Дети дают деревьям имена
Юные лесоводы села Тальменка восстанавливают лес в Искитимском районе. В школьном питомнике они выращивают из семян
саженцы хвойных деревьев. В конце апреля высадили в окрестностях своего села порядка
трех тысяч маленьких сосенок и тысячу саженцев лиственницы на трех гектарах лесных
угодий. В следующем году «подтянется» еще одна партия посадочного материала.
Сейчас
на четырех сотках школьного питомника подрастают молодые сосенки, также взращенные
из семян этой весной. Восемь соток отведены под пары, под будущие посевы хвойников.
«Наш питомник мы заложили два года назад, — рассказал директор школы села
Тальменка Дмитрий Князев. — Инициатором выступили преподаватели и акционерное общество
«Бердский лесхоз». Мы организовали экскурсию в питомник
села Ел-баши, гще растут хвойные
деревья, предназначенные для сбора семян. Дети загорелись желанием участвовать
в выращивании саженцев хвойных культур. Чтобы потом под руководством специалистов
высаживать их в леса Искитимского района для
восстановления».
Засеяли
две экспериментальных грядки лиственницей и сосной. Семена выделил Бердский лесхоз. Этой весной саженцы достигли необходимого
стандарта.
Вместе с Бердским лесхозом определили место в лесу, где в ближайшие
годы не будут вестись заготовки и вырубки. Это площадка для восстановления леса.
На тракторе сделали пропашку, как положено, и ряд канавок.
Бердский лесхоз
обеспечил детей необходимым инвентарем, специалисты рассказали и показали, как
правильно высаживать в грунт деревца. И в течение
двух дней дружная компания эту работу выполнила.
Юные лесоводы не ограничились
только восстановлением леса. На пришкольном участке дружно поднимается дубовая
аллея. Деревца вырастили из желудей.
Питомник тальменцы разбили на месте бывшего пустыря на пришкольном
участке. Теперь здесь чистота и порядок, аккуратные рядки саженцев. Помимо хвойников
дети выращивают ивы, несколько сортов смородины и декоративные кустарники.
В этом году часть саженцев
распределили на территории школы, часть купили местные жители. Растениеводством
и лесоводством дети разных возрастов занимаются добровольно.
Юных тальменцев такая деятельность увлекает. А пробуждают интерес
к природе учителя-энтузиасты. В школе открыты специализированные классы агротехнического
профиля. Также создано школьное лесничество «Подрост», единственное в Искитимском районе. Оно официально зарегистрировано, участники
объединения получили значки и удостоверения. Лабораторной и селекционной работой
дети занимаются с учителем начальных классов Татьяной Ткаченко, а практические
навыки приобретают в походах в лес с учителем ОБЖ и географии, руководителем
туристского клуба Сергеем Глибиным.
«Мы с ребятами в течение учебного года изучаем
теоретический курс юного лесовода, — рассказывает Татьяна Ткаченко, — знакомимся
с особенностями леса, с тем, что нужно для того, чтобы его восстановить, содержать,
сохранять. Летом ухаживаем за посадками в питомнике, проводим исследования. Причем
детки дружной гурьбой сами прибегают прополоть, полить. Вот как сегодня. Мы никого
не заставляем. Желающих всегда много. Им это интересно. Важно и то, что мы
всё делаем своими руками. Ребенок, который вырастил свою сосну, не сломает ее. Будет
беречь и другим говорить о том, что нужно сохранять леса — наше богатство.
Наши дети — созидатели».
Пятиклассница
Полина Зименкова вместе с другими ребятами пропалывает
посадки сосны. «Это очень увлекательно, — говорит девочка,
— тем более, мы помогаем лесу и помогаем нам. Известно, что растения перерабатывают
воздух, и мы этим дышим. Мне нравится любая работа с растениями, но больше всего
пришлось по душе, когда мы садили в лесу саженцы. Вполне возможно, что когда я вырасту, буду лесником».
Мама Полины Анастасия Зименкова поддерживает дочь во всех ее начинаниях.
Раньше
девочка увлекалась сценой, сейчас вместо нарядов - туристское снаряжение для походов
в лес. «Особенно трогательно то, что наши учителя вдохновились
сами, — говорит Анастасия Зименкова, — и вдохновили
наших детей тем, что надо восстановить лес, тем более что у нас очень остро
стоит вопрос с вырубкой деревьев. Знаете, ребята, занимающиеся в школьном лесничестве,
такие борцы за идею, за нашу природу. Они ведь не только сажают и пропалывают,
они еще следят за чистотой. Я много раз видела, как они ходят по деревне, делают
всем замечания, чтобы не мусорили, не срывали цветы. Это очень впечатляет».
И незабываемым,
волнительным моментом для молодой женщины стало, когда Полина, вернувшись после
посадки саженцев, сказала: «Мама, мы давали деревьям имена, я вас с папой увековечила,
я назвала две сосны вашими именами: Анастасия и Андрей». У матери слезы на глазах
навернулись. Девочка запомнила место, где растут эти саженцы. И обязательно покажет
родителям «их» деревья.
Младшие школьники следят
за порядком в питомнике, а за посадками в лесу ухаживают старшие ребята. Вместе
с учителем Сергеем Глибиным девятиклассница Карина Хазыкова и десятиклассник Иван Ткаченко пришли в лес,
чтобы убрать траву, нападавшую после прополки на маленькие лиственницы и
сосенки.
Сергей Глибин убежден, что без знаний заниматься восстановлением леса
невозможно. Здесь важны уроки природоведения, биологии, географии. А также дополнительный
курс «Лесоводство», где дети получают специализированные знания. Сотрудники Бердского лесхоза рассказывают, как правильно восстанавливать
лес и ухаживать за ним. Чем лес может болеть, какие есть вредители. «А потом эти
знания применяем на практике, — поясняет Сергей Анатольевич. — Дети понимают,
что их работа полезна и значима. В школьном лесничестве они занимаются исследовательской
деятельностью. Дети познают лес, наблюдают, в каком состоянии он находится. Какова
экологическая ситуация, есть ли загрязнения воздуха и почвы. Проводят лабораторные
исследования и получают результаты».
Ребята с энтузиазмом ухаживают
за лесом. В марте сделали 50 скворечников и развешали их по лесу до прилета скворцов.
Этим летом посмотрели и выяснили, что две трети птичьих домиков заселены. Дети
увидели результаты своего труда.Хвойники растут долго.
Задача тальменцев сейчас -пестовать их, как малых деток.
Поздней осенью еще раз пройдут и уберут все, что нападает на саженцы: листва,
сухая трава. «И в зиму уйдут под снег чистенькими, — поясняет Сергей Анатольевич,
— их ничто не придавит. В течение нескольких лет будем следить за посадками. А
потом пусть растут и радуют всех».
В тальменской школе не ставят целью, чтобы выпускники выбрали
профессию, связанную с лесничеством. Для педагогов важно, чтобы дети были заняты,
видели результат своего труда. И умели выращивать растения. Такие навыки наверняка-пригодятся
им во взрослой жизни. «Моя задача как педагога — привить детям любовь к Родине,
— убежден Сергей Глибин. - А Родина — это не
пространство от Калининграда до Владивостока, это то место, где ты живешь. Та березка
за околицей, которую надо беречь... Мы изучаем природу, узнаем много нового. Ухаживаем
за лесом. Для наших детей это важно».
Тальменцы участвуют в конкурсах по линии школьных лесничеств.
В сентябре 2019 года представляли Новосибирскую область на всероссийском слете
школьных лесничеств в городе Брянске. Там ребята демонстрировали навыки, которые
получили в течение учебного года, ухаживая за посевами и посадками.
В этом году из-за пандемии
слет не состоялся. Но юные лесоводы надеются, что еще не раз смогут обменяться
бесценным опытом с единомышленниками из других регионов, Также
увлеченных лесом, влюбленных в родную природу.
Анна Зубарева,
фото автора№35, 27 августа 2020г.