Светлана Королькова : "Учитель становится учителем, когда зажигает в сердцах детей солнечный свет доброты"

 

Эссе учителя географии из поселка Маяк признано лучшим на Всероссийском  конкурсе «Учитель года». Учитель географии  школы  поселка Маяк  Светлана  Королькова  считает,  что  свою миссию на Всероссийском конкурсе  «Учитель  года»  она  выполнила.  Для  неё  было  важно доказать и показать, что на селе  образование  ничуть  не  хуже,  чем  во  многих  городских школах. Это касается и педагогических кадров,  и успехов детей.

«И  когда  название нашего поселка прозвучало со сцены  Кремля  в  Москве,  для  меня  это  было  лучшей  наградой, большей,  чем  денежные  сертификаты  и  дипломы,  это  было  главное,  — говорит одна  из 15  лауреатов  Всероссийского конкурса  «Учитель года  России»-2017,  обладатель  специального  приза. — И  наш  Искитимский  район  прозвучал  на всю страну.  Перед тем, как мне выходить  на  сцену,  ко  мне  подошли  ведущие  церемонии  награждения,  один  из  них  был Валдис  Пельш,  и  попросили правильно поставить ударение, потому что Искитимский район им был не известен».

Светлана  Викторовна  вспоминает, что была удивлена и даже  немного шокирована,  когда на  награждении  за  пять  минут до  начала  торжественной  церемонии ей  сказали,  что  вызовут  ее  для  вручения  специального приза. Учитель географии из  сибирской  глубинки  была отмечена  общероссийской  общественной  организацией  «Ассоциация учителей литературы и  русского  языка»,  став  победителем  конкурса  «Учитель  года —2017» в номинации «За бережное  отношение  к  живому великорусскому языку».  Ее  эссе было признано лучшим из 85 сочинений  участников  федерального  этапа  всероссийского конкурса.

Светлана Королькова, как ни банально  это  звучит,  учителем мечтала стать с детства. С отличием  окончила  Черепановское  педагогическое  училище,  намеревалась  учить  детей в  начальных  классах.  Но  так получилось,  что  когда  устроилась  в  школу  поселка  Маяк, ее  сразу  поставили  преподавать  русский  язык  и  литературу  старшеклассникам,  предметников  не  хватало,  поэтому со  временем  географию  тоже пришлось  взять  на  себя.  Заочно окончила факультет начальных  классов  педуниверситета, так  как  это  была  профильная специальность,  потом  прошла систему переподготовок.  Работает учителем двадцатый год,  в трудовой  книжке  только  одна запись:  «Принята  в  Маякскую среднюю  школу».  И  менять  место  работы  не  собирается,  хотя  поступают  различные  предложения.  «У каждого свое  призвание,  у  кого-то    высокое кресло в высоком кабинете, а у кого-то — учить сельских ребятишек. У меня именно такое», — замечает педагог.

В столь масштабном конкурсе,  как  Учитель  года,  участвовала впервые.

В апреле  стала  победителем регионального  этапа,  войдя  в число  85  участников  Всероссийского  конкурса  «Учитель года  -  2017».  Из  них  только семь  учителей  были  из  сельских школ. Все остальные в основном  представляли  статусные  общеобразовательные  учреждения: лицеи, гимназии при университетах и институтах.

Этапов  конкурса  было  несколько. В июне в Москве проводился  установочный  семинар,  тогда  же  участники  писали  эссе,  причем  проходило испытание  в  формате  настоящего  единого  государственного  экзамена.  В  аудитории присутствовали  наблюдатели, нельзя было пользоваться никакими  записками,  гаджетами,  работу  выполняли  от  руки  на  специальных  бланках  в течение пяти часов.  Какая будет предложена тема, конкурсанты  заранее  не  знали.  Она звучала  так:  «Человек,  благодаря  которому  я  стал  учителем».  «Сложность была  в  том, что у меня  нет  такого  человека,    признается  Светлана  Викторовна.    Были  прекрасные  учителя  в  моей  жизни,  но  чтобы они повлияли  на мой  выбор,  такого  не  случилось. Мои родители не педагоги.  Я первые пять минут подумала,  потом приняла  решение и  написала  в  своем  эссе,  что я  не  могу  вам  назвать  такого человека,  но  зато  я  могу  вам рассказать  благодаря  кому  и благодаря  чему  я  становлюсь учителем,  каждый  день  что то  преодолеваю».  Использовала такой прием, как развернутая  метафора,  предложила своим читателям  пройтись  по радуге,  которая  ведет от  земли  к  небу  и  помогает  просто учителю  стать  Учителем. «И мы  шли  по  этой  радуге,  каждый  цвет  что-то  обозначал.  Я писала  о  доброте,  которой  я учу  детей,  и  которой  они  меня  учат,  о  моей  учительнице, научившей  меня  быть  внимательной  к  тому,  что  происходит  вокруг,  о  своих  родителях,  о детях,  о том,  что нужно уметь видеть их уникальность, но не возводить ее в куб, чтобы они не выросли эгоистами. Я  писала о том, что я  вижу  в себе  хорошего,  что  плохого, то  есть,  это  получилось свое образное  размышление.  Как со  сцены  сказали    эссе-исповедь.  Я  попыталась  рассказать о том, как я живу. А в основе всего — любовь и доброта»,    рассказывает  о  своем

сочинении  Светлана  Королькова.  «Учитель  становится учителем,  когда  зажигает  в сердцах детей солнечный свет доброты», - цитата из эссе. Естественно,  преподавая русский  язык  и  литературу, Светлана  Викторовна  не  могла  допустить  ошибок,  она  боялась  шаблонов.  «Потому  что мы, обучая детей писать сочинение,  очень часто прививаем им  такой  шаблонный  взгляд. И  сами  начинаем  использовать  штампы:  «золотые  руки», «сердце,  золотое».  Я  постаралась  уйти  от  этого,    поясняет Светлана  Королькова.  — И  мои  труды,  мои  достижения отметили люди маститые, представители  лингвистических  школ,  ассоциация  учителей  литературы  и  русского языка. Это один из самых престижнейших призов. Мне дали сертификат,  кубок и диплом». Но это было потом, 5 октября. А тогда  впереди  ждали  новые конкурсные испытания. По каждому из них определяли  двадцатку  лучших.  Еще до  поездки на  очный  этап  в Сочи  пришли  результаты  по двум заочным, учитель из Маяка  знала,  что  ее  эссе  и  сайт (интернет-ресурс,  заочное задание)  входят  в  это  число лидеров.  То  есть  она  поехала уже с хорошим заделом, понимала,  что,  во  всяком  случае, будет не  85-ой.  Попасть  в лауреаты  всероссийского  конкурса  представителю  Новосибирской  области - уже  было престижно,  за всю тридцатилетнюю  историю  конкурса Светлана  Королькова  стала вторым  лауреатом  от  нашего региона.  И ехала с установкой сделать все, что возможно. В Сочи  конкурсантов  ждали  еще  два  испытания  первого  тура:  методический  семинар  и  урок  в  формате  45 минут  в  незнакомом  классе, с  чужими  детьми.  29  сентября  были  объявлены 15 лауреатов,  успешно  справившиеся  с  этими  заданиями.  Среди них — Светлана Королькова.  Во  втором  туре  было  три конкурса.  Здесь самым сложным оказался  проект,  для  нашей конкурсантки он стал фатальным.  Потому  что  определенные  шансы  войти  в  пятерку  победителей  у  учителя из  Искитимского  района  были.  По откликам коллег и слушателей,  мастер-класс  был представлен  хорошо,  педагогический  совет  прошел  замечательно.  Для  работы  над проектом  в  процессе  жеребьевки  лауреаты  были  распределены  на  три  группы.  «У нас,  к  сожалению,  в  пятерке отношения  не  сложились.  И достойный  проект  за  четыре отведенных  часа  мы  подготовить  не  смогли.  Многие  педагоги — эгоцентрики,  работать в  команде  мы  детей-то  учим, а сами не всегда умеем. Такие яркие  личности  сошлись,  что мы  друг  друга  не  смогли  ус­

лышать. И это сыграло против нас в итоге. Из нашей пятерки в последний тур никто не прошел», — с ноткой  печали в голосе замечает она. По  ее  словам,  финалистами  стали  достойные  молодые учителя,  которым от 30 до  33 лет. «Они молодые, амбициозные,  очень  грамотные,  замечательные педагоги. Мы только  рады  за  них,    отзывается она о коллегах. — В Москве до  последней  минуты  сохранялась  тайна,  в  Кремле  был объявлен  абсолютный  победитель  после  решающего  для пятерых  участников  испытания.  Хотя  для  нас  интриги  не было,  мы  понимали,  что  Илья Демаков  из  Санкт-Петербурга — замечательный кандидат на  победу.  Он  очень  интеллигентный, воспитанный, обстоятельный  и  одаренный.  Такие должны побеждать, таким должен  быть  настоящий  учитель». По  мнению  Светланы  Викторовны,  учитель  должен  постоянно  заниматься  самообразованием.  Готовясь  к урокам  по  литературе  и  географии,  она  часто  понимает, что  не  хватает каких-то  исторических  знаний,  поэтому много  читает  исторической литературы.

Вспоминает,  как  на  методическом  семинаре  ей  задали  вопрос:  зачем  сейчас  изучать  географию,  если  можно  «погуглить»  и  все  узнать?

Об  этом  иногда  спрашивают  и  ученики.  А  ответ  прост: все  электронные  карты,  гугл-источники  -  это  здесь  и сейчас.  Сиюминутно.  Вот  ребенок  посмотрел,  увидел,  нашел  и  забыл.  Но  учителю-то надо,  чтобы  знания  перешли из  кратковременной  в  долговременную  память.  Чтобы

дети,  разглядывая  рекламные  проспекты,  плакаты,  читая  книги,  представляли,  где эти  события  происходят.  Поэтому  добрая  старая  карта, напечатанная  на  бумаге,  была,  есть  и  будет.  Она  всегда  висит  в  классе  у  учителя географии  в  школе  поселка Маяк. Школьники путешеству­

ют  по  ней  на  перемене,  ищут что-то,  находят.  Невозможно это  сделать  на  экране  гаджета.  Обычная  карта  масштабирована,  по  ней  можно  измерить  расстояние.  В  электронном виде увеличивая какой-то участок,  легко  потерять  ориентацию  в  пространстве.  «Ребенок  не  понимает,  что  расстояние,  допустим,  от  Африки  до  Америки  гораздо  больше,  чем  от  города  до  города. Это  действительно  деформация  происходит,  мир  дробится на части. Кусочки карт,  которые  они  видят  на  экране, разрушают единую картину,  а без этого географии не бывает,    уверена  Светлана  Викторовна.    У  нас  сейчас  одно из направлений географии - это глобализация.  Мы детям говорим: да, ты житель поселка Маяк,  это твоя малая Родина,  Россия  — твоя  страна,  но ты,  прежде  всего,  гражданин мира.  И  мы  ответственны  целиком  за  весь  мир.  А  клиповое  мышление  разрушает  эти понятия».

Конечно,  используют  на уроках  и  электронные  карты, но  основные  навыки  отрабатываются  со  старыми  потрепанными  атласами.  «Пока  он своим  пальчиком  не  нарисует,  не  покажет,  не  усвоит,  — говорит учитель.  — Мы  опять возвращаемся  к тому,  что  надо  ручками  работать,  глазками  смотреть.  При  этом  нисколько  не  отрицаю  прогресса,  например,  я  учу детей  переводить  картографическую информацию  в  схематическую и текстовую. Мы составляем  интеллект-карты.  Раньше делали  на  листочках,  один из  моих  учеников  нашел  программу  на  компьютере,  мы взяли ее на вооружение».

Светлана Викторовна с улыбкой  вспоминает,  что когда  на  втором  этапе  конкурса закончился  семинар,  ей  сказали:  «А сейчас вы  будете  отдуваться  за  все  географическое  сообщество».  И  задали вопрос:  почему  такой  низкий уровень  знания  географии  у детей  по  стране?  Дети  не  мо­

гут  показать  что-то  на  карте, ответить на  вопрос:  куда  впадает Волга?

«Я им объясняю, что мои дети  все  покажут.  А  знаете,  откуда  все  идет?  Не  даром  министр  образования  сказала, что надо усилить воспитательную  составляющую  географии.  Пока  ребенок  свою  Родину  не  полюбит,  пока  он  не захочет  знать,  что  там  находится, бесполезно ему все эти

реки,  горы  и  моря  вдалбливать,  — считает Светлана  Королькова.    А  ведь  детские сердца  и  души  очень  отзывчивы.  И  поэтому для меня основная  цель  заключается  в том,  что мои  ученики должны полюбить Родину, они должны полюбить  планету,  и тогда  им захочется узнавать новое».

Как  подсчитали  учителя родной  школы,  Светлана  Королькова  девять  месяцев  жила  в  этом  конкурсе,  пройдя все  три  этапа.  Жить  в  таком ритме  было  бы  невозможно без  поддержки  родных,  друзей  и  коллег,  как  школы  поселка, так и управления образования района, других участников  регионального  этапа,  с которыми  Светлана  Викторовна  познакомилась  во  время  конкурса  в  Новосибирске.

А  после  выхода  на  федеральный  этап  подключились  сотрудники  министерства  образования  области  и  института  повышения  квалификации, помогали  готовиться  к  испытаниям.  «Для  меня  это  было очень  важно,  мне  очень  помогала  моральная  поддержка моих  коллег»,    признается Светлана Королькова.

Ее  очень  тепло  встретили  после  возвращения  из  Москвы в родной школе,  искренне  гордились  и  радовались победе,  ученики засыпали вопросами.

Об  одном  только  жалеет учитель  из  поселка  Маяк,  что побывав  в  Сочи,  она  так  и  не успела  побывать  у  Черного моря,  слишком  напряженным был  график  конкурсных дней у пятнадцати финалистов.

Анна Зубарева Фото автора и из архива Светланы Корольковой

Искитимская газета. - 2017, № 41 (12 окт.). - С. 1,9.