Дать возможность потрогать историю.

Многогранная история Новосибирской области Дать возможность потрогать историю и родного края для кого- то просто параграфы в учебнике. Но ученики школы №2 Искитима получили возможность не только увидеть или потрогать элементы быта далеких предков, но и научиться тачать сапоги, прясть пряжу или сечь мясо для пельменей. Музей школы № 2 всегда был одним из лучших в Искитиме. И это не случайно. Ру­ководитель его Николай Шелегин - человек увлеченный историей. Он не просто собирает предметы старины, но и занимается глубоким изучением каждого из них, участвует в раскопках, увлекается краеведением. А еще Николай Николаевич разжигает в детях неугасимый огонь познания. Сама школа (№2 - это бога­тая на события история род­ного края. Первое докумен­тальное упоминание о ней относится к 1903 году. Имен­но эта дата стала считаться ее днем рождения. Более 20 лет назад группа учащихся начала работу по сбору ма­териала об истории школы. Ребята посетили квартиры педагогов-ветеранов, запи­сали воспоминания, оформили альбом с фотографиями и начали сбор материа­ла о выпускниках. Этот момент и можно считать днем рождения музея, хотя официально он был отрыт в 2006 году. Музеем в полном смысле слова назвать его было тя­жело: две маленьких комнат­ки на разных этажах школы. Одна рассказывала о боевых традициях, другая - об истории края. Экспонатов нако­пилось очень много, но вот выставить их не представлялось возможным. Тем не менее, музей школы № 2 за годы существования стал на­ стоящим центром патриотического воспитания. Он неоднократно был признан лучшим в городе. И вот на­ кануне славного юбилея - 115-летия школы № 2 - ком­наты были объединены в единый музейный комплекс, которому в придачу был вы­ делен большой кабинет под организацию экспозиций. - Сейчас в интернете можно увидеть и узнать все, — говорит Николай Шелегин. - Но именно в этом кроет­ся подвох. Зачастую нашим детям выдают неверную ин­ формацию. Из-за этого скла­дывается неправильное виде­ние прошлого. Я считаю нужно школьникам дать возможность потрогать историю, подержать ее в руках, воз­можно, ощутить вес, вкус. И тогда они сами поймут, где истина, а где. ложь. Первый же урок в новом экспозиционном зале посвя­щенистории Новосибирской области. Встречает гостей казак, завоевавший Сибирь. Манекен в полный рост демонстрирует типичную оде­ жду казаков времен освое­ния земель. Рядом - различ­ная утварь. В экспозиции — чугунки, крынки, гребни для обработки шерсти, корытца, вафельница, вилы, ножни­цы, обувь, корзины и многое другое. Николай Шелегин о каждой вещи может расска­зать целую историю, а еще дать подержать, попробовать применить ее. Интересны обычаи и тра­диции тех времен. Если си­биряк уходил надолго из дому, он брал с собой какой-либо элемент хаты, например, часть ворот. Насколько она большая и тяжелая, можно увидеть в экспозиции. Здесь же - ставни. Современным детям сложно представить, что это такое. Тем более не на сказочной картинке, а в реальности. В Сибири ставни носили не декоративный ха­рактер. Они превращали дом в настоящую крепость. Об этом свидетельствует толщи­ на досок, из которых они делались, наличие внутренних засовов и замков. О том, каким наш край всегда был многонациональ­ным, свидетельствует вы­ ставка нательных крестов. Большинство из них были найдены в земле: при раскопках или строительстве. Здесь и лютеранский крест, и католический, и православный. В музее много и других экспозиций, рассказываю­щих об индустриализации, восстановлении страны после войны, развитии пионер­ской организации, начале эры цифровых технологий. В витрине есть даже 27 кило­ граммовый первый кальку­лятор. Важная часть выставки - учебники и методическая литература. Например, по­собие для учителей Россий­ской империи, датирован­ное 1878 годом. Или букварь 1934 года. Каждая такая книга - отдельный рассказ о той эпохе, когда им активно пользовались. В том же бук­ варе очень показательные маленькие рассказы: о лоды­ре, не желающем работать в колхозе или о пионерке, на­ писавшей в «Пионерскую правду» разоблачительную статью. Многие учебники, до того как нашли место в му­ зее, хранились в архивах самого Николая Николаевича, его родителей, которые так­ ж е были учителями-историками. Некоторые ему приво­зили, зная его страсть к изучению истории. Сейчас все они стали экспонатами. Но особое место занима­ет толстая рукописная кни­га, авторами которой стали учителя и выпускники шко­лы № 2. Первая ее запись сделана еще в сороковые го­ды. После этого свои стро­ки ежегодно вписывали те, кто покидал парту, вступая в большую жизнь, те, кто воз­ вращался в родные стены спустя десятки лет. Письма, нашедшие место на страни­цах книги, приходили даже из-за рубежа. И все они бережно собирались, подши­вались, чтобы те, кто придет сюда в будущем, могли проследить преемственность поколений педагогов и уче­ников. В запасниках школьно­ го музея - сотни экспонатов, посвященных годам Великой Отечественной вой­ны. Они периодически выставляются на обозрение не только учеников, но и всех искитимцев. К началу ново­ го учебного года была орга­низована выставка «Женское лицо войны», рассказываю­щая о воинской судьбе прекрасной половины человече­ства. Кстати, именно в шко­ле № 2 работала педагогом наша прославленная землячка, летчик-истребитель эска­дрильи «Призрак» Милентина Кондратова. О ней - особый рассказ. Чтобы собрать материал Николаю Шелегину пришлось делать запро­сы в военные архивы. Когда он лично разговаривал с Милентиной Георгиевной, мно­гому просто не верил, каза­ лось, летчица, рассказывая о годах войны, выдает желаемое за действительное. Но оказалось, что о многом штурман эскадрильи умалчивает. Особый резкий напо­ристый склад характера заставлял Милентину Георги­евну не просто геройствовать - зачастую совершать невозможное. Рядом - рассказ о бан­но-прачечных батальонах: огромная бадья и доски для стирки, хозяйственное мы­ло - такое, каким было в го­ды войны, а рядом - автомат, И таких мини-экспозиций очень много, а потому ка­ ждая экскурсия сюда - событие. Хотя иногда музей сам приходит в класс. Для лучше­ го изучения какой-либо те­ мы Николай Николаевич собирает, как здесь говорят, волшебный чемоданчик, на­полняя его теми наглядны­ ми историческими артефак­тами, которые требуются. И тогда любой урок превра­ щается в настоящее путешествие в прошлое. Наталья Кривякина, фото автора

Искитимская газета. - 2017, № 37 (14 сент.). - С. 19.