Тридцать дет на боевом
дежурстве
Владимир Козлов
из села Лебедевка работает пожарным с 1988 года, большая часть его трудовой жизни
прошла за рулем пожарной машины. Много лет заступал на боевые дежурства в ПСЧ №
12 города Искитима, после выхода на пенсию в 2016 году
перевелся водителем в пожарно-спасательную часть № 26, которая дислоцируется в рабочем
поселке Линево.
Роль водителя
в команде пожарных неоценима, от его действий во многом зависит оперативность
выезда на вызов.
Водитель не только доставляет
пожарных до места происшествия, но и отвечает за подачу воды, управляет специальным
оборудованием пожарной машины. Он должен отлично знать местность и маршрут, быть
профессионалом, так как путь к огню бывает порой непредсказуем: это и асфальтированная
дорога, и разбитая грунтовка с непролазной грязью, и сложная пересеченная местность
или снежная целина.
Такая работа Владимира
Ивановича устраивает, хотя, признается, были моменты, когда раздумывал о том, чтобы
поменять ее. Например, стать водителем автобуса. Одно время звали в ГАИ. Тогда,
в девяностые годы прошлого века, жилось трудно, зарплаты были мизерные, их без
конца задерживали, выручало только личное подсобное хозяйство. Но что-то удерживало
от такого шага — уйти из пожарных. И ни разу об этом не пожалел.
«Привык я к своей работе, — говорит опытный пожарный,
— здесь все налажено, знакомо. И коллектив хороший, и ритм жизни определенный. График
нормальный, сейчас дежурим сутки через трое. Остается время на семью и дом, детей
и внука. Так и крутимся».
Со своей женой познакомился
тоже благодаря работе. Ее братья служили вместе с ним в пожарной охране, как-то
пригласили в гости в деревню, там и увидел Татьяну. С тех пор вместе, живут в селе
Лебедевка. Старшая дочь получает высшее образование и работает в лаборатории
на химзаводе в Кольцово. Сын учится в колледже, тоже будет химиком. Это, наверное,
у них от мамы: Татьяна Алексеевна работает в ветеринарной службе птицефабрики.
Сам Владимир
Козлов в школьные годы о выборе профессии особо не задумывался, о карьере пожарного
не мечтал. Просто так все сошлось и сложилось, что труд водителя-огнеборца стал делом жизни.
Он вырос в селе Тула Искитимского района, куда его семья, в которой было пятеро
детей, переехала из Сузунского района. Мать работала
дояркой, отец механизатором. Владимир с детства увлекался техникой, помогал отцу,
после школы в ДОСААФе отучился на водителя, получил права.
И ушел в армию за день
до совершеннолетия, 18 лет ему исполнилось 17 апреля 1986 года на «холодильнике».
Новобранцев-сибиряков отправили в учебную часть в Фергану. Где Владимир Козлов
получил военную специальность «старший стрелок воздушно-десантных войск». А затем
— полтора года службы в Афганистане.
Их часть дислоцировалась
в Кабуле. Владимир служил минометчиком в пехоте. «С трубой 18 килограммов весом
плюс свой груз: питание, боеприпасы, автомат — все на себе тащить приходилось,
— скупо делится воспоминаниями бывший боец.
— Тяжелая выкладка, поначалу думали, вообще
не потянем, но ничего, ко всему человек привыкает». И добавляет, что были молодые,
бесшабашные, не задумывались ни о чем. Сейчас уже понимает, что можно было сделать
по-другому, быть осторожнее в тех или иных ситуациях. Впрочем, как и в любом виде
деятельности, в том числе и профессиональной, осознание приходит с опытом.
Об Афганистане Владимир
Козлов говорить не любит.
О временах военной службы
вспоминает только со своими однополчанами, с которыми раньше встречались часто.
Весной
1988 года сибиряк вернулся домой, в Искитим, где в то
время жили родители. «Когда вернулся в мирную жизнь, — вспоминает Владимир Козлов,
— вообще дико как-то все было. Я уходил из одного государства, а пришел —
здесь перестройка идет. Все изменилось. Удивительно и непривычно: продукты по талонам,
не все так просто купишь, в магазинах очереди огромные.
Конечно, у нас в армии излишеств
не было, не баловали нас, консервы в основном в рационе. Но мы и представить не
могли, что дома чай по талонам будем покупать».
Оказалось, что в новых реалиях
и работу найти непросто.
Молодой человек безуспешно
обошел несколько предприятий. Двоюродный брат работал в Бердской
пожарной охране, посоветовал выбрать эту профессию. Отец Владимира трудился на
НЗИВе, узнал, что там есть набор в пожарнуючасть № 26. Парень отучился в учебном центре в Новосибирске.
И уже через месяц работал пожарным.
А затем на заводе началось
первое сокращение, начальник предложил Владимиру Козлову перейти в пожарную часть
№ 12 в городе Искитиме. Немного проработал пожарным,
затем перевели в водители.
С тех пор так и трудится.
Владимир
Иванович отмечает, что в его обязанности водителя пожарной машины входит
доставить как можно быстрее личный состав и огнетушитель к месту вызова, подать
огнетушитель. Работа ответственная.
Сигнал тревоги может прозвучать
в любое время дня и ночи. Машина должна быть готова к выезду на пожар немедленно,
ее техническое состояние должно всегда быть в «боевой готовности». И подача воды
полностью зависит от водителя. Он помогает цеплять рукав. «А
по-хорошему, если так разобраться, из депо без нас никуда, — замечает опытный
водитель. — Техника без нас не сдвинется».
Самые напряженные смены
весной и осенью. Весной, бывает, по 20 с лишним выездов за сутки. Иногда и в часть
не заезжают, сразу на новое место горения спешат.
Район выездов у ПСЧ-26 большой,
вплоть до Черепановского района, а также сторона деревень
Белово и Девкино. Случается, по 40 километров в один
конец. В таких дальних поездках помогают коллеги, кто оказывается ближе к месту
пожара.
И сами спешат на помощь
по необходимости. Так, когда в Искитиме в январе этого
года горел рынок, направили на подмогу городским пожарным весь личный состав ПСЧ-26
вместе с резервом, экстренно вызвали тех, кто в этот день отдыхал после дежурства.
Такие происшествия, к счастью, случаются редко.
Запомнилось, как тушили
элеватор в Евсино: Владимир Козлов тогда только устроился в пожарную часть НЗИВа. Деревянная постройка 37 метров в высоту полыхала, как
гигантский факел. Жар стоял такой, что на машине плавились подфарники. Вместе
с напарником ждали, когда водитель подаст воду в рукав, что-то там не ладилось.
Кустик, за которым пожарные стояли, загорелся. Напарник сказал вдруг: «Ты как
хочешь, а я ухожу. Лучше со мной иди». И убежал за весовую. Козлов, поколебавшись,
бросился за ним. Через несколько минут башня рухнула, засыпало горящими бревнами
то место, где до этого находились пожарные. «Спасибо Андрею
Пергаеву, — говорит пожарный, — он как чувствовал,
если бы не он, мы так там бы и остались». Элеватор отстоять не удалось. Но рядом
находилась нефтебаза, пожарные сдерживали огонь, чтобы он на нее не перекинулся,
не пошел дальше.
Остался в памяти и другой
случай. Там уже, как признается опытный пожарный, подвела собственная беспечность.
Пренебрежение правилами техники безопасности чуть не стоило жизни. Был тогда
молод, работал в ПЧ-12. Тушили дом, у хозяина спросили, есть ли погреб, тот успокоил,
мол, нет.
А потом
оказалось, что он не был владельцем жилья, особенности строения не знал. С товарищем
Юрием Чеботаревым зашли внутрь, посмотрели. Напарник прошел у стены комнаты. По
правилам нельзя в горящем помещении идти сразу напрямик, вдруг прогар какой-нибудь
образовался в полу. Владимир решил не обходить вдоль стенок, лучше по прямой.
Так ближе. Шагнул на середину зала.
И провалился в погреб. В
деревенских домах погреб обычно на кухне размещают, а здесь почему-то в жилой
комнате. «Потом уже лежу на картошке, банки с соленьями вижу, — вспоминает Владимир
Иванович. — А встать не могу. Сусек был разгорожен ломом. И лом этот у меня под
подмышкой прошел, между туловищем и рукой. Одежду проткнул, кожу поцарапал
маленько. И торчит еще сантиметров 30-40. И я не могу с него слезть». Товарищ вернулся
искать напарника. Снял с металлического шеста. Отругал молодого коллегу так,
что Владимир
на всю жизнь запомнил.
«Технику
безопасности нарушать не надо, — на собственном опыте убедился Владимир Козлов.
— От правил отступать нельзя. Это я хорошо уяснил». И об этом всегда напоминает
своим молодым сослуживцам. Смелость и быстрота принятия решений в их работе необходимы,
но беспечность до добра не доведет.
За минувшие более чем тридцать
лет Владимиру Ивановичу Довелось работать на разных пожарных автомобилях.
Сейчас управляет трехтонным
«Уралом». Но с ностальгией вспоминает его предшественника, дизельного шеститонника. По мнению опытного пожарного, тот был намного
практичнее, чем последующие аналоги.
Да, они комфортнее, скорость
и маневренность лучше, но взять они могут только три тонны воды. Если огонь сильный
и открытый, то надо давать сильное давление. При таком раскладе три тонны уходят
максимум за 10 минут. И здесь задача водителя — пополнить запас огнетушителя,
искать действующие гидранты, думать о том, где можно оперативно заправиться, набрать
воду из ближайшего водоема, как туда лучше подъехать.
Новую технику, прежде чем
выпустить на линию, водители обязательно доводят до ума, переваривают. Поломку
в пути допустить нельзя. Каждое утро начинается с проверки технического состояния
автомобиля. Чтобы все работало. Насос был исправен. И емкость с водой должна быть
полной.
Коллектив
в пожарной части подобрался хороший, сплоченный, люди понимают друг друга с полуслова.
Главное качество пожарного,
по мнению Владимира Козлова, — надежность, пожарные должны доверять друг другу,
ведь приходится в одной связке идти. Бывает, в полной темноте, на ощупь действовать.
А задача водителя — обеспечить
техническую поддержку команды. Этим он и занимается много лет.
Анна Зубарева, фото автора