Дать
возможность потрогать историю.
Многогранная история Новосибирской области Дать
возможность потрогать историю и родного края для кого- то просто параграфы в
учебнике. Но ученики школы №2 Искитима получили возможность не только увидеть
или потрогать элементы быта далеких предков, но и научиться тачать сапоги,
прясть пряжу или сечь мясо для пельменей. Музей школы № 2 всегда был одним из
лучших в Искитиме. И это не случайно. Руководитель его Николай Шелегин -
человек увлеченный историей. Он не просто собирает предметы старины, но и
занимается глубоким изучением каждого из них, участвует в раскопках, увлекается
краеведением. А еще Николай Николаевич разжигает в детях неугасимый огонь познания.
Сама школа (№2 - это богатая на события история родного края. Первое документальное
упоминание о ней относится к 1903 году. Именно эта дата стала считаться ее
днем рождения. Более 20 лет назад группа учащихся начала работу по сбору материала
об истории школы. Ребята посетили квартиры педагогов-ветеранов, записали
воспоминания, оформили альбом с фотографиями и начали сбор материала о
выпускниках. Этот момент и можно считать днем рождения музея, хотя официально
он был отрыт в 2006 году. Музеем в полном смысле слова назвать его было тяжело:
две маленьких комнатки на разных этажах школы. Одна рассказывала о боевых
традициях, другая - об истории края. Экспонатов накопилось очень много, но вот
выставить их не представлялось возможным. Тем не менее, музей школы № 2 за годы
существования стал на стоящим центром патриотического воспитания. Он
неоднократно был признан лучшим в городе. И вот на кануне славного юбилея -
115-летия школы № 2 - комнаты были объединены в единый музейный комплекс,
которому в придачу был вы делен большой кабинет под организацию экспозиций. -
Сейчас в интернете можно увидеть и узнать все, — говорит Николай Шелегин. - Но
именно в этом кроется подвох. Зачастую нашим детям выдают неверную ин
формацию. Из-за этого складывается неправильное видение прошлого. Я считаю
нужно школьникам дать возможность потрогать историю, подержать ее в руках, возможно,
ощутить вес, вкус. И тогда они сами поймут, где истина, а где. ложь. Первый же
урок в новом экспозиционном зале посвященистории Новосибирской области.
Встречает гостей казак, завоевавший Сибирь. Манекен в полный рост демонстрирует
типичную оде жду казаков времен освоения земель. Рядом - различная утварь. В
экспозиции — чугунки, крынки, гребни для обработки шерсти, корытца, вафельница,
вилы, ножницы, обувь, корзины и многое другое. Николай Шелегин о каждой вещи
может рассказать целую историю, а еще дать подержать, попробовать применить
ее. Интересны обычаи и традиции тех времен. Если сибиряк уходил надолго из дому,
он брал с собой какой-либо элемент хаты, например, часть ворот. Насколько она
большая и тяжелая, можно увидеть в экспозиции. Здесь же - ставни. Современным
детям сложно представить, что это такое. Тем более не на сказочной картинке, а
в реальности. В Сибири ставни носили не декоративный характер. Они превращали
дом в настоящую крепость. Об этом свидетельствует толщи на досок, из которых
они делались, наличие внутренних засовов и замков. О том, каким наш край всегда
был многонациональным, свидетельствует вы ставка нательных крестов.
Большинство из них были найдены в земле: при раскопках или строительстве. Здесь
и лютеранский крест, и католический, и православный. В музее много и других
экспозиций, рассказывающих об индустриализации, восстановлении страны после
войны, развитии пионерской организации, начале эры цифровых технологий. В
витрине есть даже 27 кило граммовый первый калькулятор. Важная часть выставки
- учебники и методическая литература. Например, пособие для учителей Российской
империи, датированное 1878 годом. Или букварь 1934 года. Каждая такая книга -
отдельный рассказ о той эпохе, когда им активно пользовались. В том же бук
варе очень показательные маленькие рассказы: о лодыре, не желающем работать в
колхозе или о пионерке, на писавшей в «Пионерскую правду» разоблачительную
статью. Многие учебники, до того как нашли место в му зее, хранились в архивах
самого Николая Николаевича, его родителей, которые так ж е были
учителями-историками. Некоторые ему привозили, зная его страсть к изучению
истории. Сейчас все они стали экспонатами. Но особое место занимает толстая
рукописная книга, авторами которой стали учителя и выпускники школы № 2.
Первая ее запись сделана еще в сороковые годы. После этого свои строки
ежегодно вписывали те, кто покидал парту, вступая в большую жизнь, те, кто воз
вращался в родные стены спустя десятки лет. Письма, нашедшие место на страницах
книги, приходили даже из-за рубежа. И все они бережно собирались, подшивались,
чтобы те, кто придет сюда в будущем, могли проследить преемственность поколений
педагогов и учеников. В запасниках школьно го музея - сотни экспонатов,
посвященных годам Великой Отечественной войны. Они периодически выставляются на
обозрение не только учеников, но и всех искитимцев. К началу ново го учебного
года была организована выставка «Женское лицо войны», рассказывающая о
воинской судьбе прекрасной половины человечества. Кстати, именно в школе № 2
работала педагогом наша прославленная землячка, летчик-истребитель эскадрильи
«Призрак» Милентина Кондратова. О ней - особый рассказ. Чтобы собрать материал
Николаю Шелегину пришлось делать запросы в военные архивы. Когда он лично разговаривал
с Милентиной Георгиевной, многому просто не верил, каза лось, летчица,
рассказывая о годах войны, выдает желаемое за действительное. Но оказалось, что
о многом штурман эскадрильи умалчивает. Особый резкий напористый склад
характера заставлял Милентину Георгиевну не просто геройствовать - зачастую
совершать невозможное. Рядом - рассказ о банно-прачечных батальонах: огромная
бадья и доски для стирки, хозяйственное мыло - такое, каким было в годы
войны, а рядом - автомат, И таких мини-экспозиций очень много, а потому ка
ждая экскурсия сюда - событие. Хотя иногда музей сам приходит в класс. Для
лучше го изучения какой-либо те мы Николай Николаевич собирает, как здесь говорят,
волшебный чемоданчик, наполняя его теми наглядны ми историческими артефактами,
которые требуются. И тогда любой урок превра щается в настоящее путешествие в
прошлое. Наталья Кривякина, фото автора
Искитимская газета. - 2017, № 37 (14 сент.). - С.
19.