Великая Победа: наследие и наследники
Традиционные
IX Рождественские чтения начались в Искитиме задолго до
праздника Рождества. Еще в октябре в историко-художественном музее обсуждались доклады
на тему «Великая Победа: наследие и наследники». Эта тема выбрана не случайно. Уже
в следующем году Россия отметит 75-летнюю годовщину Великой Победы.
Деятельность РПЦ в годы войны
Настоятель
храма в честь иконы Божией матери «Неу-пиваемая чаша»
Филипп Медведев-рассказал, что тема Великой Отечественной войны близка каждому.
Его прадед со стороны матери также воевал, дорогами войны прошел вплоть до самой
Европы, но был ранен, и после госпиталя вернулся домой.
Отец Филипп представил доклад
о деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны,
в котором привел интересные исторические Факты, свидетельствующие об огромном
вкладе РПЦ в нашу Победу.
В частности, в докладе сказано: «Несмотря
на очень сложное положение Церкви, местоблюститель патриаршего престола митрополит
Сергий (Строгородский) проявил мужество и стойкость.
В первый день ВОВ, 22 июня 1941 года, в день памяти всех святых в земле Русской
просиявших, митрополит Сергий обратился к прихожанам на Божественной литургии
со словом поддержки. «Покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы
Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжких испытаний и победоносно
завершить войну нашей победой». Закончил свою проповедь иерарх поистине пророческими
словами с полнейшей уверенностью: «Господь нам дарует победу!» ...30 декабря
1942 года митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать деньги на
создание особой танковой колонны памяти Димитрия Донского. На деньги верующих
была построена авиационная эскадрилья имени Александра Невского. На истребителе
с надписью на борту «Александр Невский» сражался известный летчик-истребитель,
Герой Советского Союза,
Александр Дмитриевич Билюкин. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов,
в 36 воздушных боях лично сбил 23 самолета и в составе группы 1 самолет противника.
В годы войны на нужды фронта
Церковь собрала 200 миллионов рублей. Сумма по тем временам колоссальная».
Рассказы свидетелей страшных событий
С интересом
присутствующие выслушали отрывки из тех интервью, которые собирает кандидат философских
наук Дмитрий Цыплаков. Он записывает рассказы людей, ставших свидетелями войны
и на линии фронта, и в тылу. Один из рассказов связан с белорусской девочкой, которой
чудом удалось сбежать от немцев вместе с мамой и сестрой: «Однажды немцы устроили
облаву, собрали женщин с детьми, а вечером объявили, что утром будут отбирать детей.
Женщин увезут на работу в лагерь, а детей... Никто даже не знал, что с ними сделают.
Утром, поставив всех в шеренгу, приступили. А что стоит отобрать у слабых обессиленных
женщин их детей? К маме был приставлен солдат, он тряс нас, но не отбирал. По щекам
у него катились слезы, он плакал. Утрет слезы и опять толкает, но не отбирает.
А были такие, которые с жестокостью отбирали детей и обрекали их на гибель, как
выяснилось. Потом женщин погрузили на машину.
Один мальчик побежал за
грузовиком, солдат его подхватил и закинул в кузов. Он вернулся потом с войны.
Остальных детей сожгли».
Роль музея в патриотическом
воспитании
Доклад
о работе школьного музея представил ученик школы № 11 Алексей Стенин. — Великая Отечественная война... Я знаю про неё лишь
по учебникам, художественным книгам, урокам мужества и встречам, которые
проходят в музее нашей школы, из рассказов в семье о своем прадеде, — рассказал
Алексей. — В нашей стране хранят память о Великой Отечественной, нет ни одной семьи,
которая бы не внесла вклад в Великую Победу. Как ее теперь сберечь? Не дать оболгать,
исказить, переиначить. Нужно изучать, сохранять и передавать истинную информацию
о ней на примере исторических источников, воспоминаний, хроники. Важна информация,
которую оставили свидетели этих событий.
Школьный музей может стать
тем ресурсом, который эту задачу решит.
Школьная военно-историческая
реконструкция
Но музей
— это застывшая история. В школе № 2 она оживает. Руководитель музея этого учебного
заведения Николай Шелегин представил доклад о школьной
военно-исторической реконструкции как способе пробуждения и сохранения исторической
памяти современных подростков.
Если «взрослое» военно-историческое
движение уже широко известно и описано в целом ряде диссертационных
исследований, то малая или «школьная» военно-историческая реконструкции (ШВИР)
— явление, пока еще мало изученное и требующее отдельного освещения. — Этот термин
пока не употребляется в нормативно-правовых и методических документах, — отметил
Николай Шелегин. — И этим выступлением я заявляю о своем
авторстве. ШВИР безусловно является эффективной формой патриотического воспитания
детей и подростков, коренным образом отличаясь от традиционных смотров строя и
песни, элементов театрализации на уроках истории, конкурсов инсценированной песни,
выставок рисованных плакатов. Во всех этих мероприятиях присутствует какой-то элемент
«солдатского». а все остальное домысливается. ШВИР требует максимально возможной
конкретики в проигрывании отдельных эпизодов войны. При планировании даже небольшого
эпизода требуется серьезная работа над источниками.
Пленарное заседание возглавил епископ
Искитимский и Черепановский
Лука
В продолжение
IX Рождественских чтений 5 декабря в зале РДК имени Ленинского комсомола прошло
пленарное заседание «Великая Победа: наследие и наследники».
Традиционно торжественное
заседание возглавил епископ Искитимский и Черепановский Лука. В работе заседания приняли участие глава
Искитима Сергей Завражин, заместитель
главы Искитимского района Владимир Григоревский, духовенство Искитимской
епархии, педагоги, работники культуры и просвещения, учащиеся школ и СУЗов города, прихожане храмов епархии.
Пленарное заседание открыл
епископ Лука: «Россия — 1000-летняя держава. Ее история — это история русского
народа и православной веры, сумевших объединить под своим мощным крылом множество
культур и народов, не притесняя их ни по вере, ни по языку.
Мы, победив нацистский фашизм
в прямой схватке Великой Отечественной войны, недоглядели, как к нам через продажную,
развратную и жадную элиту 90-х годов зашел либеральный фашизм. А он действует
не танками и самолетами, а деньгами и средствами массовой информации.
Сейчас для нас, современных
жителей России наиболее актуальной является проблема исторической преемственности
в том плане, насколько
мы, граждане современной
России, достойны Великой Победы, в какой мере мы верны ее наследию в качестве
продолжателей дела, за которое отдали свои жизни миллионы и миллионы лучших людей
того героического времени. Они сделали все во имя освобождения не только своей
страны, но и других государств. Их подвиг оыл
продолжен в ходе восстановления разрушенной экономики, всего народного хозяйства,
возрождения страны как великой державы, во многом определившей дальнейшую эволюцию
всего человечества.
Что происходит сейчас, много
десятилетий спустя после величайшего события 20 века? Что видим мы, наследники
Великой Победы, что делаем, чтобы быть достойными ее в сегодняшних наших свершениях?
Это главный вопрос, на который каждый гражданин России должен быть способен дать
принципиальный ответ. проявив тем самым свою личную позицию в отношении
исторической преемственности и Правды».
В ходе заседания прозвучали
доклады. Иерей Сергий Га-щенко,
благочинный Центрального епархиального округа, представил доклад о роли Русской
Православной Церкви в жизни страны в военные годы. Алексей Олегович Пронин,
директор исторического парка «Россия — моя история» города Новосибирска, рассказал
собравшимся об истории возникновения военного городка в Новосибирске
Предложения участников заседания
одобрены
Важным
итогом пленарного заседания стали следующие предложения: — Бережно хранить национальную
историческую память и не допускать ложной трактовки исторических событий.
Против
фальсификаторов истории единым фронтом должны выступить не только историки-профессионалы,
но и государственные органы власти, общественные организации, церковное сообщество.
— Активизировать работу с подрастающим поколением
за умы и сердца молодежи. Одна из главных совместных задач государствами Церкви
— это сохранение наследия Великой Победы и воспитание бережных ее наследников.
— Гражданско-патриотическое
воспитание считать одним из важнейших направлений деятельности общеобразовательных
учреждений, учреждений культуры, спорта, общественных организаций. Активнее
включать молодежь в мероприятия, посвященные героическому прошлому России. — Отметить
особую роль в воспитании подрастающего поколения школьных, городских, сельских
музеев, военно-патриотических клубов, поисковых отрядов. Это ресурсы, которые сегодня
надо активно использовать. — Шире использовать формат видеозаписей воспоминаний
ветеранов для изучения истории Великой Отечественной войны в старших классах
школ, в средних и высших учебных заведениях, показ фильмов, созданных в советское
время, ветеранами-фронтовиками с последующим их обсуждением. Очень важно также
«растворить» наше наследие в той среде, в которой формируется сегодня молодежь
— в интернете, в социальных сетях, чтобы они видели опыт и под
виг предков, который поможет
им сделать нравственный выбор в минуты испытаний. — Консолидировать все силы гражданского
общества по проблемам гражданско-патриотического воспитания, создавая
системную деятельность по работе с молодежью — наследниками Великой Победы, осуществляя
постоянный поиск новых форм работы с ней.