Пассажирское автотранспортное предприятие - лицо города.

 

В день  работников автомобильного транспорта коллектив Искитимского ЦПАТП будет отмечать двойной праздник, нынче ему исполняется 70

лет.  Именно это предприятие считается приемником самого первого  в городе автохозяйства,  образованного  в  1948 году. О том, как сегодня живет старейший  автоперевозчик города, наша беседа с директором МУП ЦПАТП г. Искитима Андреем Дятловым.

- Андрей Юрьевич,  искитимцы сегодня  не  могут представить свою повседневную жизнь  без общественного транспорта. Автобусные маршруты -  это не просто связующие нити между микрорайонами города, это важнейший элемент нашего комфортного существования. А если в цифрах, что сегодня представляет из себя основной городской перевозчик?

- Муниципальное пассажирское автотранспортное  предприятие действительно занимает лидирующие позиции по перевозкам. Доля  частного  общественного транспорта в  Искитиме не велика.  Наше ЦПАТП обслуживает 20 городских и  один  пригородный (Искитим-Линево)  круглогодичных маршрутов и еще 3 сезонных, дачных  маршрута.  На  балансе предприятия 34 автобуса,  включая 2 школьных, которые достав­

ляют детей из деревни Койниха в школу №11.

-  Не  секрет,  что  на  данный момент  Искитимское  ЦПАТП переживает не  самые лучшие времена.  Неужели действительно настолько невыгодно возить пассажиров?

-  Не  лучшие  времена  сегодня  переживаем  не  только  мы, большинство  муниципальных предприятий  городских  округов  в  похожей  ситуации.  Все мы  прекрасно  понимаем,  что муниципальные  пассажирские перевозки  существуют  не  для зарабатывания  денег.  Как  вы правильно  заметили  в  начале разговора -  это важнейшее звено социальной сферы, комфорта горожан, благополучия, если хотите.  Сегодня  перевозчики  в отчаянии заговорили о необходимости  повышения  тарифов.

Стоимость проезда в городском транспорте  не  менялась  три года. За это время цены только на  бензин  выросли  на  70  процентов,  не  говоря уже о  запасных  частях  и  прочих  расходах. Независимые  эксперты  даже подсчитали, что цена билета на автобус должна быть в размере 58 рублей. Но кто из пассажиров её потянет? Доходы-то у людей не растут, как цены на горючку. Поэтому, какой бы ни была стоимость проезда -  муниципальные перевозки  все  равно останутся дотационными.

- Время от времени высказывается мысль о  том,  чтобы отдать все пассажирские перевозки в частные руки,  освободить муниципалитет от нагрузки.

- Переложить все пассажирские перевозки на частников -  тоже не выход из ситуации, не надежный вариант.  Есть  примеры,  когда

пошли  по такому  пути,  избавились  от  муниципального  перевозчика, растеряли материально-техническую базу, а через определенное  время  начали  вновь создавать  ее  с  нуля.  Частник никогда не станет работать себе в убыток, и если маршрут не будет себя  оправдывать,  с легкостью

от  него  откажется.  К  счастью, наша  городская  власть хорошо понимает  роль  пассажирского транспорта  в жизни  Искитима  и не допустит радикальных мер.

- Если говорить про автопарк, в каком он состоянии? Есть перспективы  обновления,  пополнения?

-  В  любые  времена,  в  любом автопарке  всегда есть техника, которую нужно заменить. В ближайшее  время,  возможно  еще в  этом  году,  наше  предприятие по  государственной  программе процентов  на  30  обновит  свой автопарк.  Свою долю софинансирования  администрация  за­

ложила в  городской  бюджет и  в любой момент готова внести эти средства. Ждем по программе 8, а может, и 9 ПАЗиков.

 - А справятся ли эти автобусы с пассажиропотоком на городских маршрутах?

-  Есть такое  понятие  как  «коэффициент вместимости». В нашем  городе он средний -  0,38. Об  эффективности  перевозок можно  говорить,  если  он  больше,  чем  0,5.  Понятно, что у нас специфичный город, в часы пик -   утром  и  вечером  -   большие ЛИАЗы ходят переполненными,

а днем, они пустые. Будем смотреть, думать,  как оптимизировать перевозки, чтобы не гонять порожняк. Мы за счет оптимизации в прошлом году уменьшили расходы по сравнению с 2016-м на 5 млн. рублей.  Конечно, надо понимать,  что  не  так  все  просто, любая оптимизация ломает привычные устои,  что-то  меняешь  -   люди  сразу  на  себе  это ощущают.  Мы  периодически мониторим пассажиропоток. Тут вот 3 дня подряд проверяли - на последнем рейсе «шестерки», в Лебедевку ездят  всего  2  человек. Большой НефАЗ везет двух пассажиров.  Трудно  добиться эффективности,  если  все-таки выполнять  главную  задачу - перевозить  людей.  Но  менять что-то  все  равно  придется, ужиматься,  уменьшать  расходы.  Эта  задача  перед  всеми  в коллективе поставлена,  и люди с пониманием  к ней относятся. Иначе не выжить.

- Коллектив, люди -  это главное составляющее  в деятельности любого предприятия...

-  Коллектив у  нас  небольшой, всего  201  человек,  и  каждый здесь  на своем  месте.  Есть  надежная  команда  профессионалов,  костяк,  на  который  я  могу опереться, люди, которые много лет отдали  этому предприятию, незаменимые специалисты. Они задают тон  в  работе.  Сами  водители  признают,  что  пунктуальность  автобусов,  культура обслуживания  - это своего рода лицо  города.  И  мы  стараемся держать марку.  И,  несмотря  ни на что с оптимизмом смотрим  в будущее. Выживем! И еще много юбилеев  будет  встречать наше предприятие.

Конкурент. - 2018, № 42 (26 окт.). - С. 6.