Уроки на «удаленке» продолжаются

Идет четвертая учебная четверть, в школьных коридорах непривычно тихо и пусто. С 6 апреля российские школьники перешли на дистанционное обучение в связи с режимом самоизоляции. Учителя и ученики общаются по видео-связи, в мессенджерах и электронной почте, используя различные образовательные платформы и сайты. К такому положению дел никто не был готов, учителям пришлось перестраиваться на ходу, чтобы наладить взаимодействие с учениками, их родителями и дальше продолжить обучение.

Гимназия № 1 в рабочем по­селке Линево одна из первых в Искитимском районе смогла перейти на новую форму обу­чения. Педагоги выбирали са­ми, как организовать учебный процесс.

Одни учителя ведут онлайн-уроки по расписанию в опре­деленное время, используя интернет-технологии. Другие применяют электронное обу­чение, работая с информаци­ей, которая уже собрана в базы данных и находится на учебных порталах и сервисах.

Так, учитель русского язы­ка и литературы Ольга Босоно­гова, прежде чем определить­ся с тем, как будет организо­вывать учебную деятельность, изучила информацию интернет-порталов и сайтов и пришла к выводу, что ей больше подходит электронное обучение. В ра­боте использует электронную почту и мобильный телефон.

У нее шестые, восьмые, девя­тые и десятые классы. Подго­товки много. «Я формулирую задание по определенной теме, на тетрад­ных листочках пишу от руки, — поясняет алгоритм дистанцион­ной работы Ольга Васильевна, — и отправляю в электронном виде классному руководителю. А он рассылает задание роди­телям и детям своего класса на мобильные телефоны. Ребята присылают выполненные зада­ния мне на электронную поч­ту. Если я вижу, что допущены ошибки, начинаю с ними пере­писываться. Указываю, на что надо обратить внимание, вклю­чаю видеосвязь на мобильном телефоне, объясняю. И переде­лываем работу». Такое взаимо­действие хорошо получается с учащимися 8-9 классов. С ше­стиклассниками приходится об­щаться через электронную по­чту родителей, так как многие из них еще не имеют своего электронного ящика. «И у нас с родителями завязывается пе­реписка, — рассказывает учи­тель, — они мне задают вопро­сы, я отвечаю. И знаете, за все это время, за месяц, который мы проработали в таком режи­ме, я больше благодарностей от родителей получила, чем тог­да, когда работала с детьми в классе».

Есть в такой форме обучения свои трудности. Во-первых, не­удобство для родителей в том, что они могут проконтролиро­вать детей, только вернувшись с работы. Выполненные зада­ния ученики, как правило, начи­нают активно отправлять учите­лю по электронной почте и на мобильный телефон после обе­да. А старшеклассники могут и в десять часов вечера выходить на связь.

 «Во-вторых, мне трудно как учителю, — поясняет Ольга Васильевна, — потому что у ме­ня 62 ребенка. Они присыла­ют работы и по русскому язы­ку, и по литературе, допоздна приходится сидеть, проверять задания, отвечать детям, а за­тем отметки выставлять в элек­тронный журнал. В нем родите­ли и ученики узнают свои оцен­ки. И опять же задают вопро­сы, я на них отвечаю. То есть во второй половине дня у нас идет активная переписка.че­рез электронную почту». Также Ольга Босоногова признается, что словеснику тяжело общать­ся письменно, заочно, когда не видишь глаза собеседника, не понимаешь, что он чувствует, ведь эмоциональность — важ­ная составляющая в учитель­ской работе. Но детки все-таки вносят эмоции в свои сообще­ния по электронной почте. Ис­пользуют междометия, воскли­цательные знаки.

Учитель формирует задания на неделю, рассчитывая учеб­ный материал по количеству уроков. «Я задаю только одну домашнюю работу, стараюсь не перегрузить детей, — по­ясняет педагог, — потому что им и по биологии, и по геогра­фии, по другим предметам до­статочно много работы выпол­нять приходится».

И если прй обычном обуче­нии после знакомства с новым теоретическим материалом за­крепление сначала идет в шко­ле, а затем в домашнем зада­нии, то теперь учитель дает только упражнения на закреп­ление теории.

По литературе дети само­стоятельно прочитывают про­изведения, словесник задает вопросы на восприятие и ана­лиз текста. Например, прочи­тать рассказ и письменно от­ветить на вопросы задания учебника на такой-то страни­це. Старшеклассники прослу­шивают видео-лекции, а затем выполняют письменные работы по определенной теме.

С девятиклассниками пол­ным ходом идет подготовка к экзаменам. По сборникам за­даний ученики выполняют ва­рианты сочинений, изложений, присылают тестовые задания. «И мы с ними в дискуссии всту­паем, особенно по сочинениям, — рассказывает Ольга Васи­льевна. — Я говорю, где допу­щены ошибки. Они переписыва­ют и опять присылают исправ­ленное задание на электронную почту. То есть одну работу по сборнику по русскому языку мы раза по три-четыре с одним ребенком переделываем. И хо­тя это получается индивидуаль­ное обучение, реального обще­ния с детьми нам все равно не хватает».

Гимназисты говорят о том, что обучение в школьных клас­сах все-таки лучше. В сложив­шейся ситуации тяжело и де­тям, и учителям, и родителям, но все вместе, осваивая новые формы взаимодействия, учатся, изучают школьный материал.

Дистанционное обучение продолжается. К такому фор­мату никто не был готов, но Гимназия смогла одной из пер­вых в районе перейти на уда­ленную работу, потому что здесь были свои наработки.

 «У нас был небольшой опыт электронного обучения, — рассказывает директор МБОУ «Гимназия № 1» Ильгиза Лот­фуллина. — Есть дети, которые занимались на дому. Мы оказы­вали им образовательные услу­ги с помощью дистанционных технологий. Применяли их при подготовке к олимпиадам, к го­сударственной итоговой атте­стации. Наши учителя давно ис­пользуют специальные образо­вательные платформы. У нас очень квалифицированные пе­дагогические кадры. Благодаря их профессионализму нам уда­лось быстро наладить учебный процесс. У наших старшекласс­ников был опыт самостоятель­ной удаленной работы, с малы­шами организовать ее оказа­лось сложнее. У многих из них нет своей электронной поч­ты. Поэтому большая нагрузка легла на плечи родителей. Мы используем мобильную связь,

родительские чаты. Классные руководители собрали адре­са электронной почты родите­лей. Важна взаимосвязь учите­лей начальных классов и роди­телей, потому что они активно помогают своим дочерям и сы­новьям при обучении в домаш­них условиях».

В процессе организации дис­танционного обучения столк­нулись с трудностями, прежде всего, связанными с техниче­ским обеспечением. В режиме самоизоляции многие родители работают дома на компьютере.

А если в семье не один, а два ученика, то доступ к мобильной связи, к компьютеру затруднен.

Многие жалуются на слабую мобильную связь, низкую ско­рость интернета. Но, тем не ме­нее, как подчеркивает Ильгиза Рафаиловна, благодаря помо­щи родителей удалось наладить дистанционную работу учите­лей с младшими школьниками.

Дети ждут эти уроки и хотят ви­деть и слышать своего учителя не где-то за кадром, а на экра­не, при онлайн-общении.

Старшеклассники привык­ли больше работать самостоя­тельно. Поэтому они получают задания по электронной почте, по мобильной связи общаются с учителями.

Директор гимназии обратила внимание на то, что все ребя­та с первого по одиннадцатый классы получат материал в пол­ном объеме. В 9-х и 11 -х клас­сах очень активно идет подго­товка к экзаменам. «Школа работает в дистанци­онном режиме.

Каждый на своем месте делает все, что от не­го зависит, — подчеркнула Иль­гиза Рафаиловна, — наши педа­гоги прикладывают все усилия и старания, чтобы дети получи­ли знания по всем предметам и успешно завершили учебный год. Старшеклассники упорно готовятся к сдаче единого го­сударственного экзамена. И я думаю, не смотря ни на что, они отлично справятся с этим ис­пытанием и поступят в высшие учебные заведения. Хочу по­желать выпускникам терпения, удачи и успехов. Особенно от­мечу ребят, которые идут пре­тендентами на золотую медаль, у нас их шесть человек. Желаю медалистам упорства, настой­чивости в достижении цели. Ребята, все у вас получится».

В это непростое время боль­шая нагрузка легла на плечи родителей. Директор Гимназии поблагодарила за понимание и поддержку, за совместное ре­шение всех возникающих проб­лем. «Все вместе с вами мы де­лаем большое дело: помогаем нашим детям получить образо­вание», — подчеркнула Ильгиза Лотфуллина.

Ильгиза Рафаиловна от­мечает, что сейчас родители лучше понимают труд учите­лей, оценивают его необходи­мость. Люди осознали, как ве­лика роль учителя, как важно живое слово.

Дети скучают без общения с одноклассниками и педагогами, хотят вернуться в школу, с не­терпением ждут, когда гимна­зия вновь откроет двери.

Анна Зубарева, фото автора.