Об истории
нашего края в контексте всей страны.
В Духовно-просветительском центре
города Искитима прошел-круглый
стол «Историко-церковное краеведение. Революция и церковь. Итоги столетия», приуроченный к 100-летию со дня революционных событий и
начала гонений на церковь. Возглавил дискуссию епископ Искитимский
и Черепановский Лука. Владыка поприветствовал всех присутствующих и
отметил, что истоки
этих трагических событий нужно
искать в далеком прошлом.
Сначала раскол Церкви подорвал
душу русского народа. Незыблемые,
казалось, традиции были
попраны во время
правления Петра I, когда
многое перенималось с
Запада, образовался отрыв
правительства и дворянства от
народа. Родной русский
язык начал забываться,
в церковь многие ходили
формально, и народ постепенно терял
веру. Все это и
привело к революционным
событиям 1917 года.
Тем не
менее, остались христиане,
которые не отказались
от веры и
не испугались гонений. Поэтому
нам необходимо трепетно относиться
к памяти новомучеников, исповедников и
всех за веру пострадавших.
Вниманию присутствующих были представлены
интересные доклады, подготовленные историками и
краеведами, исследователями родного края.
Об иконе времен
гражданской войны «Никола
Раненый» из коллекции
искитимского
историко-художественного
музея рассказала заведующая
сектором истории Нина Балабко.
Уникальный экспонат: история
Искитимскому музею в нынешнем году
исполняется 40 лет. В
1977 году начали формироваться его
фонды. Многие экспонаты здесь
обрели новую жизнь.
Возможно, не попади
они в музей, были
бы уничтожены временем
или людьми. По
правилам при поступлении
экспоната записывается его
история или, по-научному,
легенда: кто его
предоставил, как предмет появился
в данной семье. Но
бывают и случайные
поступления. К таким можно
отнести икону «Никола
Раненый». Ее обнаружили в
фондах музея. С
обратной стороны к ней
был прикреплен лист
бумаги, где было только одно слово — «Гусельниково». Больше об
иконе никаких сведений не
оказалось. Эта находка стала
началом настоящего исследования истории
родного края, неразрывно
связанной с историей государства. Образ
Николы Можайского с мечом
и градом всегда был особо почитаем в
народе. Считалось, что он является защитником в годы лихолетья и войн. С
15 века эта икона
стала надвратной в
одной из башен
Московского кремля, которую так
и называют —
Никольской. Есть свидетельства
того, как в 1812 году при отступлении наполеоновских войск башня была
взорвана. Верхняя ее
часть полностью разрушена,
но разлом остановился едва
достиг иконы Николы Можайского.
Во время
боев в октябре 1917
года образ изрешетили пулями и
осколками, но сам он
не пострадал, что
было воспринято как чудо. С тех пор в
иконописи появился новый
образ «Никола Раненый».
На этой иконе Никола Можайский изображен
таким, каким был в те
трагические времена на башне Кремля: с
фрагментами обвалившейся штукатурки и
следами от пуль. Существует мнение,
что в дальнейшем копия
иконы была передана
патриархом адмиралу Колчаку в
знак
благословения его
на ратные подвиги.
С тех пор
она стала святыней белогвардейской армии.
С иконы делали
списки, то есть копии, которые
становились путеводителями войск
Колчака. Сколько было сделано
списков — неизвестно.
Сейчас есть сведения о
двух иконах.
Одна из
них хранится в
музее Санкт-Петербурга, другая
— в Искитиме. И была написана
специально для Дружины Святого
Креста — добровольческого формирования
в составе Русской
армии Колчака, которые
были созданы как отдельные
боевые части, состоящие
только
из верующих
(включая старообрядцев и мусульман).
Уникальный экспонат: исследования
Понятно, что
экспонат, действительно,
уникальный. Но вот как
он попал в село
Гусельниково?
Сотрудники музея встречались со
старожилами. Удалось лишь
выяснить, что через этот
населенный пункт проходили сначала части
Белой армии, отступая к
востоку, следом — Крас
ной. Говорят,
был даже небольшой
бой в районе
горы Белой, которая после
тех событий и
получила такое название.
Но каких-либо доказательств
этих воспоминаний нет. Так что,
есть простор для исследовательской
деятельности. Доклад Нины Балабко дополнил
руководитель
информационно-издательского отдела Искитимской епархии протоирей Игорь Затолокин.
Он рассказал,
что на выставке икон из частной коллекции, которая не
так давно прошла
в здании Государственной Думы, была
представлена икона
идентичная искитимской. На
оборотной стороне есть
надпись, которая гласит, что
она подарена адмиралу Колчаку в
день освобождения Перми.
Возможно, именно эта
святыня является оригиналом,
с которого делали списки. Коллекционер
из Самары, по его словам, купил её на блошином рынке. Но и
это не конец
истории. Выступавший на круглом столе
кандидат исторических наук
заместитель Института истории СО
РАН Дмитрий Симонов, занимающийся вопросами белогвардейского движения, предположил,
что поскольку искитимская икона
была святыней 1-й Дружины Святого
Креста, то ее путь можно проследить.
Она была направлена на
"фронт и включена в
состав 44 Кустанайского
стрелкового полка 11 Уральской
стрелковой дивизии. Именно
эта дивизия после
боев на реке
Тобол отступала через
Омск, а затемюжнее Ново-Николаевска,
как раз
в тех местах,
откуда
и поступила икона. Практически вся
дивизия погибла или сдалась в
плен. Существует вполне реальная
возможность проследить: были ли
в ее составе
жители села Гусельниково. Может быть,
после одного из
боев кто-то спрятал икону,
унес с собой в родные места и тем самым спас ее. Так или иначе, Дмитрий
Симонов взял на себя обязанность
разобраться в этом вопросе.
Новый взгляд
Историк Дмитрий
Симонов также представил
доклад «История революции и
гражданской войны в Сибири: краеведческие аспекты».
Он рассказал о
своем видении трагических событий 100-летней давности.
— Задача
научного сообщества в
том, чтобы выработать
единую непротиворечивую концепцию
истории XX века, в первую очередь — революции,
— подчеркнул Дмитрий Симонов.
— Сейчас есть
множество школьных учебников
истории, которые различаются
с точки зрения концептуального, идеологического подхода.
Необходимо прийти к
соглашению и выработать непротиворечивую общегосударственную точку зрения
относительно истории. До сих пор
актуальным остается вопрос
о примирении, до
сих пор продолжаются споры о том,
как оце
нивать русскую революцию. Я
сторонник государственного подхода
в формулировке концепции.
С этой
точки зрения Дмитрий
Геннадьевич поставил вопрос по
терминологии: что есть революция?
По его мнению,
началась она с
распада царской империи, включала февральский и
октябрьский перевороты,
гражданскую войну и иностранную
интервенцию. А закончилась
появлением нового сильного
государства — Советского Союза в 1922
году. Дмитрием Симоновым
были предложены интересные тезисы,
вызвавшие бурное обсуждение
среди участников встречи.
Интересные темы
Преподаватель школы
звонарей при Новосибирском Свято-Макарьевском православном
богословском институте Андрей
Талашкин рассказал о
судьбе церковных колоколен
в годы революции и
после нее. Тогда
пострадали не только
люди, но и христианские святыни. Если
поначалу колокольный звон
пытались поставить на службу большевикам, то в
дальнейшем колокольни уничтожались
первыми, колокола
разбивались и отправлялись
на переплавку. 80% из
них было уничтожено до
начала Великой Отечественной
войны, так что
оригинальных колоколов времен конца
XIX — начала
XX веков практически не осталось. Докладчик акцентировал внимание
на тех, что
были обнаружены на
территории Искитимской епархии.
Он также обратился к
епископу Искитимскому и Черепановскому Луке
за помощью в проведе
нии описи имеющихся колоколен. В
Алтайском крае такая работа позволила раскрыть немало тайн
истории и православной
культуры. С интересным докладом выступила методист
Центра дополнительного образования Искитима
Марина Сударева, представившая
вниманию собравшихся разработанную
краеведческую программу по
изучению истории Искитима, что
имеет особое значение накануне
300-летнего юбилея города. Протоирей
Игорь Затолокин рассказал
о новом краеведческом
проекте «Родиновед». Движение
«родиноведение» возникло еще в XIX
веке во многом благодаря деятельности Императорского географического общества и получило
большую поддержку со
стороны Православной Церкви. Церковно-краеведческие общества
к 1917 году работали во всех епархиях, а вместе с
тем организовывались музеи и
хранилища документов. С
приходом советской власти
отношение к краеведению изменилось.
Скорее всего, связано это
с тем, что невозможно было
бы говорить об
истории своего края в
отрыве от истории Церкви.
В последнее
время появился интерес
к своей малой
родине, а потому
сейчас проводится большая работа по
краеведению. Первоначально какие-то
исследовательские работы публиковались на
сайте Новосибирской
митрополии (http://www. orthedu.ru/), но
пришло время разрозненные
данные о храмах, приходах Западной Сибири и
людях, которые их возглавляли,
объединить. Так появился сайт сибирских
краеведов «Родиновед» (http:// rodinoved.ru/).
Организаторы предполагают
создание онлайн-карты с
указанием храмов и
часовен с точной
географической привязкой (в
границах Томской епархии к
моменту разделения на
1924 год) с дополнениями
к каждому приходу архивных
и аудиовизуальных материалов.
Для полноценного формирования представления
о прошлом нашей родины
одной из основных
задач проекта будет
выявление и публикация
всех имеющихся сведений и документов по
церковному краеведению, об
истории храмов Западной Сибири
и памятников культуры.
Работа предстоит
большая. Ведь только на
территории Новосибирской
области к 20-м годам прошлого столетия было более 350
храмов. На сегодняшний
день из них
осталось около 10-ти, еще
столько же находятся в
полуразрушенном виде. Сейчас даже
нет сел и деревень, где
когда-то стояли храмы.
Тем не менее,
все они будут обозначены на карте. Но
краеведы говорят: хотелось
бы, чтобы не
только на карте, но и
на местах были установлены поклонные
кресты или хотя бы
плиты с данными
по храму, который
когда-то здесь был. Краевед
Андрей Оборкин поднял
тему приходов, не имевших своего храма, где верующие
собирались в молельных
домах. А ведь
они
также —
часть истории нашей родины. В целом
круглый стол показал
неподдельный интерес к
краеведению, изучению истории родных
мест в контексте всей страны.
Наталья Кривякина
Искитимская газета. - 2017, №
22 (01 июня). - Духовное пространство. - № 5 (май). - С. 8,9.