Мы разные,
но учиться хотим вместе.
Каждый ребенок — особенный,
это бесспорно. И все же есть лети, о которых говорят «особенный» не для того,
чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить
отличающие его особые потребности. В
настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в
Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями
(далее — лети с ОВЗ), вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья,
и нуждаются в спеииальном образовании. В образовательных организациях наш его города
дети с ограниченными возможностями здоровья составляют 10%, и их количество увеличивается.
В 2011 году в Новосибирской области стартовал региональный проект «Обучение и социализация
детей с ограниченными возможностями здоровья
в инклюзивном образовательном пространстве
Новосибирской области». Школы
города Искитима успешно участвуют в
данном проекте.
Назрела острая
необходимость в понимании их
проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность
включить их в детское сообщество,
а не спрятать
за стенами специального учреждения или
оставить дома, сидящим
у окна и
наблюдающим за сверстниками.
В соответствии с Конституцией
Российской Федерации и Законом
«Об образовании в Российской
Федерации» детям с особенностями развития сегодня вовсе
не обязательно обучаться
в специальных учреждениях, напротив,
получить качественное образование
и лучше адаптироваться
к жизни
они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить
толерантность и ответственность. Когда говорят
об обучении детей с
особенностями в развитии
в общеобразовательных школах,
используют термин «инклюзивное
образование», под которым
понимается обеспечение
равного доступа к образованию
для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предполагает обучение
детей с ограниченными возможностями
в общеобразовательных школах совместно
со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем
учащимся в полном объеме
участвовать в школьной жизни,
направлено на развитие
у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать
наиболее полного прогресса
в социальном развитии. Именно
социальная адаптация и
реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья.
В силу особенностей адаптация
к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в
классе, большое количество учеников в классе
— неполный перечень трудностей,
с которыми эти дети могут столкнуться в школе. Задача родителей — прислушаться к рекомендациям
специали
стов по организации
обучения особенного ребенка. Задача школы,
в данном случае — создание специальных условий обучения. Специальные условия обучения
включают в себя:
использование специальных образовательных программ,
методов обучения; использование
специальных учебников, учебных пособий,
технических средств предоставление услуг
ассистента/тьютера; проведение
индивидуальных и групповых
коррекционных занятий; обеспечение доступа в
здание образовательной
организации; использование дистанционных
образовательных технологий; предоставление обучающемуся с ОВЗ
психолого-педагогических,
медицинских, социальных услуг,
обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду
обучения и жизнедеятельности.
За последние
десятилетия в России произошло
существенное изменение отношения
общества к людям
с проблемами здоровья
и оценке возможностей детей
с ОВЗ. На разных уровнях власти приняты
соответствующие нормативные правовые
акты, реализуются специальные
программы и проекты.
Дети с
ограниченными возможностями здоровья
требуют индивидуального подхода и особого
понимания. Педагогическое сообщество
нашего города понимает и
принимает это, руководствуясь в
своей работе принципом:
«Воспитывай сердце — сердцем. Действуй
на благо ребенка».
В 2016
году Правительством Новосибирской
области утверждена Концепция
развития инклюзивного образования
на 2016-2020 годы,
в соответствии с которой в нашем городе разработан и осуществляется План мероприятий по
ее реализации. Результатом работы должно стать развитие инклюзивного образования,
создание условий доступности, качества
образования и полноценной
социализации детей с ОВЗ.
Педагогический коллектив
МБОУ — СОШ № 8 г. Искитима
Искитимская газета. - 2017, №
1-2 (12 янв.). - С. 14.