Пассажирское
автотранспортное предприятие - лицо города.
В день
работников автомобильного транспорта коллектив Искитимского
ЦПАТП будет отмечать двойной праздник, нынче ему исполняется 70
лет. Именно это предприятие считается приемником
самого первого в городе автохозяйства, образованного
в 1948 году. О том, как сегодня
живет старейший автоперевозчик города,
наша беседа с директором МУП ЦПАТП г. Искитима Андреем Дятловым.
- Андрей Юрьевич, искитимцы сегодня не
могут представить свою повседневную жизнь без общественного транспорта. Автобусные
маршруты - это не просто связующие нити
между микрорайонами города, это важнейший элемент нашего комфортного существования.
А если в цифрах, что сегодня представляет из себя основной
городской перевозчик?
- Муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие действительно занимает лидирующие
позиции по перевозкам. Доля
частного общественного транспорта
в Искитиме не
велика. Наше
ЦПАТП обслуживает 20 городских и
один пригородный (Искитим-Линево)
круглогодичных маршрутов и еще 3 сезонных, дачных маршрута.
На балансе предприятия 34
автобуса, включая 2 школьных,
которые достав
ляют детей из деревни Койниха в школу
№11.
- Не
секрет, что на
данный момент Искитимское ЦПАТП переживает не самые лучшие времена. Неужели действительно настолько невыгодно
возить пассажиров?
- Не
лучшие времена сегодня
переживаем не только
мы, большинство муниципальных предприятий городских
округов в похожей
ситуации. Все мы прекрасно
понимаем, что муниципальные пассажирские перевозки существуют
не для зарабатывания денег.
Как вы правильно заметили
в начале разговора - это важнейшее звено социальной сферы, комфорта
горожан, благополучия, если хотите.
Сегодня перевозчики в отчаянии заговорили о необходимости повышения
тарифов.
Стоимость проезда в городском
транспорте не менялась
три года. За это время цены только на
бензин выросли на
70 процентов, не
говоря уже о запасных частях
и прочих расходах. Независимые эксперты
даже подсчитали, что цена билета на автобус должна быть в размере 58
рублей. Но кто из пассажиров её потянет? Доходы-то у людей не растут, как цены
на горючку. Поэтому, какой бы ни была стоимость проезда - муниципальные перевозки все
равно останутся дотационными.
- Время от времени высказывается
мысль о том, чтобы отдать все пассажирские перевозки в частные
руки, освободить муниципалитет от нагрузки.
- Переложить все пассажирские
перевозки на частников - тоже не выход
из ситуации, не надежный вариант.
Есть примеры, когда
пошли по такому
пути, избавились от
муниципального перевозчика,
растеряли материально-техническую базу, а через определенное время
начали вновь создавать ее
с нуля. Частник никогда не станет работать себе в убыток,
и если маршрут не будет себя
оправдывать, с легкостью
от него
откажется. К счастью, наша
городская власть хорошо понимает роль
пассажирского транспорта в
жизни Искитима и не допустит радикальных мер.
- Если говорить про автопарк,
в каком он состоянии? Есть перспективы
обновления, пополнения?
- В
любые времена, в
любом автопарке всегда есть
техника, которую нужно заменить. В ближайшее
время, возможно еще в
этом году, наше
предприятие по
государственной программе процентов на
30 обновит свой автопарк. Свою долю софинансирования администрация
за
ложила в городской бюджет и
в любой момент готова внести эти средства. Ждем
по программе 8, а может, и 9 ПАЗиков.
- А справятся ли эти автобусы с пассажиропотоком
на городских маршрутах?
- Есть такое
понятие как «коэффициент вместимости». В нашем городе он средний - 0,38. Об
эффективности перевозок можно говорить,
если он больше,
чем 0,5. Понятно, что у нас специфичный город, в часы
пик - утром и
вечером - большие ЛИАЗы
ходят переполненными,
а днем, они пустые. Будем смотреть,
думать, как оптимизировать перевозки,
чтобы не гонять порожняк. Мы за счет оптимизации в прошлом году уменьшили расходы
по сравнению с 2016-м на 5 млн. рублей.
Конечно, надо понимать, что не
так все просто, любая оптимизация ломает привычные
устои, что-то меняешь
- люди сразу
на себе это ощущают.
Мы периодически мониторим пассажиропоток. Тут вот 3 дня подряд проверяли -
на последнем рейсе «шестерки», в Лебедевку ездят всего
2 человек. Большой
НефАЗ везет двух пассажиров. Трудно
добиться эффективности, если все-таки выполнять главную
задачу - перевозить людей. Но
менять что-то все равно
придется, ужиматься,
уменьшать расходы. Эта
задача перед всеми
в коллективе поставлена, и люди с
пониманием к ней относятся. Иначе не
выжить.
- Коллектив, люди - это главное составляющее в деятельности любого предприятия...
- Коллектив у
нас небольшой, всего 201
человек, и каждый здесь
на своем месте. Есть
надежная команда профессионалов, костяк,
на который я могу
опереться, люди, которые много лет отдали
этому предприятию, незаменимые специалисты. Они задают тон в
работе. Сами водители
признают, что пунктуальность автобусов,
культура обслуживания - это
своего рода лицо города. И
мы стараемся держать марку. И,
несмотря ни на что с оптимизмом
смотрим в будущее. Выживем! И еще много юбилеев будет
встречать наше предприятие.
Конкурент. - 2018, № 42 (26
окт.). - С. 6.