Дом, где оживают куклы
Линевец Юрий Усольцев называет себя
художником, пишет маслом картины. Раньше занимался чеканкой, лепкой и резьбой. Режиссер
по образованию, несколько лет был руководителем и администратором, артистом
народного цирка в Новосибирске, какое-то время дрессировал волков, выступал с несколькими
номерами.
Человек
творческий, не смог сидеть без дела на пенсии. Увлекся изготовлением кукол для
театра Линевской общественной организации инвалидов.
Куклы не простые, а тростевые,
со специальным механизмом — машиной. Благодаря такой конструкции у куклы поворачивается
голова, открывается рот, двигаются руки и глаза.
Раньше
Юрий Анатольевич таким делом не занимался. Однажды нашел в интернете обучающие
уроки, посмотрел, заинтересовался. Купил сверлильный станок и инструменты. Под
художественную мастерскую приспособил одну из комнат своей квартиры. Для
создания кукол использует папье-маше, фанеру, проволоку, деревянные палки: вытачивает
1етали для механизма, скручивает пружинки. Потом собирает все вместе: соединяет
голову, тело и руки. Труд кропотливый.
По словам
мастера, сложнее всего изготовить машинку, основу куклы, весь чертеж приходится
держать в голове, что-то придумывать дополнительно, совершенствуя увиденную в интернете
схему, подгоняя под имеющиеся подручные материалы. Надо все правильно
рассчитать, чтобы детали конструкции стали единым механизмом, а артист мог легко
им управлять. И кукла ожила в его руках, стала настоящим героем сказки. «Для движений
вороны, например, несколько вариантов крепления опробовал, — рассказывает Юрий
Усольцев, — чтобы она не Просто поднимала крылья, а шевелила
ими».
Сейчас
создает еще одного героя для новой постановки — ежика. Осталось обшить и одеть
его. Здесь помогут участники творческой мастерской. Это уже завершающий этап. А
работа над куклой начинается с поиска личика персонажа, в интернете подбирает
подходящее выражение, получается собирательный образ.
В процессе лепки из пластилина
заготовки, формирования ее с помощью папье-маше, грунтовки, кукла меняется, отличается
от задуманного варианта, словно уже сама диктует, какой ей быть. «Если это животное,
подбираю мех для мордочки, смотрю, как его лучше положить, — поясняет Юрий
Усольцев, — в какую сторону ворс должен лечь. Где-то подстригаю. Медведя сам брил
и стриг. Как живой получился, со своим характером».
Все куклы
разные. И все любимые. В каждую вложена частица души мастера, чаяния режиссера.
Ведь Юрий Усольцев уже год является режиссером кукольного театра общественной организации
«Линевская местная организация всероссийского общества
инвалидов».
А началось
все с того, что несколько лет назад, вступив в эту общественную организацию, помогал
делать ремонт в помещении. Наблюдал за репетициями самодеятельных артистов кукольного
театра, энтузиазма у них было много, а вот мастерства не хватало, отмечал про
себя недочеты, но к режиссерской деятельности не стремился. Куклы были тряпичные,
на палке. Хоть и сделаны с любовью, но простые: движения ограничены, не позволяют
полнее раскрыть образ, который создает актер с помощью голоса и интонации. Не выдержал,
предложил изготовить для спектакля куклу бабушки. Помощь приняли с благодарностью,
новый персонаж понравился дружному коллективу общества. Потом появился дедушка.
Тростевые куклы довольно сложные в управлении: актер, стоя за ширмой, должен не
только роль играть, но и фигуркой персонажа владеть. Юрий Анатольевич стал обучать
артисток работать с куклами, показывал, как поставить движения, выстроить мизансцену,
чтобы не мешать друг другу в узком пространстве. «Девчонки у меня молодцы,
старательные, учатся с удовольствием, — с гордостью говорит Юрий Усольцев. — Добились
много, учитывая, что они не профессионалы». Да и возраст у «девушек» отнюдь не
юный, пенсионный уже. Но зато сердца молоды и души открыты творчеству. Поэтому и
играют в куклы в любительском театре, а их постановки с удовольствием смотрят и
взрослые, и дети.
Кукольный
театр «Жили-были» в Линевском обществе инвалидов создан
несколько лет назад, став развитием такого направления деятельности, как
арт-терапия.
Основатель и идейный вдохновитель
кукольного театра Галия Щеблыкина
предложила Юрию Усольцеву взяться за режиссуру. Себе оставила организационную
и финансовую часть деятельности, поиск денег на оборудование, написание грантов.
«Поначалу тяжело было заставить артисток слушаться моих указаний, — делится впечатлениями
режиссер. — Многие мне возражали: мол, нам объясняли, как надо делать. На что
я сказал: «Забудьте все, чему вас раньше учили, говорю здесь только я. Вы можете
подойти и посоветоваться или предложить что-то, а я подумаю, воспользоваться вашим
вариантом или нет».
Столь суровый стиль руководства
поначалу творческому коллективу, привыкшему к более вольному обращению, не понравился,
но со временем роптать перестали, нашли общий язык с мастером, убедились, что
Юрий Анатольевич прав.
Все отмечают,
что с приходом профессионального режиссера кукольный театр поднялся на совершенно
новый уровень: артисты стали увереннее, изменился и реквизит. Не только более
сложные куклы появились, но и декорации стали другими.
Юрий Анатольевич
сам их собирал, добился, чтобы занавес легко открывался и закрывался, смонтировал
установку для освещения. «Кукольный театр помогает в социализации и реабилитации
нашим инвалидам, — поясняет председатель Линевского
общества инвалидов Анастасия Суханова, — он объединяет людей разных поколений,
разного физического состояния и социального статуса. Все желающие могут что-то
создавать своими руками в творческой мастерской: делают куклы, декорации, реквизит
для постановок. Сколько радости и удовольствия доставляет эта деятельность всем,
кто к ней причастен! Знаете, участники забывают о своих невзгодах, когда окунаются
в эту творческую атмосферу».
И настоящим
везением Анастасия Евгеньевна и все участники общества считают то, что у них есть
профессиональный режиссер. «Важно то, — подчеркивает председатель, — что Юрий Анатольевич
в силу своего положения видит, как и что с нашими людьми можно делать, понимает
их состояние, не требует больше, чем они могут».
В прошлом
году театральный коллектив сыграл три спектакля для ребятишек из детского сада.
К сожалению, помещение, где располагается общество инвалидов и кукольный театр,
небольшое, может вместить только двадцать зрителей. Артисты мечтают о просторной
площадке и дополнительном оборудовании, которого не хватает для работы. И поскольку
театр любительский, здесь все держится на энтузиазме коллектива, их горячем
желании творчески развиваться, дарить радость людям.
Сейчас
театральный коллектив приступил к репетиции новой постановки, проходят первые
читки сценария. А Юрий Усольцев уже задумывается о следующем спектакле. «Они
раньше ставили сказку «Гуси-лебеди», посмотрю, какие куклы есть, — делится планами
режиссер, — что с ними можно сделать».
Единственное,
о чем сожалеем мастер, что кукол он делает под свою руку, а надо, чтобы примерял
актер, ведь ему оживлять героя, ему с ним работать. Но не всегда ясно, кто из артистов
в постановке будет участвовать, какой персонаж возьмет.
- Мы здесь
работаем ради удовольствия, — замечает Юрий Усольцев. — Нам нравится этим заниматься.
А профессионализм приходит со временем. Учимся понемногу. Приятно, когда ребятишки
наш спектакль смотрят, не отрываясь. Я часто за реакцией публики наблюдаю. И на кукол смотрю, и на то, как мои девчонки справляются».
Анна Зубарева, фото автора