"Человек должен гордиться своей работой!"

Николай Арсентьевич и Любовь Николаевна БАШКИРОВЫ приеха­ли жить в Гусельниково много лет назад. И за эти годы они стали для села по-настоящему незаменимы. Глава семьи трудился ветвра­чом в колхозе, а Любовь Никола­евна - в школе, учителем началь­ных классов. На вопрос «Сколько за эти годы выучили ребятишек?» она только смеется: «Ой! Да где же это сосчитаешь?» Пробуем прикинуть вместе, и получается, что порядка полутысячи человек Любовь Нико­лаевна научила писать и считать. Василий Александрович Гусельников, глава администрации Гусельниковского сельсовета, очень высокого мнения о Лю­бови Николаевне Башкировой. Она прие­хала в село работать, когда будущий гла­ва сам еще в школу ходил. А потом рабо­тали вместе, когда Гусельников стал учи­телем и директором школы. «Любовь Ни­колаевна знаете, какая учительница? Ее в школу загонять не надо, а вот из школы выгнать невозможно было, - вспоминает Василий Александрович. - Время вечером девять-десятый, а у нее еще свет в клас­се горит, дети занимаются!» И Любовь Ни­колаевна тут же со смехом припоминает: «Да, меня муж ругает, когда долго задер­жусь. Где, говорит, тебя искать? А меня где искать - только в школе!» Учительницей она мечтала быть, сколь­ ко себя помнит. Жили в Татарстане, Черемшанский район, деревня Ульяновка. Семья большая была, детишек шестеро, и всех старшая Люба помогала матери растить. Так и прикипела душой к этому делу. В школу братишки-сестренки пош­ли, Люба учиться им помогала. Поэтому сама после десятилетки только в педучи­лище намеревалась поступать. Было рань­ше такое положение, что перед поступле­нием отработать два года надо - Люба ра­ботала на стройке штукатуром-маляром. Но вот ведь судьба -в Красноярском крае строила школу! А потом уже было Абакан­ское педучилище и долгожданное 1 сентя­бря, когда она перешагнула порог класса в качестве учителя. Было это в селе Пол­тавское Ермаковского района Краснояр­ского края. «В этот момент я испытывала такую гордость! Я - учитель! - вспомина­ет Любовь Николаевна. - И каждое 1 сен­тября, все годы работы, это чувство по­вторялось вновь и вновь». Два года отра­ботала, потом вернулась на родину и по­ работала там учителем русского языка и математики. А после уже вышла замуж. Да как вышла! «Я 1 июня экзамены приня­ла по русскому языку, отчеты все написа­ла, а 2 июня уже пошла - замуж», - вспо­минает Любовь Николаевна. Свадьбы ро­скошной не было, просто зарегистрирова­лись, а вскоре Николай Арсентьевич увез жену в Сибирь - в село Гусельниково. Не одни они приехали, а всем селом, которое было родиной Николая Башкирова. Целое чувашское село, по программе переселе­ния, сменило место жительства. Сначала мужики приехали, домики построили, а потом уже семьи перевезли. И стало для чувашей Гусельниково второй родиной. -Начало учебного года для меня празд­ник, но всегда с тревогой, - рассказывает Любовь Николаевна, - очень я переживаю за детей: чему смогу их научить, научатся ли они? Учишь и смотришь на каждого: а вот этот материал не понял, а вот до это­го не дошло. И думаешь постоянно, как бы так сделать, чтобы все программу осва­ивали, чтобы не было сильных и слабых учеников. Ведь начальные классы - это основное, что заложишь, с тем ученики и дальше пойдут. Учитель Башкирова постоянно была в активном творческом поиске. Услышала однажды о разработке московской учи­тельницы Лысенковой - системе опе­режающего преподавания, при которой сложные места новой темы разбирают­ся с детьми не после того, как дети нача­ли тему изучать и многого не поняли, а до того. Сначала разбирается то, что может вызвать сложности в изучении, а потом уже вся тема. -И вот тогда я уже детей учила и наслаж­далась работой! - рассказывает Любовь Николаевна. - Все ученики, и умные, и послабее которые, начали одинаково хо­рошо усваивать новый материал. Как же плохо, что эта система не была придума­на пораньше. Годы работы в Гусельниковской школе Любовь Николаевна вспоминает с необы­чайной теплотой в голосе: -Такой у нас был дружный коллектив! Если спорили, то только по работе. Никто ни про кого слова плохого не сказал. На День учителя обязательно на поляну ухо­дили, праздник там устраивали - это наш тогдашний директор Василий Алексан­дрович Гусельников придумал. В футбол вместе играли. Снег уже на поляне лежит, а мы в футбол гоняем! А работали дружно и в школе, и когда хозяйству помогали. Раньше ведь хозяйство помогало школе, а школа - хозяйству. Учителя косили траву на «неудобицах» - в тех местах, где трактор с косилкой не мог пройти. А мы брали ли­товки в руки - и вперед. И ученики все ра­ботали на уборке, на току помогали. Один год в палатках жили на сельхозработах, а потом уже деревянное здание построили, удобное, уютное. Парни на тракторах, из школы выходили уже с «корочками» трак­тористов и с профессией в руках. Общей жизнью все жили, общие интересы были. Супруги Башкировы 2 июня 2017 года отметили 50-летний юбилей совместной жизни. На золотую свадьбу съехались чет­веро детей с семьями, 11 внуков и прав­нучка и подарки привезли «золотые». Наш­ ли чай, кофе, конфеты - все с подходящи­ми «золотыми» названиями. И в районе юбиляров чествовали, подарили чайные чашки с «золотым» рисунком. А Любовь Николаевна и в воспитании своих внуков активное участие принимает. «Я их всегда учу, что человек должен гордиться своей работой, - рассказывает она. - Работать надо так, чтобы посмотрел потом и горд собой был. Даже если ты просто пол мо­ ешь, сделай это хорошо». Бывшие ученики иногда приезжают в го­сти к своей первой учительнице. «Перего­воришь с ними, узнаешь, как и что. Если все в порядке, радостно становится», - го­ворит Любовь Николаевна.

Знаменка. - 2017, № 35 (08 сент.). - С. 3.