Дом, где оживают куклы

Линевец Юрий Усольцев называет себя художником, пишет маслом картины. Раньше занимался чеканкой, лепкой и резьбой. Режиссер по образованию, несколько лет был руководителем и администратором, артистом народного цирка в Новосибирске, какое-то время дрессировал волков, выступал с несколькими номерами.

Человек творческий, не смог сидеть без дела на пенсии. Ув­лекся изготовлением кукол для театра Линевской обществен­ной организации инвалидов.

Куклы не простые, а тросте­вые, со специальным механиз­мом — машиной. Благодаря та­кой конструкции у куклы пово­рачивается голова, открывает­ся рот, двигаются руки и глаза.

Раньше Юрий Анатолье­вич таким делом не занимал­ся. Однажды нашел в интер­нете обучающие уроки, посмо­трел, заинтересовался. Купил сверлильный станок и инстру­менты. Под художественную мастерскую приспособил одну из комнат своей квартиры. Для создания кукол использует па­пье-маше, фанеру, проволоку, деревянные палки: вытачивает 1етали для механизма, скручивает пружинки. Потом собирает все вместе: соединяет голо­ву, тело и руки. Труд кропотли­вый.

По словам мастера, слож­нее всего изготовить машинку, основу куклы, весь чертеж при­ходится держать в голове, что-то придумывать дополнитель­но, совершенствуя увиденную в интернете схему, подгоняя под имеющиеся подручные ма­териалы. Надо все правильно рассчитать, чтобы детали кон­струкции стали единым меха­низмом, а артист мог легко им управлять. И кукла ожила в его руках, стала настоящим геро­ем сказки. «Для движений вороны, на­пример, несколько вариантов крепления опробовал, — рас­сказывает Юрий Усольцев, — чтобы она не Просто поднимала крылья, а шевелила ими».

Сейчас создает еще одно­го героя для новой постанов­ки — ежика. Осталось обшить и одеть его. Здесь помогут участники творческой мастер­ской. Это уже завершающий этап. А работа над куклой на­чинается с поиска личика пер­сонажа, в интернете подбира­ет подходящее выражение, по­лучается собирательный образ.

В процессе лепки из пласти­лина заготовки, формирова­ния ее с помощью папье-маше, грунтовки, кукла меняется, от­личается от задуманного вари­анта, словно уже сама диктует, какой ей быть. «Если это жи­вотное, подбираю мех для мор­дочки, смотрю, как его лучше положить, — поясняет Юрий Усольцев, — в какую сторону ворс должен лечь. Где-то подст­ригаю. Медведя сам брил и ст­риг. Как живой получился, со своим характером».

Все куклы разные. И все лю­бимые. В каждую вложена ча­стица души мастера, чаяния ре­жиссера. Ведь Юрий Усольцев уже год является режиссером кукольного театра обществен­ной организации «Линевская местная организация всерос­сийского общества инвалидов».

А началось все с того, что несколько лет назад, вступив в эту общественную организа­цию, помогал делать ремонт в помещении. Наблюдал за репе­тициями самодеятельных ар­тистов кукольного театра, эн­тузиазма у них было много, а вот мастерства не хватало, от­мечал про себя недочеты, но к режиссерской деятельности не стремился. Куклы были тряпич­ные, на палке. Хоть и сделаны с любовью, но простые: движе­ния ограничены, не позволяют полнее раскрыть образ, кото­рый создает актер с помощью голоса и интонации. Не выдер­жал, предложил изготовить для спектакля куклу бабушки. По­мощь приняли с благодарно­стью, новый персонаж понра­вился дружному коллективу об­щества. Потом появился дедуш­ка. Тростевые куклы довольно сложные в управлении: актер, стоя за ширмой, должен не только роль играть, но и фигур­кой персонажа владеть. Юрий Анатольевич стал обучать ар­тисток работать с куклами, по­казывал, как поставить движе­ния, выстроить мизансцену, чтобы не мешать друг другу в узком пространстве. «Девчонки у меня молодцы, старательные, учатся с удо­вольствием, — с гордостью го­ворит Юрий Усольцев. — До­бились много, учитывая, что они не профессионалы». Да и возраст у «девушек» отнюдь не юный, пенсионный уже. Но зато сердца молоды и души открыты творчеству. Поэтому и играют в куклы в любительском театре, а их постановки с удовольстви­ем смотрят и взрослые, и дети.

Кукольный театр «Жили-бы­ли» в Линевском обществе ин­валидов создан несколько лет назад, став развитием такого направления деятельности, как арт-терапия.

Основатель и идейный вдох­новитель кукольного театра Галия Щеблыкина предложи­ла Юрию Усольцеву взяться за режиссуру. Себе оставила ор­ганизационную и финансовую часть деятельности, поиск де­нег на оборудование, написа­ние грантов. «Поначалу тяжело было за­ставить артисток слушаться мо­их указаний, — делится впечат­лениями режиссер. — Многие мне возражали: мол, нам объ­ясняли, как надо делать. На что я сказал: «Забудьте все, чему вас раньше учили, говорю здесь только я. Вы можете подойти и посоветоваться или предло­жить что-то, а я подумаю, вос­пользоваться вашим вариантом или нет».

Столь суровый стиль руко­водства поначалу творческо­му коллективу, привыкшему к более вольному обращению, не понравился, но со време­нем роптать перестали, нашли общий язык с мастером, убе­дились, что Юрий Анатолье­вич прав.

Все отмечают, что с прихо­дом профессионального режиссера кукольный театр поднялся на совершенно новый уровень: артисты стали увереннее, изме­нился и реквизит. Не только бо­лее сложные куклы появились, но и декорации стали другими.

Юрий Анатольевич сам их со­бирал, добился, чтобы занавес легко открывался и закрывал­ся, смонтировал установку для освещения. «Кукольный театр помога­ет в социализации и реабили­тации нашим инвалидам, — по­ясняет председатель Линевско­го общества инвалидов Анаста­сия Суханова, — он объединяет людей разных поколений, раз­ного физического состояния и социального статуса. Все же­лающие могут что-то созда­вать своими руками в творче­ской мастерской: делают кук­лы, декорации, реквизит для постановок. Сколько радости и удовольствия доставляет эта деятельность всем, кто к ней причастен! Знаете, участники забывают о своих невзгодах, когда окунаются в эту творче­скую атмосферу».

И настоящим везением Ана­стасия Евгеньевна и все участ­ники общества считают то, что у них есть профессиональный режиссер. «Важно то, — под­черкивает председатель, — что Юрий Анатольевич в силу свое­го положения видит, как и что с нашими людьми можно делать, понимает их состояние, не тре­бует больше, чем они могут».

В прошлом году театраль­ный коллектив сыграл три спектакля для ребятишек из детского сада. К сожалению, помещение, где располагается общество инвалидов и куколь­ный театр, небольшое, может вместить только двадцать зри­телей. Артисты мечтают о про­сторной площадке и дополни­тельном оборудовании, которо­го не хватает для работы. И по­скольку театр любительский, здесь все держится на энтузи­азме коллектива, их горячем желании творчески развивать­ся, дарить радость людям.

Сейчас театральный коллек­тив приступил к репетиции но­вой постановки, проходят пер­вые читки сценария. А Юрий Усольцев уже задумывается о следующем спектакле. «Они раньше ставили сказку «Гу­си-лебеди», посмотрю, какие куклы есть, — делится планами режиссер, — что с ними мож­но сделать».

Единственное, о чем сожале­ем мастер, что кукол он дела­ет под свою руку, а надо, что­бы примерял актер, ведь ему оживлять героя, ему с ним ра­ботать. Но не всегда ясно, кто из артистов в постановке бу­дет участвовать, какой персо­наж возьмет.

- Мы здесь работаем ра­ди удовольствия, — замечает Юрий Усольцев. — Нам нравит­ся этим заниматься. А профес­сионализм приходит со време­нем. Учимся понемногу. Прият­но, когда ребятишки наш спек­такль смотрят, не отрываясь. Я часто за реакцией публи­ки наблюдаю. И на кукол смо­трю, и на то, как мои девчонки справляются».

Анна Зубарева, фото автора