Великая Победа: наследие и наследники

Традиционные IX Рождественские чтения начались в Искитиме задолго до праздника Рождества. Еще в октябре в историко-художественном музее обсуждались доклады на тему «Великая Победа: наследие и наследники». Эта тема выбрана не случайно. Уже в следующем году Россия отметит 75-летнюю годовщину Великой Победы.

Деятельность РПЦ в годы войны

Настоятель храма в честь иконы Божией матери «Неу-пиваемая чаша» Филипп Медведев-рассказал, что тема Ве­ликой Отечественной войны близка каждому. Его прадед со стороны матери также воевал, дорогами войны прошел вплоть до самой Европы, но был ра­нен, и после госпиталя вернул­ся домой.

Отец Филипп представил до­клад о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной вой­ны, в котором привел интерес­ные исторические Факты, сви­детельствующие об огромном вкладе РПЦ в нашу Победу.

В частности, в докладе ска­зано: «Несмотря на очень слож­ное положение Церкви, ме­стоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Строгородский) проявил му­жество и стойкость. В первый день ВОВ, 22 июня 1941 года, в день памяти всех святых в зем­ле Русской просиявших, митро­полит Сергий обратился к при­хожанам на Божественной ли­тургии со словом поддержки. «Покров Пресвятой Девы Бо­городицы, всегдашней Заступ­ницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годи­ну тяжких испытаний и победо­носно завершить войну нашей победой». Закончил свою про­поведь иерарх поистине проро­ческими словами с полнейшей уверенностью: «Господь нам да­рует победу!» ...30 декабря 1942 года ми­трополит Сергий обратился к верующим с призывом со­брать деньги на создание осо­бой танковой колонны памяти Димитрия Донского. На день­ги верующих была построена авиационная эскадрилья име­ни Александра Невского. На ис­требителе с надписью на борту «Александр Невский» сражал­ся известный летчик-истреби­тель, Герой Советского Союза,

Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выпол­нил 430 успешных боевых выле­тов, в 36 воздушных боях лич­но сбил 23 самолета и в составе группы 1 самолет противника.

В годы войны на нужды фрон­та Церковь собрала 200 милли­онов рублей. Сумма по тем вре­менам колоссальная».

Рассказы свидетелей страшных событий

С интересом присутствую­щие выслушали отрывки из тех интервью, которые собирает кандидат философских наук Дмитрий Цыплаков. Он записы­вает рассказы людей, ставших свидетелями войны и на линии фронта, и в тылу. Один из рас­сказов связан с белорусской девочкой, которой чудом уда­лось сбежать от немцев вместе с мамой и сестрой: «Однажды немцы устрои­ли облаву, собрали женщин с детьми, а вечером объявили, что утром будут отбирать де­тей. Женщин увезут на работу в лагерь, а детей... Никто да­же не знал, что с ними сдела­ют. Утром, поставив всех в ше­ренгу, приступили. А что стоит отобрать у слабых обессилен­ных женщин их детей? К маме был приставлен солдат, он тряс нас, но не отбирал. По щекам у него катились слезы, он пла­кал. Утрет слезы и опять толка­ет, но не отбирает. А были та­кие, которые с жестокостью от­бирали детей и обрекали их на гибель, как выяснилось. Потом женщин погрузили на машину.

Один мальчик побежал за гру­зовиком, солдат его подхватил и закинул в кузов. Он вернулся потом с войны. Остальных де­тей сожгли».

Роль музея в патриотическом воспитании

Доклад о работе школьного музея представил ученик шко­лы № 11 Алексей Стенин. — Великая Отечественная война... Я знаю про неё лишь по учебникам, художествен­ным книгам, урокам мужества и встречам, которые проходят в музее нашей школы, из рас­сказов в семье о своем праде­де, — рассказал Алексей. — В нашей стране хранят память о Великой Отечественной, нет ни одной семьи, которая бы не внесла вклад в Великую Побе­ду. Как ее теперь сберечь? Не дать оболгать, исказить, пере­иначить. Нужно изучать, со­хранять и передавать истин­ную информацию о ней на при­мере исторических источников, воспоминаний, хроники. Важ­на информация, которую оста­вили свидетели этих событий.

Школьный музей может стать тем ресурсом, который эту за­дачу решит.

Школьная военно-историческая реконструкция

Но музей — это застывшая история. В школе № 2 она оживает. Руководитель музея этого учебного заведения Ни­колай Шелегин представил до­клад о школьной военно-исто­рической реконструкции как способе пробуждения и сохра­нения исторической памяти со­временных подростков.

Если «взрослое» военно­-историческое движение уже широко известно и описано в целом ряде диссертационных исследований, то малая или «школьная» военно-историче­ская реконструкции (ШВИР) — явление, пока еще мало изу­ченное и требующее отдельно­го освещения. — Этот термин пока не упо­требляется в нормативно-пра­вовых и методических доку­ментах, — отметил Николай Шелегин. — И этим выступле­нием я заявляю о своем автор­стве. ШВИР безусловно явля­ется эффективной формой па­триотического воспитания де­тей и подростков, коренным образом отличаясь от тради­ционных смотров строя и пес­ни, элементов театрализации на уроках истории, конкурсов инс­ценированной песни, выставок рисованных плакатов. Во всех этих мероприятиях присутству­ет какой-то элемент «солдат­ского». а все остальное домыс­ливается. ШВИР требует мак­симально возможной конкрети­ки в проигрывании отдельных эпизодов войны. При планиро­вании даже небольшого эпизо­да требуется серьезная работа над источниками.

Пленарное заседание возглавил епископ Искитимский и Черепановский Лука

В продолжение IX Рожде­ственских чтений 5 декабря в зале РДК имени Ленинского комсомола прошло пленарное заседание «Великая Победа: на­следие и наследники».

Традиционно торжественное заседание возглавил епископ Искитимский и Черепановский Лука. В работе заседания при­няли участие глава Искитима Сергей Завражин, заместитель главы Искитимского района Владимир Григоревский, духо­венство Искитимской епархии, педагоги, работники культуры и просвещения, учащиеся школ и СУЗов города, прихожане хра­мов епархии.

Пленарное заседание от­крыл епископ Лука: «Россия — 1000-летняя держава. Ее исто­рия — это история русского на­рода и православной веры, су­мевших объединить под своим мощным крылом множество культур и народов, не притес­няя их ни по вере, ни по языку.

Мы, победив нацистский фа­шизм в прямой схватке Великой Отечественной войны, недогля­дели, как к нам через продаж­ную, развратную и жадную эли­ту 90-х годов зашел либераль­ный фашизм. А он действует не танками и самолетами, а день­гами и средствами массовой информации.

Сейчас для нас, современ­ных жителей России наиболее актуальной является пробле­ма исторической преемствен­ности в том плане, насколько

мы, граждане современной Рос­сии, достойны Великой Победы, в какой мере мы верны ее на­следию в качестве продолжа­телей дела, за которое отдали свои жизни миллионы и милли­оны лучших людей того герои­ческого времени. Они сдела­ли все во имя освобождения не только своей страны, но и дру­гих государств. Их подвиг оыл продолжен в ходе восстанов­ления разрушенной экономи­ки, всего народного хозяйства, возрождения страны как вели­кой державы, во многом опре­делившей дальнейшую эволю­цию всего человечества.

Что происходит сейчас, мно­го десятилетий спустя после величайшего события 20 ве­ка? Что видим мы, наследни­ки Великой Победы, что де­лаем, чтобы быть достойными ее в сегодняшних наших свер­шениях? Это главный вопрос, на который каждый гражда­нин России должен быть спо­собен дать принципиальный от­вет. проявив тем самым свою личную позицию в отношении исторической преемственности и Правды».

В ходе заседания прозвуча­ли доклады. Иерей Сергий Га-щенко, благочинный Централь­ного епархиального округа, представил доклад о роли Рус­ской Православной Церкви в жизни страны в военные го­ды. Алексей Олегович Пронин, директор исторического пар­ка «Россия — моя история» го­рода Новосибирска, рассказал собравшимся об истории воз­никновения военного городка в Новосибирске

Предложения участников заседания одобрены

Важным итогом пленарно­го заседания стали следующие предложения: — Бережно хранить нацио­нальную историческую память и не допускать ложной трак­товки исторических событий.

Против фальсификаторов исто­рии единым фронтом должны выступить не только истори­ки-профессионалы, но и госу­дарственные органы власти, об­щественные организации, цер­ковное сообщество.

 — Активизировать работу с подрастающим поколением за умы и сердца молодежи. Одна из главных совместных задач государствами Церкви — это со­хранение наследия Великой По­беды и воспитание бережных ее наследников.

— Гражданско-патриотиче­ское воспитание считать одним из важнейших направлений де­ятельности общеобразователь­ных учреждений, учреждений культуры, спорта, обществен­ных организаций. Активнее включать молодежь в меропри­ятия, посвященные героическо­му прошлому России. — Отметить особую роль в воспитании подрастающего поколения школьных, город­ских, сельских музеев, военно-патриотических клубов, поис­ковых отрядов. Это ресурсы, которые сегодня надо активно использовать. — Шире использовать фор­мат видеозаписей воспомина­ний ветеранов для изучения истории Великой Отечествен­ной войны в старших классах школ, в средних и высших учеб­ных заведениях, показ филь­мов, созданных в советское время, ветеранами-фронто­виками с последующим их обсуждением. Очень важно так­же «растворить» наше наследие в той среде, в которой форми­руется сегодня молодежь — в интернете, в социальных сетях, чтобы они видели опыт и под­

виг предков, который поможет им сделать нравственный выбор в минуты испытаний. — Консолидировать все си­лы гражданского общества по проблемам гражданско-патрио­тического воспитания, создавая системную деятельность по ра­боте с молодежью — наследни­ками Великой Победы, осущест­вляя постоянный поиск новых форм работы с ней.