Как обеспечить качество дошкольного образования.

Педагогический коллектив детского сада «Медвежонок» на 82% состоит из педагогов высшей и первой квалификационной категории. Своеобразным  индикатором профессионализма  педагогов, их  готовности  к  инновационным методам работы, желания расти  и  развиваться  в  профессионально-личностном плане,  является  владение  методом  проектов,  так  как  именно  в  проектной  деятельности ребенок максимально активен, стремится получать новые знания сам, а  не  по принуждению. Применительно  к  детскому саду проект  — это специально организованный  воспитателем и  самостоятельно  выполняемый воспитанниками комплекс действий.  В  процессе  проектной  деятельности  педагог  выступает  в  роли  организатора познавательной  деятельности детей,  а  не  просто  носителем готовых знаний. Реализация проекта включает несколько этапов:

I  этап  — определение темы исследования, задач.

Темы  проектов  могут  быть самыми различными  — как более конкретными (дома, игрушки, транспорт и  др.), так и  достаточно абстрактными (дружба,  мои  права,  превращения), как  более  близкими  практическому опыту детей  (животные, посуда,  зима  и  др.),  так и  удалёнными  (космос,  Олимпийские  игры,  море  и  др.).  Тема проекта  может  быть  определена по  инициативе детей (что они  хотят узнать, Что их  интересует),  или  по  инициативе воспитателя  (что  воспитатели считают  важным для  развития

ребёнка).

II этап  — разработка проекта  — план деятельности по  достижению цели:

  к кому обратится  за  помощью (взрослому, педагогу);

  в каких источниках можно найти информацию;

  какие  предметы  использовать  (принадлежности,  оборудование);

  с какими предметами научиться работать для достижения цели.

III  этап  — совместная работа  педагогов,  детей  и  родителей  по  организации  и  оформлению  исследовательского проекта.

Игра  ведущий  вид  деятельности  в  детском саду,  поэтому в  игре  «Ученые»  воспитатель показывает,  как можно  узнать много  интересного  о  том  или ином объекте,  собрать  информацию и  рассказать о  ней; как любят  говорить  наши  дети:  «Я расскажу доклад...»

IV  этап    защита  или  презентация  проекта,  организуется  опять  же  в  игре  «Ученые» где у  детей есть:

  роли    «докладчик» («профессор»,  «учёный»),  «слушатели»  («кандидаты  наук», другие  учёные),  «научный  консультант»  (на  первых занятиях его роль берёт воспитатель).

  атрибуты  игры:  мантия, шляпа Магистра, очки, указка.

Старшие  дошкольники с  удовольствием  не  только  слушают  доклады  друзей, но  и  задают  вопросы  выступающему, при этом дети знают,

что  вопросы могут быть:  уточняющие  (Верно  ли...?  Правда ли...?);  восполняющие  (Где? Что?  Когда?  Как?);  описательные  (Кто?  Как?  Где?  Когда?);  указательные  (Почему? От  чего?);  субъективные  (Что я  об  этом  знаю?);  воображаемые  (Что  было  бы,  если...?);

оценочные  (Что  лучше?  Что правильнее? Что я  об  этом думаю).

Защита  проектов,  презентация  может  проходить  как в  группе  для  детей  или  родителей,  так  и  для  ребят  других групп  или  педагогов  детского сада.  Каждый  ребенок  имеет свою папку достижений  (портфолио),  где  находятся  схемы-доклады,  продукты  проектов.

Результатом  детских  проектов  являются  созданные  совместно  «книги»  и  альбомы («Животные»,  «Растения  нашего  края»,  «Лекарственные  растения»,  «Мир  цветов»,  «Красная книга»...),  макеты  (горы,  улица города), коллажи («Как хлеб пришел на  стол»,  «История  города Искитима») и  др.

Проектная  деятельность в  воспитательно-образовательном  процессе  учреждения  носит  характер  сотрудничества,  в  котором  принимают  участие  и  дети  и  педагоги, а  также родители, которые могут быть не  только источниками  информации,  реальной помощи  и  поддержки  ребенку

и  педагогу в  процессе работы над проектом,  но  и  непосредственными  участниками  воспитательно-образовательного процесса. Мы  благодарны  родителям наших  воспитанников,  которые  принимают  самое  активное участие  в  проектах,  акциях  и  совместных  занятиях  с  детьми:  «Дом  для  птиц», «Птичья  столовая»,  «Наш  участок краше всех»; в  выставках и  смотрах-конкурсах:  «Герб нашей  семьи»,  «Новогодняя елочка»,  «Игрушка  в  Дню  Победы»  и  других  мероприятиях организованных в  детском саду,  в  том  числе  и  по  инициативе  родителей.  Особо хочется  отметить  семейные проекты  «Герои  Великой  Отечественной  войны  в  нашей семье».  Эти  проекты  ребята

с  особым трепетом представляли  на  своих  «конференциях»  и  очень  гордились  тем, что  все  могли  видеть  в  холлах,  коридорах  детского  сада  оформленные  стенды  с  их проектами.  Результатом  этого проекта стала «Книга памяти»,  которая  ежегодно  пополняется.

Опыт  работы  детского  сада по  организации  проектной деятельности  детей  дошкольного  возраста  неоднократно был  представлен  педагогам города  в  рамках:  городских методических  объединений, «Дня  открытых  дверей»,  педагогического  марафона,  семинаров,  мастер-классов и пр.

Педагоги  представляют  опыт работы  и  на  конкурсах  разного уровня.

21  марта  на  базе  нашего  детского  сада  прошла межтерриториальная  конференция  педагогов дошкольных образовательных  организаций.

Опыт  работы  педагогов  нашего детского сада был представлен  через  мастер-класс,  показ фрагмента  занятия  с  детьми старшего дошкольного  возраста,  выступление-презентацию продукта проекта: доклады ребят подготовительной к  школе группы.  Дети  показали  большому  количеству  педагогов, как они умеют делать проекты, с  удовольствием  их  презентовать,  при  этом  они  смело  отвечали  на  вопросы  взрослых.

Данный  опыт  работы  получил высокую  оценку  коллег,  так как представлял систему работы  по  организации  проектной деятельности  с  дошкольниками.  Педагогам  детского  сада «Медвежонок» было предложено  провести  обучающий  семинар-практикум  для  расширенного  состава  воспитателей детских садов города.

Реализуемая  в  учреждении система  работы  по  организации  проектной  деятельности детей  дошкольного  возраста помогает  нашему  коллективу обеспечивать  высокое  качество  образования  наших  воспитанников.  Отмечено,  что наши  выпускники,  которые освоили  метод  проектов,  успешно учатся в  начальной школе.

Г. В.  Савватеева-старший воспитатель МБДОУ детский сад №  25 «Медвежонок»

Искитимская газета. - 2017, № 17 (27 апр.). - С. 15.