Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым...

 

День рождения ВЛКСМ -  особенный праздник. Его Нэля Алексеевна Белова всегда встречает в кругу друзей-комсомольиев, тех людей, кто разделил с ней радости и тревоги, заботы и победы юности. Сердце сжимается от несправедливости, когда слышит —  «комсомольские функционеры». Говорит, были недостатки в этой молодежной организации, но именно комсомол создавал неповторимый дух той эпохи, учил товариществу и взаимопомощи, вел вперед, помогал побеждать в первую очередь, свои слабости.

Первый  секретарь  искитимского  горкома  комсомола  с 1971 по 1977 годы, делегат XVII съезда  ВЛКСМ,  член  бюро  обкома комсомола Нэля Белова с любовью и гордостью рассказывает  о  своих  семейных  реликвиях.  За  годы  комсомольской юности у нее накопилась целая коллекция  значков.  Есть среди них  поистине  уникальные,  например,  в  виде  медали  с  профилем Гагарина - их выдали делегатам съезда ВЛКСМ во время посещения Звездного городка. Но самый дорогой, конечно, тот, что был первым - обычный комсомольский  значок,  который вручают всем при приеме в ВЛКСМ.

Она и сейчас вспоминает тот день.  Ей  было  14  лет,  волновалась  ужасно.  Но  когда  пришло  время  отвечать  на  вопросы,  которые  непременно  задавали члены комиссии, не запнулась ни разу.

Позже был другой билет.  Их меняли,  когда у комсомола появлялись  новые  награды.  Поэтому  Нэля Алексеевна  показывает  сразу  два  комсомольских билета: один с пятью орденами, другой уже с шестью.

В Искитим она приехала, когда училась в 9-м классе. Пришла в школу в форме с белым воротничком,  в  начищенных до  блеска ботиночках и с комсомольским  значком.  Новую  ученицу очень  быстро  заметили:  любознательная,  исполнительная,  а когда  год  спустя  встал  вопрос

о  комсорге  класса,  выбрали именно ее. Потом был пединститут, где она также всегда активно работала в комитете комсомола, а затем - направление во вторую искитимскую школу.

Сейчас  Нэля  Алексеевна вспоминает: в школе подобрался инициативный молодой коллектив.  Поэтому  именно  здесь решено было провести эксперимент и ввести должность организатора по воспитательной работе.  Это сейчас педагоги уверены,  что  их  задача - научить детей формулам и правилам. А тогда считалось самым важным— воспитать человека.  И  Нэля Алексеевна с энтузиазмом взялась за новую работу, старалась

и учеников,  и учителей расшевелить,  побудить  к разным хорошим  и  интересным  делам. Ходила  к  шефам  на  цемзавод, разговаривала  прямо  и  честно,  мол,  какие  вы  шефы,  если не  можете  помочь,  например, оформить ленинскую комнату. На  бойкую  комсомолку  обратили внимание в руководстве города и района. А когда искали второго секретаря в горком комсомола,  предложили  эту должность  ей. Нэля  Алексеевна вспоминает:  плакала, до того страшно было.  Говорила:  «Я же ничего не понимаю ни в промышленности,  ни  в  сельском хозяйстве»,  на  что  ей  отвечали, мол, твоя задача — не сеять учить, а побуждать молодых людей  к  действиям,  организовывать их, направлять.

Сейчас  Нэля Алексеевна показывает комсомольский билет: в графе взносы всегда отмечалась зарплата, так вот в школе у нее было 168 рублей, а в горкоме - 115.  Переход на работу с меньшим заработком в настоящее  время  покажется  странным. Тогда все было иначе: партия  сказала  «Надо»,  комсомол ответил — «Есть!»

-  Именно  комсомол  закалил мой боевой прямолинейный характер,  научил  ставить  цели  и их добиваться, — рассказывает Нэля Белова. - Если бы тогда я отказалась, не представляю даже, как сложилась бы моя судьба.  Позже уже поняла, что ничего  не  знала  о  жизни.  Поез­

див  по  району,  я  многому  научилась,  просто  влюбилась  в сельскую молодежь, поняла, насколько  щедры  души  деревенских парней и девчонок.  После таких  поездок  возвращалась всегда счастливой, с широко открытыми глазами и жаждой деятельности.

Очень  скоро  Нэля  Алексеевна  стала  первым  секретарем горкома комсомола и шесть лет отработала  в  этой  должности.

Вникала  в  проблемы  молодежи, на комсомольских собраниях записывала каждую просьбу, каждое  предложение,  а  потом

шла к директорам заводов, чтобы сообща решать проблемы.

Особого внимания требовала ударная  комсомольская  стройка  НовЭЗа.  На  строительство такого гиганта приезжали сотни парней и девчат.  Ходила по стройке,  контролировала,  как стройотрядовцы живут,  чем их кормят, где они работают.

Но  самым,  пожалуй,  ярким моментом  ее  комсомольской юности стал XVII съезд ВЛКСМ.

И  сейчас  сжимается  от  восторга  сердце,  когда  вспоминает, как прямо на заседание пришла группа молодёжи в строительных спецовках и под звуки марша,  напутствия  делегатов съезда отправилась на БАМ.

-  Такого  эмоционального подъема, воодушевления и возбуждения я никогда больше не испытывала, — вспоминает Нэля Белова.

Нэля  Алексеевна  и  сейчас хранит сувенир со съезда - небольшую  клюшку  с  подписями легендарных  хоккеистов.  Фамилий там много,  какие-то совсем  неразборчивы.  Но  росписи Харламова, Рагулина, Яшина узнаваемы.  Этот  подарок  стал семейной  реликвией.  Ее  Нэля Алексеевна даже своим сыновьям «на разбор» не дала.

Комсомольский возраст – до 28  лет.  Нэля  Белова  проработала гораздо дольше. Но нужно было расти и развиваться дальше. А на память о тех удивительных комсомольских годах у нее осталась  учетная  карточка  с надписью: «Оставлена на вечное хранение в память о комсомольской юности».

Наталья Кривякина

Искитимская газета. - 2018, № 44 (01 нояб.). - С. 8.