Уроки на «удаленке» продолжаются
Идет четвертая
учебная четверть, в школьных коридорах непривычно тихо и пусто. С 6 апреля российские
школьники перешли на дистанционное обучение в связи с режимом самоизоляции. Учителя
и ученики общаются по видео-связи, в мессенджерах и электронной
почте, используя различные образовательные платформы и сайты. К такому положению
дел никто не был готов, учителям пришлось перестраиваться на ходу, чтобы наладить
взаимодействие с учениками, их родителями и дальше продолжить обучение.
Гимназия
№ 1 в рабочем поселке Линево одна из первых в Искитимском
районе смогла перейти на новую форму обучения. Педагоги выбирали сами, как организовать
учебный процесс.
Одни учителя ведут онлайн-уроки
по расписанию в определенное время, используя интернет-технологии. Другие
применяют электронное обучение, работая с информацией, которая уже собрана в базы
данных и находится на учебных порталах и сервисах.
Так, учитель
русского языка и литературы Ольга Босоногова, прежде
чем определиться с тем, как будет организовывать учебную деятельность,
изучила информацию интернет-порталов и сайтов и пришла к выводу, что ей больше подходит
электронное обучение. В работе использует электронную почту и мобильный телефон.
У нее шестые, восьмые, девятые
и десятые классы. Подготовки много. «Я формулирую задание по определенной теме,
на тетрадных листочках пишу от руки, — поясняет алгоритм дистанционной работы
Ольга Васильевна, — и отправляю в электронном виде классному руководителю. А он
рассылает задание родителям и детям своего класса на мобильные телефоны. Ребята
присылают выполненные задания мне на электронную почту. Если я вижу, что допущены
ошибки, начинаю с ними переписываться. Указываю, на что надо обратить внимание,
включаю видеосвязь на мобильном телефоне, объясняю. И переделываем работу». Такое
взаимодействие хорошо получается с учащимися 8-9 классов. С шестиклассниками приходится
общаться через электронную почту родителей, так как многие из них еще не имеют
своего электронного ящика. «И у нас с родителями завязывается переписка, — рассказывает
учитель, — они мне задают вопросы, я отвечаю. И знаете, за все это время, за месяц,
который мы проработали в таком режиме, я больше благодарностей от родителей получила,
чем тогда, когда работала с детьми в классе».
Есть в
такой форме обучения свои трудности. Во-первых, неудобство для родителей в том,
что они могут проконтролировать детей, только вернувшись с работы. Выполненные
задания ученики, как правило, начинают активно отправлять учителю по электронной
почте и на мобильный телефон после обеда. А старшеклассники могут и в десять часов
вечера выходить на связь.
«Во-вторых, мне трудно как учителю, — поясняет
Ольга Васильевна, — потому что у меня 62 ребенка. Они присылают работы и по русскому
языку, и по литературе, допоздна приходится сидеть, проверять задания, отвечать
детям, а затем отметки выставлять в электронный журнал. В нем родители и ученики
узнают свои оценки. И опять же задают вопросы, я на них отвечаю. То есть во второй
половине дня у нас идет активная переписка.через электронную
почту». Также Ольга Босоногова признается, что словеснику
тяжело общаться письменно, заочно, когда не видишь глаза собеседника, не
понимаешь, что он чувствует, ведь эмоциональность — важная составляющая в учительской
работе. Но детки все-таки вносят эмоции в свои сообщения по электронной почте.
Используют междометия, восклицательные знаки.
Учитель формирует задания
на неделю, рассчитывая учебный материал по количеству уроков. «Я задаю только одну
домашнюю работу, стараюсь не перегрузить детей, — поясняет педагог, — потому что
им и по биологии, и по географии, по другим предметам достаточно много работы
выполнять приходится».
И если прй обычном обучении после знакомства с новым
теоретическим материалом закрепление сначала идет в школе, а затем в домашнем
задании, то теперь учитель дает только упражнения на закрепление теории.
По литературе дети самостоятельно
прочитывают произведения, словесник задает вопросы на восприятие и анализ текста.
Например, прочитать рассказ и письменно ответить на вопросы задания учебника на
такой-то странице. Старшеклассники прослушивают видео-лекции, а затем
выполняют письменные работы по определенной теме.
С девятиклассниками
полным ходом идет подготовка к экзаменам. По сборникам заданий ученики выполняют
варианты сочинений, изложений, присылают тестовые задания. «И мы с ними в дискуссии
вступаем, особенно по сочинениям, — рассказывает Ольга Васильевна. — Я говорю,
где допущены ошибки. Они переписывают и опять присылают исправленное задание
на электронную почту. То есть одну работу по сборнику по русскому языку мы раза
по три-четыре с одним ребенком переделываем. И хотя это получается индивидуальное
обучение, реального общения с детьми нам все равно не хватает».
Гимназисты говорят о том,
что обучение в школьных классах все-таки лучше. В сложившейся ситуации тяжело
и детям, и учителям, и родителям, но все вместе, осваивая новые формы взаимодействия,
учатся, изучают школьный материал.
Дистанционное
обучение продолжается. К такому формату никто не был готов, но Гимназия смогла
одной из первых в районе перейти на удаленную работу, потому что здесь были свои
наработки.
«У нас был небольшой опыт электронного обучения,
— рассказывает директор МБОУ «Гимназия № 1» Ильгиза Лотфуллина. — Есть дети, которые занимались на дому. Мы оказывали
им образовательные услуги с помощью дистанционных технологий. Применяли их при
подготовке к олимпиадам, к государственной итоговой аттестации. Наши учителя давно
используют специальные образовательные платформы. У нас очень квалифицированные
педагогические кадры. Благодаря их профессионализму нам удалось быстро наладить
учебный процесс. У наших старшеклассников был опыт самостоятельной удаленной работы,
с малышами организовать
ее оказалось сложнее. У многих из них нет своей электронной почты. Поэтому большая
нагрузка легла на плечи родителей. Мы используем мобильную связь,
родительские чаты. Классные
руководители собрали адреса электронной почты родителей. Важна взаимосвязь учителей
начальных классов и родителей, потому что они активно помогают своим дочерям и
сыновьям при обучении в домашних условиях».
В процессе
организации дистанционного обучения столкнулись с трудностями, прежде всего, связанными
с техническим обеспечением. В режиме самоизоляции многие родители работают дома
на компьютере.
А если в семье не один,
а два ученика, то доступ к мобильной связи, к компьютеру затруднен.
Многие жалуются на слабую
мобильную связь, низкую скорость интернета. Но, тем не менее, как подчеркивает
Ильгиза Рафаиловна, благодаря помощи родителей удалось
наладить дистанционную работу учителей с младшими школьниками.
Дети ждут
эти уроки и хотят видеть и слышать своего учителя не где-то за кадром, а на экране,
при онлайн-общении.
Старшеклассники привыкли
больше работать самостоятельно. Поэтому они получают задания по электронной почте,
по мобильной связи общаются с учителями.
Директор гимназии обратила
внимание на то, что все ребята с первого по одиннадцатый классы получат материал
в полном объеме. В 9-х и 11 -х классах очень активно идет подготовка к экзаменам.
«Школа работает в дистанционном режиме.
Каждый
на своем месте делает все, что от него зависит, — подчеркнула Ильгиза Рафаиловна, — наши педагоги прикладывают все усилия
и старания, чтобы дети получили знания по всем предметам и успешно завершили учебный
год. Старшеклассники упорно готовятся к сдаче единого государственного экзамена.
И я думаю, не смотря ни на что, они отлично справятся с
этим испытанием и поступят в высшие учебные заведения. Хочу пожелать выпускникам
терпения, удачи и успехов. Особенно отмечу ребят, которые идут претендентами на
золотую медаль, у нас их шесть человек. Желаю медалистам упорства, настойчивости
в достижении цели. Ребята, все у вас получится».
В это непростое
время большая нагрузка легла на плечи родителей. Директор Гимназии
поблагодарила за понимание и поддержку, за совместное решение всех возникающих
проблем. «Все вместе с вами мы делаем большое дело: помогаем нашим детям получить
образование», — подчеркнула Ильгиза Лотфуллина.
Ильгиза Рафаиловна отмечает, что сейчас родители
лучше понимают труд учителей, оценивают его необходимость. Люди осознали, как
велика роль учителя, как важно живое слово.
Дети скучают без общения
с одноклассниками и педагогами, хотят вернуться в школу, с нетерпением ждут, когда
гимназия вновь откроет двери.
Анна Зубарева, фото автора.