Как
обеспечить качество дошкольного образования.
Педагогический коллектив
детского сада «Медвежонок» на 82% состоит из педагогов высшей и первой
квалификационной категории. Своеобразным
индикатором профессионализма
педагогов, их готовности к
инновационным методам работы, желания расти и развиваться в профессионально-личностном
плане, является владение
методом проектов, так
как именно в
проектной деятельности ребенок
максимально активен, стремится получать новые знания сам, а не по
принуждению. Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий. В
процессе проектной деятельности
педагог выступает в
роли организатора познавательной деятельности детей, а
не просто носителем готовых знаний. Реализация проекта
включает несколько этапов:
I этап —
определение темы исследования, задач.
Темы проектов
могут быть самыми различными — как более конкретными (дома, игрушки, транспорт
и др.), так и достаточно абстрактными (дружба, мои
права, превращения), как более
близкими практическому опыту
детей (животные, посуда, зима
и др.), так и
удалёнными (космос, Олимпийские
игры, море и
др.). Тема проекта может
быть определена по инициативе детей (что они хотят узнать, Что их интересует),
или по инициативе воспитателя (что
воспитатели считают важным
для развития
ребёнка).
II этап — разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью
(взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие
предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для
достижения цели.
III этап —
совместная работа педагогов, детей
и родителей по
организации и оформлению
исследовательского проекта.
Игра ведущий
вид деятельности в
детском саду, поэтому в игре
«Ученые» воспитатель показывает, как можно
узнать много интересного о том или ином
объекте, собрать информацию и
рассказать о ней; как любят говорить
наши дети: «Я расскажу доклад...»
IV этап
— защита или
презентация проекта, организуется
опять же в
игре «Ученые» где у детей есть:
• роли
— «докладчик» («профессор», «учёный»),
«слушатели» («кандидаты наук», другие
учёные), «научный консультант»
(на первых занятиях его роль
берёт воспитатель).
• атрибуты
игры: мантия, шляпа Магистра,
очки, указка.
Старшие дошкольники с
удовольствием не только
слушают доклады друзей, но
и задают вопросы
выступающему, при этом дети знают,
что вопросы могут быть: уточняющие
(Верно ли...? Правда
ли...?); восполняющие (Где? Что?
Когда? Как?); описательные (Кто?
Как? Где? Когда?);
указательные (Почему? От чего?); субъективные
(Что я об этом
знаю?); воображаемые (Что
было бы, если...?);
оценочные (Что
лучше? Что правильнее? Что я об
этом думаю).
Защита проектов,
презентация может проходить
как в группе для детей или родителей,
так и для
ребят других групп или
педагогов детского сада. Каждый
ребенок имеет свою папку
достижений (портфолио), где
находятся схемы-доклады, продукты
проектов.
Результатом детских
проектов являются созданные
совместно «книги» и
альбомы («Животные»,
«Растения нашего края»,
«Лекарственные растения», «Мир
цветов», «Красная книга»...), макеты
(горы, улица города), коллажи
(«Как хлеб пришел на стол», «История
города Искитима») и др.
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе
учреждения носит характер
сотрудничества, в котором
принимают участие и
дети и педагоги, а
также родители, которые могут быть не
только источниками
информации, реальной помощи и
поддержки ребенку
и педагогу в
процессе работы над проектом,
но и непосредственными участниками
воспитательно-образовательного процесса. Мы благодарны
родителям наших
воспитанников, которые принимают
самое активное участие в
проектах, акциях и
совместных занятиях с
детьми: «Дом для
птиц», «Птичья столовая», «Наш
участок краше всех»; в выставках и смотрах-конкурсах: «Герб нашей
семьи», «Новогодняя елочка», «Игрушка
в Дню Победы»
и других мероприятиях организованных в детском саду,
в том числе
и по инициативе
родителей. Особо хочется отметить
семейные проекты «Герои Великой
Отечественной войны в
нашей семье». Эти проекты
ребята
с особым трепетом представляли на
своих «конференциях» и
очень гордились тем, что
все могли видеть
в холлах, коридорах
детского сада оформленные
стенды с их проектами.
Результатом этого проекта стала
«Книга памяти», которая ежегодно
пополняется.
Опыт работы
детского сада по организации
проектной деятельности детей дошкольного
возраста неоднократно был представлен
педагогам города в рамках:
городских методических
объединений, «Дня открытых дверей»,
педагогического марафона, семинаров,
мастер-классов и пр.
Педагоги представляют
опыт работы и на
конкурсах разного уровня.
21 марта
на базе нашего
детского сада прошла межтерриториальная конференция
педагогов дошкольных образовательных
организаций.
Опыт работы
педагогов нашего детского сада
был представлен через мастер-класс,
показ фрагмента занятия с
детьми старшего дошкольного
возраста, выступление-презентацию
продукта проекта: доклады ребят подготовительной к школе группы.
Дети показали большому
количеству педагогов, как они
умеют делать проекты, с
удовольствием их презентовать,
при этом они
смело отвечали на
вопросы взрослых.
Данный опыт
работы получил высокую оценку
коллег, так как представлял
систему работы по организации
проектной деятельности с дошкольниками. Педагогам
детского сада «Медвежонок» было
предложено провести обучающий
семинар-практикум для расширенного
состава воспитателей детских
садов города.
Реализуемая в
учреждении система работы по
организации проектной деятельности детей дошкольного
возраста помогает нашему коллективу обеспечивать высокое
качество образования наших
воспитанников. Отмечено, что наши
выпускники, которые освоили метод
проектов, успешно учатся в начальной школе.
Г. В. Савватеева-старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 25 «Медвежонок»
Искитимская газета. - 2017, №
17 (27 апр.). - С. 15.