Рисуют на воле и строят розовые башни

Особенные детки осваивают искусство эбру — рисование на воде. Занятия проводит педагог-организатор Юлия Алексеева в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями KЦCOH «Вера» Искитимского района в р.п. Линево.

Уникальность рисунков эбру в том, что применяются краски, которые не растворяются в во­де. В лоток с жидкостью до­бавляют специальный загусти­тель и наносят кисточкой капли краски, которые расплывают­ся причудливым узором на по­верхности. Затем рисунок пере­носят на бумагу. Для этого оку­нают лист в воду и осторожно достают. «Мы используем технику эбру как терапию, — поясняет Юлия Алексеева. — У нас детки с разными заболеваниями, мно­гим трудно рисовать кисточка­ми и карандашами, а тут не надо особых усилий. Этот метод хо­рош тем, что даже если человек не умеет рисовать, здесь у него с первого раза выходит шедевр.

Потому что краска сама расте­кается по воде в разные сторо­ны, получаются удивительные и неповторимые узоры, кото­рые акварелью или гуашью не создашь. Кисточкой добавил несколько цветов, и готова кра­сивая картина».

На первом занятии Юлия Александровна проводит мастер-класс для детей и ро­дителей. Среди участников — одиннадцатилетний Дима с ба­бушкой Татьяной Моисеевой из Улыбина. Мальчик любит рисо­вать траву и деревья, цветы.

Создавать узоры на поверхно­сти воды попробовал впервые. «Так красиво рисовать, — го­ворит Дима. — Краски понра­вились. И что-то получилось.

Еще хочу нарисовать машину и дорогу».

В отделении реабилитации мальчик занимается три года. «Атмосфера здесь очень добро­желательная, — отмечает его бабушка Татьяна Андреевна. — Внуку нравится, с удовольстви­ем сюда ездит, всем доволен».

В центре работа с особен­ными детьми ведется по трем направлениям реабилитации: психолого-педагогической, ме­дицинской и социокультурной.

У педагога-психолога Юлии Перепрыгиной ребятишки зна­комятся с новой методикой «Ро­зовая башня». Строят всевоз­можные конструкции из деся­ти деревянных кубов разных размеров. «У детей, особенно с ментальными нарушениями, — поясняет Юлия Игоревна, — очень часто бывает боязнь все­го нового. Не каждый ребенок отважится с первого раза по­дойти, потрогать незнакомую вещь. Считается, что розовый цвет привлекает внимание, не вызывает страха, а наоборот, заинтересовывает. Игры с та­кими кубиками помогают раз­вивать мелкую моторику, вни­мание, координацию, сенсорно­ зрительное восприятие». Пе­дагог отмечает, что не у всех детей сразу получается постро­ить нужную фигуру, но когда это удается, ребенок радуется своему успеху и стремится сде­лать что-то еще.

Сегодня строили простые башни: вертикальную и гори­зонтальную. Ребятишки по­старше могут создавать более сложные конструкции с помо­щью схем и проекций. Для занятий с детьми с мен­тальными нарушениями по но­вым методикам оборудование закупили на средства областно­го гранта. Он выделен для реа­лизации проекта, в котором от­деление реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями участвует с ян­варя 2020 года.

Эту программу утвердили три министерства Новосибир­ской области: труда и соци­ального развития, здравоохра­нения и образования. Проект направлен на внедрение ком­плекса мер по развитию стационарзамещающих технологий при работе с семьями, воспи­тывающими детей-инвалидов.

В этом году его реализуют в двух районах области — Иски­тимском и Сузунском. «Мы взяли два направления, — поясняет заведующая отде­лением реабилитации детей и

подростков с ограниченными возможностями Зинаида Дани­лова. — Одно из них — «Семей­ный интенсив для семей, воспи­тывающих детей с ментальны­ми нарушениями». Эта техноло­гия предусматривает активное включение родителей в про­цесс реабилитации. Мы такое внимание уделили именно мен­тальным нарушениям, потому что в последние годы они вы­ходят на первое место. Практи­чески половина детей, стоящих у нас на учете, имеют наруше­ния нервно-психического раз­вития, речи, внимания».

Второе направление проек­та — открытие пункта проката реабилитационного, игрового и развивающего оборудования, которое приобретено на сред­ства грантов или уже имелось в центре. Семьи, воспитываю­щие особенных ребятишек, мо­гут взять на время специальные средства адаптации, реабилита­ции и многое другое. Педагоги обучают родителей, как эффек­тивно использовать это оснаще­ние самостоятельно в домашних условиях. «С января по ноябрь этого года, — подчеркивает Зинаи­да Данилова, — семейный ин­тенсив прошли 38 семей из 18 населенных пунктов райо­на». Дети в центре наблюдают­ся до совершеннолетия. На пол­ный курс в две-три недели ре­бятишки приезжают каждый день, потом занятия проводят­ся раз в неделю три-четыре ме­сяца. И в следующем году курс повторяется.

Педагоги отслеживают ре­зультаты, которые получили, проводят диагностику. «Ино­гда результат даже лучше, — отмечает Зинаида Леонидов­на, — чем мы планировали. На­пример, у нас девочка с очень сложным диагнозом, которая не ползала, практически не си­дела. После того, как она про­шла трехнедельный курс реа­билитации, мы выдали на дом опору для ползания. Показа­ли родителям, как обучить ре­бенка физическим навыкам.

На днях они приезжали на за­нятие, и мама сказала, что доч­ка начала ползать. Семья об­ратилась к нам в конце сентя­бря. И за два месяца комплекс­ная реабилитация дала такой эффект».

И такие достижения радуют специалистов центра, ведь это служит лучшим показателем их работы с детьми, которые к ним обращаются за помощью. Зна­чит, не зря все усилия.

Полосу подготовила Анна Зубарева, фото автора