Дети дают деревьям имена

Юные лесоводы села Тальменка восстанавливают лес в Искитимском районе. В школьном питомнике они выращивают из семян саженцы хвойных деревьев. В конце апреля высадили в окрестностях своего села порядка трех тысяч маленьких сосенок и тысячу саженцев лиственницы на трех гектарах лесных угодий. В следующем году «подтянется» еще одна партия посадочного материала.

Сейчас на четырех сотках школьного питомника под­растают молодые сосенки, также взращенные из семян этой весной. Восемь соток отведены под пары, под бу­дущие посевы хвойников. «Наш питомник мы зало­жили два года назад, — рас­сказал директор школы села Тальменка Дмитрий Князев. — Инициатором выступили преподаватели и акционер­ное общество «Бердский лес­хоз». Мы организовали экс­курсию в питомник села Ел-баши, гще растут хвойные де­ревья, предназначенные для сбора семян. Дети загорелись желанием участвовать в вы­ращивании саженцев хвой­ных культур. Чтобы потом под руководством специа­листов высаживать их в ле­са Искитимского района для восстановления».

Засеяли две эксперимен­тальных грядки лиственни­цей и сосной. Семена выде­лил Бердский лесхоз. Этой весной саженцы достигли не­обходимого стандарта.

Вместе с Бердским лесхо­зом определили место в лесу, где в ближайшие годы не бу­дут вестись заготовки и вы­рубки. Это площадка для вос­становления леса. На тракто­ре сделали пропашку, как по­ложено, и ряд канавок.

Бердский лесхоз обеспе­чил детей необходимым ин­вентарем, специалисты рас­сказали и показали, как пра­вильно высаживать в грунт деревца. И в течение двух дней дружная компания эту работу выполнила.

Юные лесоводы не ограни­чились только восстановле­нием леса. На пришкольном участке дружно поднимается дубовая аллея. Деревца выра­стили из желудей.

Питомник тальменцы раз­били на месте бывшего пу­стыря на пришкольном участ­ке. Теперь здесь чистота и порядок, аккуратные ряд­ки саженцев. Помимо хвой­ников дети выращивают ивы, несколько сортов смородины и декоративные кустарники.

В этом году часть саженцев распределили на территории школы, часть купили местные жители. Растениеводством и лесо­водством дети разных возрас­тов занимаются добровольно.

Юных тальменцев такая де­ятельность увлекает. А про­буждают интерес к природе учителя-энтузиасты. В школе открыты специализированные классы агротехнического про­филя. Также создано школь­ное лесничество «Подрост», единственное в Искитимском районе. Оно официально за­регистрировано, участники объединения получили знач­ки и удостоверения. Лабора­торной и селекционной рабо­той дети занимаются с учите­лем начальных классов Татья­ной Ткаченко, а практические навыки приобретают в похо­дах в лес с учителем ОБЖ и географии, руководителем туристского клуба Сергеем Глибиным.

 «Мы с ребятами в течение учебного года изучаем теоре­тический курс юного лесово­да, — рассказывает Татья­на Ткаченко, — знакомимся с особенностями леса, с тем, что нужно для того, чтобы его восстановить, содержать, со­хранять. Летом ухаживаем за посадками в питомнике, про­водим исследования. Причем детки дружной гурьбой са­ми прибегают прополоть, по­лить. Вот как сегодня. Мы ни­кого не заставляем. Желаю­щих всегда много. Им это ин­тересно. Важно и то, что мы всё делаем своими руками. Ребенок, который вырастил свою сосну, не сломает ее. Будет беречь и другим гово­рить о том, что нужно сохра­нять леса — наше богатство.

Наши дети — созидатели».

Пятиклассница Полина Зи­менкова вместе с другими ре­бятами пропалывает посад­ки сосны. «Это очень увлека­тельно, — говорит девочка, — тем более, мы помогаем лесу и помогаем нам. Известно, что растения перерабатыва­ют воздух, и мы этим дышим. Мне нравится любая работа с растениями, но больше всего пришлось по душе, когда мы садили в лесу саженцы. Впол­не возможно, что когда я вы­расту, буду лесником».

Мама Полины Анастасия Зименкова поддерживает дочь во всех ее начинаниях.

Раньше девочка увлекалась сценой, сейчас вместо наря­дов - туристское снаряжение для походов в лес. «Особенно трогательно то, что наши учителя вдохнови­лись сами, — говорит Ана­стасия Зименкова, — и вдох­новили наших детей тем, что надо восстановить лес, тем более что у нас очень остро стоит вопрос с вырубкой де­ревьев. Знаете, ребята, зани­мающиеся в школьном лесни­честве, такие борцы за идею, за нашу природу. Они ведь не только сажают и пропалыва­ют, они еще следят за чисто­той. Я много раз видела, как они ходят по деревне, дела­ют всем замечания, чтобы не мусорили, не срывали цветы. Это очень впечатляет».

И не­забываемым, волнительным моментом для молодой жен­щины стало, когда Полина, вернувшись после посадки саженцев, сказала: «Мама, мы давали деревьям имена, я вас с папой увековечила, я назва­ла две сосны вашими имена­ми: Анастасия и Андрей». У матери слезы на глазах на­вернулись. Девочка запомни­ла место, где растут эти са­женцы. И обязательно пока­жет родителям «их» деревья.

Младшие школьники следят за порядком в питомнике, а за посадками в лесу ухажи­вают старшие ребята. Вместе с учителем Сергеем Глиби­ным девятиклассница Кари­на Хазыкова и десятикласс­ник Иван Ткаченко пришли в лес, чтобы убрать траву, на­падавшую после прополки на маленькие лиственницы и сосенки.

Сергей Глибин убежден, что без знаний заниматься восстановлением леса не­возможно. Здесь важны уро­ки природоведения, биоло­гии, географии. А также до­полнительный курс «Лесо­водство», где дети получают специализированные зна­ния. Сотрудники Бердского лесхоза рассказывают, как правильно восстанавливать лес и ухаживать за ним. Чем лес может болеть, какие есть вредители. «А потом эти знания при­меняем на практике, — пояс­няет Сергей Анатольевич. — Дети понимают, что их работа полезна и значима. В школь­ном лесничестве они занима­ются исследовательской де­ятельностью. Дети познают лес, наблюдают, в каком со­стоянии он находится. Како­ва экологическая ситуация, есть ли загрязнения возду­ха и почвы. Проводят лабо­раторные исследования и по­лучают результаты».

Ребята с энтузиазмом уха­живают за лесом. В марте сделали 50 скворечников и развешали их по лесу до прилета скворцов. Этим ле­том посмотрели и выяснили, что две трети птичьих доми­ков заселены. Дети увидели результаты своего труда.Хвойники растут долго. Задача тальменцев сейчас -пестовать их, как малых де­ток. Поздней осенью еще раз пройдут и уберут все, что на­падает на саженцы: листва, сухая трава. «И в зиму уйдут под снег чистенькими, — по­ясняет Сергей Анатольевич, — их ничто не придавит. В течение нескольких лет бу­дем следить за посадками. А потом пусть растут и радуют всех».

В тальменской школе не ставят целью, чтобы выпуск­ники выбрали профессию, связанную с лесничеством. Для педагогов важно, чтобы дети были заняты, видели ре­зультат своего труда. И уме­ли выращивать растения. Та­кие навыки наверняка-приго­дятся им во взрослой жизни. «Моя задача как педаго­га — привить детям любовь к Родине, — убежден Сергей Глибин. - А Родина — это не пространство от Калинингра­да до Владивостока, это то место, где ты живешь. Та бе­резка за околицей, которую надо беречь... Мы изучаем природу, узнаем много ново­го. Ухаживаем за лесом. Для наших детей это важно».

Тальменцы участвуют в конкурсах по линии школь­ных лесничеств. В сентябре 2019 года представляли Но­восибирскую область на все­российском слете школьных лесничеств в городе Брян­ске. Там ребята демонстри­ровали навыки, которые по­лучили в течение учебного года, ухаживая за посевами и посадками.

В этом году из-за панде­мии слет не состоялся. Но юные лесоводы надеются, что еще не раз смогут обменять­ся бесценным опытом с еди­номышленниками из других регионов, Также увлеченных лесом, влюбленных в родную природу.

Анна Зубарева, фото автора№35, 27 августа 2020г.