющих компаний счита­ют, сколько дом фактически по­требил, передают данные в МУП «ГИТЦ». Последние делают кор­ректировку по лицевым счетам населению. «Если люди мерзнут в кварти­рах, то они могут пожаловаться по факту и в управляющие ком­пании, и к нам. Отопление мы подаем по границе теплосетей заданной температуры, а там дальше уже теплосети на ЦТП должны регулировать, а УК или собственники квартир контро­лировать по домам и кварти­рам», — рассказали в абонент­ском отделе АО «НЗИВ».

Еще об одной большой про­блеме, причиной которой мо­жет стать холод, рассказал тех­нический директор завода Сер­гей Воропаев: «Зачастую наши жители, обходя законы, правила и разрешения, переоборудуют свои системы отопления само­стоятельно, без участия специ­алистов. В результате таких «са­моделок» передача тепла в до­ме происходит неравномерно. Вот и получается, что в одном подъезде жарко, а в другом те­ряется тепло».

И все же самой большой бе­дой являются неплатежи. По словам Сергея Павловича, се­годня и население, и некоторые недобросовестные управляю­щие компании, предприятия и организации, пользующиеся ус­лугами НЗИВа, суммарно задол­жали заводу более 130 милли­онов рублей. В частности, долг населения — более 30 миллио­нов рублей.

АО «НЗИВ» в последнее вре­мя начал активно сотрудничать с прокуратурой, особенно в ча­сти передачи данных по задол­женностям как юридических, так и физических лиц. С самы­ми крупными должниками, та­кими как ООО «Возрождение», ООО НПК «Зернопродукт», ООО «Линевский домострои­тельный комбинат», ООО «Маджеста», ООО «Дальрыбсервис», ООО «Территория вкуса», при­ходится судиться в арбитраж­ном суде. Также в судебные ин­станции НЗИВ обращается по индивидуальным предприни­мателям, управляющим ком­паниям, ТСЖ и физическим лицам.

К слову сказать, получает­ся, что долги копятся не толь­ко перед заводом, но и сам за­вод не может оплатить те или иные полученные услуги. Зам­кнутый круг разомкнуть может только абсолютная договорен­ность между всеми звеньями цепи.

В администрациях города и района эти проблемы знают.

Со своей стороны завод идет на уступки: даже при личном обращении должников предла­гает рассрочку платежа всем и каждому. В абонентском отделе акционерного общества готовы рассмотреть любые предложе­ния и попытаться договорить­ся с каждым жителем, учиты­вая его личные обстоятельства.

Лишь бы только каждый соб­ственник жилья четко пони­мал, что, не оплатив «комму­налку», он прежде всего делает хуже себе, ведь все это может привести к отсутствию денеж­ных средств для ремонта ко­тельной и очистных сооруже­ний, обслуживающих населе­ние, судебным тяжбам, в конце концов, ссорам с законопо­слушными соседями.

Несмотря на все проблемы, руководство и коллектив заво­да в полной мере выполняют свои обязательства. На котель­ной идет активная подготовка к будущему отопительному сезо­ну: проведен капитальный ре­

монт одного из шести котлов, на остальных пяти сделан текущий ремонт, идет процесс подготов­ки экспертизы промышленной безопасности по оборудованию котельной, проведен капиталь­ный ремонт трансформатора главной понижающей подстан­ции «Чернореченской» и мно­гие другие работы, которые по­зволят зимой жителям жить в тепле.

Несколько лет подряд в ад­министрации города Искитима по инициативе завода про­рабатывается вопрос о стро­ительстве котельной. Уже и определен срок вывода котель­ной АО «НЗИВ» из эксплуата­ции. Это 2023 год. А это значит, что к этому времени город дол­жен построить свою современ­ную котельную, которая будет отапливать два больших ми­крорайона. Это подтвержда­ют в администрации города: котельную построят по дого­вору государственно-частного партнерства.

Ирина Юрьева, фото Елены Смирновой