Из хранилища книг библиотека превратилась в генератор идей

Современные цифровые технологии, которые еще совсем недавно считались исключительно развлекательными, выполняют сейчас серьезные задачи в воспитании и образовании детей и подростков.

Благодаря грамотной гранто­вой политике и раньше удава­лось внедрить отдельные циф­ровые техники в те или иные учреждения культуры и обра­зования: купить компьютеры, например, или интерактивные доски. Но эти вкрапления мало меняли общую систему. Теперь же появилась возможность принципиальных изменений — именно этому способствуют на­циональные проекты.

 

В прошлом году в рамках ре­ализации федерального проек­та «Культура» были выделены средства в размере пяти мил­лионов рублей на переобору­дование детской библиотеки в Искитиме. Выбрана она со­вершенно не случайно, ведь во все времена находилась в чис­ле передовых.

А все потому, что здесь ра­ботают творческие целеустрем­ленные люди. Еще лет 20 назад, когда в нашей стране только на­чиналась грантовая деятель­ность, сотрудники библиоте­ки участвовали во всевозмож­ных проектах, организовывали клубы по интересам, привлека­ли в библиотеку и взрослых, и детей, создавали условия для людей с ограниченными воз­можностями здоровья. Имен­но здесь появились тогда пер­вые компьютеры, именно эта библиотека — единственная в области — стала виртуаль­ным филиалом Русского музея Санкт-Петербурга.

Теперь же она перешла на совершенно иной уровень ор­ганизации работы с читателя­ми и осуществления документо­оборота благодаря цифровизации всей системы. — Самое главное, что мы пе­решли на электронную прием­ку и выдачу книг, — рассказа­ла директор модельной детской библиотеки Маргарита Рейценштеин. — Это облегчает нашу задачу по поиску той или иной книги. Мы легко можем прове­рить, есть ли она у нас или в со­седних библиотеках, находится ли в хранилище или на руках.

Дети могут обратиться к нам за помощью через сайт, а мы уже им отвечаем: где получить нуж­ную книгу.

Кроме того, в модельной биб­лиотеке сейчас есть выход в на­циональную электронную биб­лиотеку — грандиозный про­ект Министерства культуры РФ, призванный предоставить пользователям интернета до­ступ к оцифрованным доку­ментам, размещенным в рос­сийских библиотеках, музеях и архивах. Так что дети могут найти все: от редких книг до со­временных научных трудов. Ма­ло того, если нужного докумен­та нет, то можно сделать заяв­ку на его оцифровку.

Такую возможность слож­но переоценить. Фактически юные искитимцы получают рав­ные права со школьниками на­шей столицы в доступе к науч­ной литературе. Теперь нужно только ими воспользоваться.

Появились у библиотеки и другие возможности. Одна из них — шлем виртуальной реаль­ности. И опять-таки этот гад­жет, созданный вроде бы для развлечения, расширяет гори­зонты познания. С его помощью можно прогуляться по залам музея, исследовать дно океана, строение обычной клетки или полететь к далеким звездам.

Такие образовательные про­граммы пользуются огромной популярностью и рождают жи­вой интерес к исследователь­ской деятельности. Сотрудни­ки библиотеки предупреждают: пользоваться шлемом можно лишь короткое время: от 5 минут для младших школьников до 15 — для старшеклассников. Но да­же при таких строгих временных рамках каждый день к шлему вы­страиваются целые очереди.

Огромной популярностью у посетителей библиотеки поль­зуется интерактивный ком­плекс TeachTouch. На вид это простая панель телевизора, но она обладает большим функ­ционалом. Здесь можно и про­сто развлекаться, и повышать уровень образования, ведь все викторины или загадки с голо­воломками закрепляют школь­ные знания по тому или иному предмету. — Все эти новшества спо­собствуют привлечению читате­лей в нашу библиотеку, — уве­рена Маргарита Рейценштеин. — К нам приходят просто по­смотреть, а мы предлагаем уже какую-то литературу или вирту­альную экскурсию, разжигаем непосредственное детское лю­бопытство, которое заставляет развиваться, узнавать все но­вые и новые интересные фак­ты. Чем еще сейчас гордится наша библиотека — десятка­ми тысяч новых современных книжек. И это незабываемое чувство, когда берешь в руки и впервые открываешь пахнущий еще типографской краской це­лый огромный мир.

Новое развитие получил и виртуальный филиал Русского музея Санкт-Петербурга. Те­перь у него появилось свое по­мещение, где школьники, не ме­шая другим посетителям биб­лиотеки, спокойно могут по­смотреть фильмы-путешествия, обсудить их, принять участие в викторине. В дальнейшем пла­нируется наладйть сотрудниче­ство библиотеки с искитимской школой искусств, чтобы подпи­тывать юные таланты энергией классиков живописи.

Сейчас, спустя всего лишь полгода с открытия новой по сути и содержанию модельной библиотеки, уже можно ска­зать, что в ней происходят ка­чественные изменения. Значи­тельно увеличилось число по­сетителей, причем, как детей, так и взрослых, возрос инте­рес школ города к сотрудниче­ству. На тематические класс­ные часы сюда приезжают да­же из деревень.

Но вся эта современная циф­ровая начинка не воспринима­лась бы так объемно при ста­ром подходе к самой библиоте­ке как к простому хранилищу книг. Реализуя свои задумки в рамках национального проек­та, здесь поступили грамотно и предложили совершенно но­вую концепцию организации пространства, пригласили ди­зайнеров, изменили планировку и цветовую гамму помещений, превратив библиотеку в храни­лище знаний и генератор идей, которые, благодаря возможно­стям цифровых технологий, те­перь безграничны!

Наталья Кривякина, фото автора