Рисуют на воле и строят розовые башни
Особенные
детки осваивают искусство эбру — рисование на воде.
Занятия проводит педагог-организатор Юлия Алексеева в отделении реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями KЦCOH «Вера» Искитимского района в р.п.
Линево.
Уникальность
рисунков эбру в том, что применяются краски, которые не
растворяются в воде. В лоток с жидкостью добавляют специальный загуститель и
наносят кисточкой капли краски, которые расплываются причудливым узором на поверхности.
Затем рисунок переносят на бумагу. Для этого окунают лист в воду и осторожно
достают. «Мы используем технику эбру как терапию, — поясняет
Юлия Алексеева. — У нас детки с разными заболеваниями, многим трудно рисовать кисточками
и карандашами, а тут не надо особых усилий. Этот метод хорош тем, что даже если
человек не умеет рисовать, здесь у него с первого раза выходит шедевр.
Потому что краска сама растекается
по воде в разные стороны, получаются удивительные и неповторимые узоры, которые
акварелью или гуашью не создашь. Кисточкой добавил несколько цветов, и готова красивая
картина».
На первом
занятии Юлия Александровна проводит мастер-класс для детей и родителей. Среди участников
— одиннадцатилетний Дима с бабушкой Татьяной Моисеевой из Улыбина. Мальчик любит
рисовать траву и деревья, цветы.
Создавать
узоры на поверхности воды попробовал впервые. «Так красиво рисовать, — говорит
Дима. — Краски понравились. И что-то получилось.
Еще хочу нарисовать машину
и дорогу».
В отделении
реабилитации мальчик занимается три года. «Атмосфера здесь очень доброжелательная,
— отмечает его бабушка Татьяна Андреевна. — Внуку нравится, с удовольствием сюда
ездит, всем доволен».
В центре
работа с особенными детьми ведется по трем направлениям реабилитации: психолого-педагогической,
медицинской и социокультурной.
У педагога-психолога
Юлии Перепрыгиной ребятишки знакомятся с новой методикой
«Розовая башня». Строят всевозможные конструкции из десяти деревянных кубов разных
размеров. «У детей, особенно с ментальными нарушениями, — поясняет Юлия Игоревна,
— очень часто бывает боязнь всего нового. Не каждый ребенок отважится с первого
раза подойти, потрогать незнакомую вещь. Считается, что розовый цвет привлекает
внимание, не вызывает страха, а наоборот, заинтересовывает. Игры с такими кубиками
помогают развивать мелкую моторику, внимание, координацию, сенсорно зрительное
восприятие». Педагог отмечает, что не у всех детей сразу получается построить
нужную фигуру, но когда это удается, ребенок радуется
своему успеху и стремится сделать что-то еще.
Сегодня
строили простые башни: вертикальную и горизонтальную. Ребятишки постарше могут
создавать более сложные конструкции с помощью схем и проекций. Для занятий с детьми
с ментальными нарушениями по новым методикам оборудование закупили на средства
областного гранта. Он выделен для реализации проекта, в котором отделение реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями участвует с января 2020 года.
Эту программу
утвердили три министерства Новосибирской области: труда и социального развития,
здравоохранения и образования. Проект направлен на внедрение комплекса мер по
развитию стационарзамещающих технологий при работе с семьями,
воспитывающими детей-инвалидов.
В этом
году его реализуют в двух районах области — Искитимском
и Сузунском. «Мы взяли два направления, — поясняет заведующая
отделением реабилитации детей и
подростков с ограниченными
возможностями Зинаида Данилова. — Одно из них — «Семейный интенсив
для семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями». Эта технология предусматривает
активное включение родителей в процесс реабилитации. Мы такое внимание уделили
именно ментальным нарушениям, потому что в последние годы они выходят на первое
место. Практически половина детей, стоящих у нас на учете, имеют нарушения нервно-психического
развития, речи, внимания».
Второе
направление проекта — открытие пункта проката реабилитационного, игрового и развивающего
оборудования, которое приобретено на средства грантов или уже имелось в центре.
Семьи, воспитывающие особенных ребятишек, могут взять на время специальные
средства адаптации, реабилитации и многое другое. Педагоги обучают родителей, как
эффективно использовать это оснащение самостоятельно в домашних условиях. «С января
по ноябрь этого года, — подчеркивает Зинаида Данилова, — семейный интенсив прошли 38 семей из 18 населенных пунктов района».
Дети в центре наблюдаются до совершеннолетия. На полный курс в две-три недели
ребятишки приезжают каждый день, потом занятия проводятся раз в неделю три-четыре
месяца. И в следующем году курс повторяется.
Педагоги
отслеживают результаты, которые получили, проводят диагностику. «Иногда результат
даже лучше, — отмечает Зинаида Леонидовна, — чем мы планировали. Например, у нас
девочка с очень сложным диагнозом, которая не ползала, практически не сидела. После
того, как она прошла трехнедельный курс реабилитации, мы выдали на дом опору для
ползания. Показали родителям, как обучить ребенка физическим навыкам.
На днях они приезжали на
занятие, и мама сказала, что дочка начала ползать. Семья обратилась к нам в конце
сентября. И за два месяца комплексная реабилитация дала такой эффект».
И такие достижения радуют
специалистов центра, ведь это служит лучшим показателем их работы с детьми, которые
к ним обращаются за помощью. Значит, не зря все усилия.
Полосу подготовила Анна Зубарева,
фото автора