Ответственная работа: дежурный по переезду

Кто из нас не видел этих людей в ярких жилетах и с желтым свернутым флажком, которые встречают и провожают поезда с веранды небольшой будочки у самой железной дороги. Кто не спрашивал себя: а что они показывают? Зачем вообще они там стоят и день, и ночь?

На что они могут повлиять?

Чтобы ответить на все эти вопросы я на один час стала дежурной по переезду 55-й километр. Это тот, что находится на въезде в Искитим рядом с остановочной платформой «Бердский совхоз».

11 июня Западно-Сибирская желез­ная дорога присое­динилась к проведе­нию Международного дня привлечения вни­мания к безопасности

на железнодорожных переездах. В этот день прошла акция для жур­налистов «Дежурный по переезду — испы­тано на себе!». От такого предложения со­трудников РЖД отка­заться было просто невозможно. У каждого челове­ка с той или иной про­фессией связаны свои стереотипы. Почему-то в роли дежурного по переезду мне представлялся мужчина предпенси­онного возраста, а то и еще стар­ше. Каково же было мое удивление, когда в качестве моего наставника мне была представлена симпатичная 24-летняя девушка, студентка уни­верситета Валентина Пичугина. Че­рез год она станет уже дипломиро­ванным инженером по строитель­ству железнодорожных путей, а по­ка осваивает азы профессии.

Валентина — жительница Искитимского района, а к месту работы до­бирается на личном автомобиле.

На железную дорогу Валентина попала, можно сказать, случайно — родители посоветовали железнодо­рожный техникум, благо, средний балл аттестата был довольно высо­ким. После окончания пошла рабо­тать на «железку», а вместе с тем поступила в СГУПС. Признается, что поначалу было очень сложно, ино­гда даже жалела, что связала жизнь именно с этой профессиональной сферой. Но со временем не просто привыкла — приняла жизнь в рит­ме перестука колес, почувствовала свою важность и всю ответствен­ность, которая на нее возложена.

А она, то есть эта самая от­ветственность, лежащая на хруп­ких плечах дежурной по переез­ду, огромна. Валентина не про­сто встречает и провожает поез­да, она обеспечивает безопасность переезда.

Казалось бы, зачем здесь нужен человек, ведь есть же автоматика, временно поднимаются плиты защиты.

 

Сигнал светофора дает знать води­телю, что приближается поезд. Одновременно поднимаются плиты защиты. Но нужно знать менталитет наших— нахо­дятся лихачи, которые то и дело норовят про­скочить на красный.

Есть и другая категория автолюбителей — «чай­ники», которые только осваивают навыки ез­ды. Они так осторожни­чают, что могут просто застрять на рельсах. Та­кие вот моменты — ис­пытание для дежурного по переезду. — Самое главное — всегда на­ходиться на рабочем месте и вни­мательно наблюдать за дорогой, — проводит инструктаж Валентина, выдавая спецодежду — ярко-желтый жилет с надписью «Пресса» на спи­не. — Поезд может пройти в любое время. За сутки в среднем в двух направлениях следуют больше 80 составов! Если на рельсах вдруг застрял автомобиль, необходимо в первую же секунду сорвать плом­бу с кнопки «Препятствие» и нажать ее. Затем нужно сообщить дежур­ному по станции, что на переезде 55-й км авария, а уже потом маши­нисту поезда: «Внимание! Авария на переезде 55-й километр». Важ­но остановить поезд до устранения препятствия.

 

Валентина именно на этом переезде работает уже полто­ра года (общий стаж на «желез­ке» — пять лет), за это время таких случаев, когда ее вмеша­тельство останавливало поезда, было немало. И они — самая ответственная часть ее долж­ностных обязанностей. — Нарушение правил дорож­ного движения при пересечении железнодорожных путей может повлечь тяжелые последствия, — рассказал главный инженер Инской дистанции пути по теку­щему содержанию Максим Ми­хайлов. — Представьте толь­ко, в каждом поезде, к приме­ру, в электричке, могут ехать в среднем от 400 до 600 человек.

При резком торможении часть из них, возможно, пострадает в той или иной степени. Поэто­му мы и проводим акции, что­бы разъяснить водителям, на­сколько важно соблюдать уста­новленные правила.

Максим Владимирович уже 20 лет работает на железной дороге, а потому примеров мо­жет привести немало. Говорит, на Инской дистанции 24 пере­езда, 11 из них на главном ходу и только два — не охраняемых, таких, где установлены толь­ко светофоры. Именно там ча­ще всего и происходят аварии.

Последняя была в Бердске, ког­да «Тойота» пыталась просколь­знуть перед электричкой. К сча­стью, тогда никто не пострадал.

А ведь могло быть и иначе...

Рабочий день дежурного по переезду начинается в восемь утра и продолжается 12 ча­сов. В восемь вечера приходит сменщик. Практически все это время необходимо находиться на своем посту у щитков с дат­чиками и автоматами управле­ния. При приближении поезда обязательно просигналить ма­шинисту свернутым желтым флажком, что значит: движе­нию поезда ничто не мешает, следуйте с установленной ско­ростью. А еще — помахать ру­кой, приветствуя машиниста, даже если он незнаком, мол, все в порядке, я на посту.

За время дежурства нужно следить не только за движением на переезде, но и за порядком. А потому летом нужна метла, зимой — лопата. От снега очи­щается не только сам пе­реезд, но и подходы к обо­рудованию. Обычно тер­риторию делят поровну на четырех работающих здесь дежурных.

Помимо уборки нуж­но обходить рельсы по 50 метров полотна в обе сто­роны от переезда. Кстати, на большее расстояние де­журным уходить запреща­ется. Задача — проверить крепко ли затянуты болты.

Для этого есть большущий разводной ключ, которым стучат по гайкам. Я поче­му-то думала, что тут все зависит от звука и как-то по его гулкости определяется исправность соединений. Ока­залось, все проще — расша­танные гайки будут болтаться.В таком случае нужно их про­сто подтянуть.

 Ночные дежурства всегда не­простые. Переезд хорошо ос­вещается, но от этого не легче, если вдруг какой пьяной ком­пании захочется покуражить­ся. Стучат, благо вокруг «дежурки» крепкая металлическая решетка, кричат, требуют им открыть. Бывало, приходилось вызывать сотрудников полиции, чтобы утихомирить неадекват­ных горожан.

Моя смена в один час при­шлась на дневное время, так что пьяных дебоширов не бы­ло, а вот от шуточек водители при виде журналистов не могли воздержаться. К сожалению, от нарушений правил дорожного движения так же. Даже пони­мая, что на переезде слишком уж людно, нашелся лихач, про­скочивший уже на красный, чудом не попав под шлагбаум. «В таких случаях сердце оста­навливается, — говорит Вален­тина. — Каждый такой случай — потенциальная аварийная си­туация. Поэтому прошу, соблю­дайте правила проезда по же­лезнодорожным переездам!»

Наталья Кривякина, фоторепортаж автора