Марина Курдюмова: "Любить детей всем сердцем"...

Здесь не классы, а объединения, не уроки, а занятия. Здесь не ждут звонка на перемену, не ставят отметки в дневники. Но это не умаляет ту роль, которую учреждения дополнительного образования играют в воспитании и обучении детей. 5 октября вместе с учителями школ педагоги Центра дополнительного образования Искитима, а их 45 человек, отмечают свой профессиональный праздник. Об итогах прошлого учебного года и планах на будущий, о традициях и новшествах рассказала директор ШЮ Марина Курдюмова. - Марина Исаметовна, сотрудников ЦДО не обижает, что праздник назы­вается День учителя, а, например, не педагога. Ведь именно учителей школ принято поздравлять, оставляя в тени тех, кто работает в других образова­тельных учреждениях? - Слово «учитель» очень емкое. Оно имеет свои корни и свои традиции. Под ним подразумеваются все работники педагогической сферы, и не только. Ведь мы можем назвать учителем лю­бого человека, который передал нам свой опыт, знания, умения, стал насто­ящим примером преданности делу, по­ влиял на выбор жизненного пути. Чест­но говоря, года три назад обсуждался вопрос введения в календарь празднич­ных дат Дня работника дополнитель­ного образования. Но в результате об­суждений было решено этого не делать. Тем более, что в современном мире воспитать всесторонне развитого чело­ века можно только работая в системе: детские сады, школы, дополнительное образование. - Раньше, как мы помним, работа­ ли так называемые «кружки по интере­сам». Сейчас все они являются частью системы. А есть ли какие-то государ­ственные стандарты, по которым она обязана работать? Федеральных образовательных стандартов, как в школе или детском саду, у нас нет. Еще не придуманы... Да и можно ли творчество ограничить какими-либо рамками? Но это, пожалуй, единственное, что отличает дополни­ тельное образование. В остальном мы также отвечаем за детей, за степень ов­ладения теми или иными умениями. На каждого ребенка у нас заведено личное дело, в котором и заявление от роди­телей, и согласие на обработку персо­нальных данных, и документы ребенка, и согласие на сопровождение их наши­ ми педагогами во время соревнований, фестивалей и конкурсов. Если в шко­ле качество обучения показывает ито­говая аттестация, то у нас именно эти творческие мероприятия. Пожалуй, еще одно большое разли­чие - принцип добровольности посе­щения тех или иных занятий. Ребенок может выбрать то, что ему по душе. И наш Центр дополнительного образова­ния предоставляет такую возможность. У нас работает 140 различных объеди­нений для детей от четырех до 18 лет. А обучающиеся с ограниченными воз­можностями здоровья могут занимать и до 30 лет. - Честно говоря, сложно представить такое число «кружков». На ум приходят песни, танцы, может, рисование и еще что-то... - Вот как раз обучением рисованию и музыке, а также спортом занимают­ся специализированные школы. У нас педагоги работают с детьми по различ­ным другим направлениям. Например, художественное — это вокал, хорео­графия, театр, цирк, декоративно-при­кладное творчество. Социально-педагогическое направление включает в се­бя военно-патриотическое воспитание. Естественно-научное представлено зо­оцентром «Аквариум». Техническое - это пока только авиа-моделирование. В будущем будем активно развивать это направление, как того требует совре­менная действительность. А спорт у нас представлен только в туристско-краеведческом направлении в виде спортив­ного туризма. - В системе образования один из важнейших принципов - доступность услуг для детей из различных микро­районов города. Это касается не толь­ ко детских садов и школ, но, наверное, и дополнительного образования? - Да, действительно. Судя по резуль­татам прошлого учебного года, у нас за­нимаются почти две тысячи детей. Конечно, им удобнее, когда до места за­нятия рукой подать. Сейчас наши объединения есть практически во всех микрорайонах. В Северном, в бывшем ДК «Цементник», расположен сам Центр дополнительного образования. На улице Комсомольской - центр информаци­онных технологий. Там работает эконо­мическая школа, школа «Информал» для юных журналистов, отряд ЮИД, а так­ же частично представлено естественно-научное направление — объединением ЗО Ж . Еще одно наше подразде­ление - зооцентр «Аквариум». Тради­ционно там разводят рыбок, учатся ухаживать за ними, там работает заме­чательный живой уголок с попугаями, разными животными, есть даже шин­шиллы. Дети приходят в зооцентр с удо­вольствием, а их интерес поддержива­ют замечательные педагоги. С июля в систему ЦДО вошли три клуба по месту жительства. Это клуб «Юность» Шипуновского микрорайо­на, где представлены социально-педа­гогическое и художественное направления. Клуб «Импульс» Южного микро­района. Там работают туристско-крае­ведческое и социально-педагогическое направления, занимается отряд «Юный спасатель». В центре — клуб «Чайка», где занимаются спортивным туриз­мом, действуют объединения декора­тивно-прикладного творчества, а также «Юный дизайнер «Модники и модницы». - А почему только три клуба по месту жительства, их ведь было больше? - Клуб «Росинка» остался работать при молодежном центре, который с июля также вошел в систему образо­вания города. А клуб «Икар» Подгорного микрорайона пока не работает. Со­ временные требования пожарной и санитарно-эпидемиологической безопас­ности не позволили оставить клуб в той квартире, где он был ранее. Но ре­бятишкам в Подгорном есть куда пой­ ти заниматься. Различные объединения работают на базе 8 школы, есть ДЮСШ. - Переход в систему образования подразумевает более строгие требова­ния к сотрудникам. В клубах работа­ ли замечательные педагоги. Не отрази­ лось ли на них такое новшество? - Не так давно наш ЦДО стал пилот­ ной площадкой по апробации профес­сионального стандарта педагога дополнительного образования. Первый и очень важный критерий: наличие педагогического или любого другого выс­шего образования. У многих педагогов, которые пришли к нам работать, оно есть, кто-то учится. Еще двое - посту­ пили в этом году. Кстати, один из них — в педуниверситет. Наверное, он ста­ нет первым специалистом в городе, у кого в дипломе будет записано: педагог дополнительного образования. Сейчас у нас в ЦДО таких нет. Конечно, когда происходила реорганизация, волнова­лись все. Но педагоги клубов - высоко­классные специалисты, они любят де­тей, свое дело, а дети любят их и прихо­дят к ним. Так что, я думаю, работа бу­дет продуктивной. - Есть ли еще какие-либо изменения в нынешнем учебном году? - С радостью могу сказать - есть! Раньше в ЦДО работал только один об­разцовый детский коллектив - это клуб самодеятельной песни «Вдохновение» под руководством Анжелики Почивало- вой. В июле приказом министерства об­разования Новосибирской области этот коллектив подтвердил высокое звание. Но кроме того образцовыми стали еще два наших объединения. Это ансамбль танца «Серпантин» (руководители Нина Колотова и Мария Мороз) и объедине­ние по декоративно-прикладному твор­честву «Элегия» (педагог — Елена Ни­кифорова). Я очень благодарна и педа­гогам, и детям, и их родителям за на­стойчивость и терпение в достижении цели. Теперь очень важно плодотвор­но и продуманно работать, чтобы через пять лет подтвердить это звание. - Марина Исаметовна, в октябре ва­ши воспитанники поедут в город-побратим Карамай Китайской народной ре­спублики. Расскажите об уже сложив­шихся традициях сотрудничества. - Дети из Карамая уже побывали у нас. В нынешнем году в связи с 300-ле­тием Искитима работала детская профильная смена «Мы вместе», организованная ЦДО при поддержке центра отдыха «Лесная сказка» и ДЮСШ. Для детей проводились досуговые меропри­ятия, мастер-классы, экскурсии. Ребя­там из Карамая очень понравилась экс­курсия в пекарню, где дети украшали пирожные, которые потом сами же съе­ли. В Карамае хлеб печется по другому, поэтому было очень интересно. Через такие вот моменты происходит знаком­ство с другой культурой, традициями. Наши дети поедут в Карамай 20 октя­бря с большой концертной программой. Они выступят в центре научно-техни­ческого творчества и в школе №6, где также проведут мастер-классы по рус­скому народному творчеству. Как только они вернутся, с 31 ок­тября начнется традиционная научно-практическая конференция исследовательских работ детей, занимаю­щихся в системе дополнительного об­разования, «Горизонты открытий». Конференция проводится с 2011 года, а с 2013-го в ней участвуют школьни­ки из Китая. Стоит отметить, что с каж­дым годом растет число ее участников. Сейчас ведь, в основном, проводятся дистанционные конференции и конкур­сы. Отправил работу - получил диплом или грамоту. Мы же решили, чтобы чле­ны жюри отбирали лучшие работы для публичной защиты в ходе конферен­ции. Выступления перед зрителями всегда волнительны, но они позволяют увидеть, насколько дети увлечены темой, с каким азартом отвечают они на вопросы жюри. В этом году заявки по­ дали школьники из 19 районов Новосибирской области! Так что ждем новых тем и новых открытий. - Марина Исаметовна, что бы Вы по­ желали своим коллегам? - Недавно я смотрела фильм «Это мы не проходили», снятый еще в середине 70-х годов. Героиня актрисы Татьяны Пельтцер, выступая перед студентами пединститута, сказала чудесную репли­ку: «Учить детей всегда было сложно, а в настоящее время практически не­ возможно». И эта фраза актуальна для всех времен! Тем не менее, я хочу пожелать всем педагогам: любите детей всем сердцем, всю душу вкладывайте в них. Когда ребенок поймет, насколько силь­но вы его любите, он обязательно отве­тит взаимностью. Но на это нужно время и терпение.

Наталья Кривякина

Искитимская газета. - 2017, № 40 (05 окт.). - С. 6.