Мы разные, но учиться хотим вместе.

 

Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть лети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.  В настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями (далее — лети с ОВЗ), вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в спеииальном образовании.  В образовательных организациях наш его города дети с ограниченными возможностями здоровья составляют  10%, и их количество увеличивается.

В 2011 году в Новосибирской  области стартовал  региональный проект «Обучение и  социализация  детей  с  ограниченными возможностями  здоровья  в  инклюзивном образовательном  пространстве  Новосибирской  области».  Школы  города  Искитима успешно  участвуют в  данном проекте.

Назрела  острая  необходимость в  понимании их проблем, уважении и  признании их прав на  образование, желание и  готовность  включить  их  в  детское  сообщество,  а  не  спрятать  за  стенами  специального учреждения  или  оставить  дома,  сидящим  у  окна  и  наблюдающим за  сверстниками.

В соответствии с  Конституцией  Российской  Федерации и  Законом  «Об  образовании в  Российской  Федерации»  детям с  особенностями развития сегодня  вовсе  не  обязательно  обучаться  в  специальных учреждениях,  напротив,  получить  качественное  образование  и  лучше  адаптироваться

к  жизни  они  смогут  в  обычной  школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и  ответственность. Когда  говорят  об  обучении детей  с  особенностями  в  развитии  в  общеобразовательных  школах,  используют  термин  «инклюзивное  образование»,  под  которым  понимается обеспечение  равного  доступа к  образованию  для  всех  обучающихся с  учетом разнообразия  особых  образовательных потребностей  и  индивидуальных возможностей.

Инклюзивное  образование предполагает  обучение  детей с  ограниченными  возможностями  в  общеобразовательных школах  совместно  со  здоровыми детьми или в  специально созданных  классах. Оно дает возможность  всем  учащимся в  полном  объеме  участвовать в  школьной  жизни,  направлено  на  развитие  у  всех  людей способностей,  необходимых для общения.  При этом они могут  достигать  наиболее  полного  прогресса  в  социальном развитии.  Именно  социальная адаптация и  реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической  помощи  детям  с  ограниченными возможностями здоровья.

В силу особенностей адаптация к  школе у  таких детей проходит дольше и  сложнее. Темп работы  в  классе,  большое  количество учеников в  классе  — неполный  перечень  трудностей,  с  которыми  эти дети могут столкнуться в  школе. Задача родителей  — прислушаться к  рекомендациям  специали­

стов  по  организации  обучения особенного ребенка.  Задача  школы,  в  данном случае  — создание специальных условий обучения. Специальные  условия  обучения  включают  в  себя:  использование специальных  образовательных  программ,  методов  обучения;  использование  специальных  учебников, учебных  пособий,  технических  средств  предоставление  услуг  ассистента/тьютера;  проведение  индивидуальных  и  групповых  коррекционных  занятий;  обеспечение доступа  в  здание  образовательной организации;  использование дистанционных образовательных технологий;  предоставление  обучающемуся с  ОВЗ  психолого-педагогических,  медицинских,  социальных  услуг,  обеспечивающих  адаптивную,  безбарьерную среду обучения и  жизнедеятельности.

За  последние  десятилетия в  России  произошло  существенное  изменение  отношения  общества  к  людям  с  проблемами  здоровья  и  оценке возможностей  детей  с  ОВЗ. На  разных уровнях власти приняты соответствующие  нормативные  правовые  акты,  реализуются  специальные  программы и  проекты.

Дети  с  ограниченными  возможностями  здоровья  требуют индивидуального  подхода и  особого  понимания.  Педагогическое  сообщество  нашего города  понимает  и  принимает  это,  руководствуясь  в  своей  работе  принципом:  «Воспитывай сердце  — сердцем. Действуй на  благо ребенка».

 

В  2016  году  Правительством  Новосибирской  области  утверждена  Концепция  развития  инклюзивного  образования  на  2016-2020  годы,  в  соответствии с  которой в  нашем городе разработан и  осуществляется  План мероприятий  по  ее  реализации. Результатом работы должно стать развитие инклюзивного  образования,  создание  условий доступности,  качества  образования  и  полноценной  социализации детей с  ОВЗ.

Педагогический коллектив МБОУ  — СОШ №  8 г. Искитима

Искитимская газета. - 2017, № 1-2 (12 янв.). - С. 14.