Что плохого в крыжовнике и зачем нужны футляры?

 

С 2015 года в линевской поселковой библиотеке проводится литературно­

интеллектуальная игра «Суждение» для тех, кто не только любит читать,

но и размышлять над прочитанным. И готов поделиться своими мыслями,

выслушать других, поспорить. Три  команды  из  двух  представителей  старшего,  среднего и молодого поколения отвечают на вопросы трех раундов, соглашаясь  или  нет  с  точкой зрения  соперников,  приводят  аргументы  в  защиту  своего мнения.  В конце программы зрители  голосуют  за  команду,  которая  на  их  взгляд  была наиболее  убедительна.  Побе­

дители  выбирают  литературное  произведение для  следующей игры.

Проект «Это наше Суждение» участвует во всероссийском конкурсе

На  основе  игры  был  создан проект  «Это  наше  Суждение» для участия во Всероссийском конкурсе  молодежных  авторских  проектов  и  проектов  в сфере  образования,  направленных на социально-экономическое  развитие  российских территорий  «Моя  страна - моя Россия».

И  буквально  на  днях  стало известно,  что  проект  Линевской  поселковой  библиотеки «Это наше  Суждение»  стал  победителем  регионального  этапа  Пятнадцатого  юбилейного  Всероссийского  конкурса  «Моя  страна  -  моя  Россия» и  «Моя   педагогическая  инициатива».  Вместе  с финалистами  других  номинаций он примет участие в федеральном  этапе  конкурса,  итоги которого будут подведены в мае  2018  года  при  поддержке Фонда  «Росконгресс»  в  Санкт- Петербурге  на  Петербургском международном  экономическом форуме.

Реализация проекта «Это наше Суждение» проходила с осени прошлого  года  по  весну текущего.  Как  рассказала  заведующая линевской  поселковой библиотекой  Светлана  Верзакова, автор проекта, в него были ключены курсы для библиотекарей  четырех  линевских школ  и библиотек станции  Евсино  и  поселка  Листвянский. «С октября по февраль мы знакомили  библиотекарей  с  методиками  разработки  сценариев  литературно-интеллектуальных  игр  «Суждение»,  как подбирать  игроков  и  выбирать произведения,  темы  для  обсуждения,  задавать  вопросы, вести  игру,    поясняет  Светлана  Юрьевна.    В  рамках проекта  прошли  шесть  школьных игр. Очень разные получились  «Суждения».  И  это  классно!  Считаю,  что  мы,  как  организаторы,  выиграли  больше всех.  Потому  что  когда  ты  видишь, как твоей идеей, которой ты живешь и очень ее любишь, загораются другие, и она начинает дальше жить,  какое у  нее большое  будущее,    это  радостнее всего».

Библиотекари,  участники  проекта,  в  качестве  поощрения  получили  полугодовые подписки журналов «Литература  в  школе»  и  «Знание - сила».

Средства  на  это  были  получены  в  рамках  гранта.  Также  на деньги  проекта  для  линевской библиотеки  были  приобретены  новые  столы  и  оборудование, оформление для проведения игр «Суждение».

Помимо  этого  в  проект  были  включены  четыре  литературно-интеллектуальные  игры «Суждение».  Они  были  посвящены  трагедии  У.  Шекспира «Гамлет»,  роману  С.  Лема  «Солярис»,  роману  И.  Ильфа  и  Е. Петрова  «12  стульев»  и  «Маленькой  трилогии»  Антона  Чехова.

Последняя  из  них  состоялась  17  марта.  Она  стала  четырнадцатой  по  счету  за  всю историю  игр,  начиная  с  осени 2015 года.

Нужны «футляры» в век ютуба?

В этот день за игровыми столами старшее поколение представляли директор Линевского Дома  культуры,  режиссер  народного  театра  «Наш  дом»  Марина Филиппова и заведующая кафедрой социально-массовых коммуникаций  НГТУ,  доктор культурологи Галина Паршукова.  Среднее    педагог  Татьяна Ануфриева и  адвокат Александр  Болдырев.  Младшее  — студентки НГТУ — Юлия Свинцицкая и Мария Недобуга.

Темой  обсуждения  стала «Маленькая трилогия»  А.П.  Чехова.  Три  рассказа,  написанные  в  1898  году,  объединяет тема  «футлярности»  в  той  или иной степени.

Обсуждение  получилось, как это всегда бывает на игре, живым,  острым,  с  жаркими спорами, в которых участвовали не только игроки,  но и зри­

тели.  Противники  приводили неоспоримые доводы  в  защиту своей точки зрения, то сходясь в  одном  мнении,  то  не  соглашаясь  с  оппонентами.  Поиск ответов  на  вопросы:  смешен или  страшен  Беликов,  смогла  бы  его  изменить  женитьба, привел  игроков  к обсуждению более глобальных и злободневных тем: нужны человеку «футляры»  и  что  значит  жить  лучше?  В  итоге  все  сошлись  на том,  что  произведения  классической  литературы  не  поддаются  однозначной  трактовке, тем более шаблонному восприятию,  из  одного  рассказа и  даже  детали  можно  столько смыслов «выглянуть», что разговор о них может занять не одно заседание.

А  иногда  участники  обсуждения  приходили  вдруг  к  совершенно  неожиданным  выводам.  Так,  представитель  старшего поколения Галина Паршукова высказала мысль: а так ли это  плохо,  если  в  нас  есть  Беликов? Она предположила, что главное  качество  Беликова  — это  умение  к  самоограничению.  По ее мнению, отсутствие внутри современного человека беликовского «футляра», самоограничений,  приводит к тому, что  люди  позволяют  себе  не просто  посмеяться  в  какой-то ситуации,  но и  снять ее на  видео  и  выложить  на  ютуб,  все, что  угодно,  сказать  публично.

«Мне  кажется,  прозорливость Чехова  в  том,  что  конфликт кроется даже  не столько между  Беликовым  и  городом,  Беликовым  и  новым  отношением к жизни, — страстно развивала свою мысль Галина Борисовна. — Это конфликт между самоограничением и «я все мо­

гу»,  некая  вседозволенность, конечно,  я  сейчас  довожу  до абсурда,  но,  в  конечном  счете,  мне  кажется,  это два  лагеря, которые в своем расхождении  приводят  от  вседозволенности  до  самоограничения,  до смерти. Где-то внутри меня Беликов должен быть.  Это не так уж плохо».

На  это Александр Болдырев возразил, что суть Беликова не в  самоограничении,  а  «как  бы чего не вышло», он боится жизни  как  таковой.  Но  предположение,  что  у  каждого  должен быть  свой  футляр,  что  в  жизни  человеку  приходится  в  той или  иной  ситуации  быть  тем,

кем  требуется  внешними  обстоятельствами,  вызвало горячий отклик у участников и зрителей.

Высмеивал идеалы или их суррогаты?

Участники  «Суждения»  выступили в защиту Антона Павловича  Чехова,  которого  современники  недолюбливали  и называли  «певцом  безнадежности».  «Чехов  в  своих произведениях  показывает  как  раз то,  что его окружает и что не устраивает,    считает  Марина  Филиппова.  -  Ради  чего  живут  люди?  На  что  они способны?  Разве  можно  так жить?  Поэтому,  мне  кажется, его  не  любили  современники за то, что он вскрывал все отрицательные  стороны  жизни. Насколько ты смешен и на что не  способен.  А  читателя  это раздражает, он говорит:  «Нет, я не такой».  И в этом гениальность Чехова, по-моему».

На  рассуждения  о  том,  что Чехов  не  дал  читателю  надежды  и высмеял все идеалы, Александр Болдырев заметил: «Сами идеалы:  надежды,  любви,  семьи,  верности  — Антон Павлович  не  затрагивал.  Он высмеивал  пустышки,  симулянты идеалов.  И то,  насколько порочно быт влияет на эти идеалы».

Зритель  Валентина  Нестеренко,  в  прошлом  учитель русского  языка  и  литературы,  веско  добавила:  «Чеховская фраза:  «Жизнь надо сде­

лать садом».  Это  разве  не  надежда?»

Ответы  на возникший в ходе  обсуждения  неизменный для  русского  человека  вопрос,  что  значит жить лучше, тоже  вызвал  горячие  дебаты.

На  попытку  Галины  Паршуковой  защитить  право  героя «Крыжовника»  на  сытость, ополчились  остальные  участники.  Важно,  каким  путем

это  достигнуто.  Если  за  счет других,  это  однозначно  плохо. А иначе возможно? К чему может привести сытость?

Все  согласились  с  фразой  одного  из  героев  рассказа  Чехова,  что  праздность  и сытость  развивает  в  человеке  самомнение.  «Надо,  чтобы

за  дверью  каждого  довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал  бы  стуком, что есть несчастные, что, как  бы  он  ни  был  счастлив, жизнь рано  или  поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери,  и его никто не увидит и не услышит,  как теперь  он  не видит и не слышит других», — эту  цитату  из  рассказа  «Крыжовник»  никто  оспаривать  не стал. Александр Болдырев дополнил рассуждениями о том, что  нельзя  думать  только  о материальном  благополучии, это гибельный путь для духов­

ного развития человека. А Светлана  Верзакова шутливо  заметила,  что  не  было бы игры, если каждый растил бы свой крыжовник.

Очередное  «Суждение»  еще раз  дало  возможность  участникам обсудить насущные вопросы современности,  опираясь  на  богатый  материал  мировой  литературы.  И  стало еще  одним  доказательством того,  что  к  гениальным  произведениям  мировой  литературы  можно  обращаться  бесконечное  количество  раз  и находить  в  них  что-то  новое, важное  и  актуальное  именно для тебя в этот момент жизни. На  следующей  игре  будут обсуждать «Утиную охоту» Александра Вампилова.

«Я для себя такой девиз вывела  для  нашего  «Суждения», -  говорит  Светлана  Верзакова.    На  примере  Обломова мы доказывали зрителям и

себе, что жить, творя добро, и жить,  не  совершая  зла, — вовсе  не  одно  и  то  же,  мы  искренне так считаем,  это наше суждение!»

Анна Зубарева

Искитимская газета. - 2018, № 13 (29 марта). - С. 10.