Предприятие, ставшее родным.

 

Любое предприятие сильно прежде всего коллективом,  трудовыми традициями, семейными династиями. Искитимское ЦПАТП – не исключение. Было        время, когда здесь трудились представители десятков таких династий. Здесь работали отцы и матери после их заменяли сыновья и дочери, а там кое-кто из внуков продолжил начатое дедами. Но, к сожалению в последнее время таких фактов становится все меньше. А вот вспомнить о родоначальниках рабочих династий предприятия нужно.

Так  сложилось,  что  ни  самому  ПАВЛУ ЛЮДВИГОВИЧУ ГЕНШЕЛЮ,  ни  его  родителям  не  пришлось  выбирать, где  поселиться.  В  войну  ро­

дителей  Павла  Людвиговича отправили на работу в Польшу,  где  они  трудились на местного бауэра.  После завершения  войны  они  вернулись дом ой,  на  Украину,  но  уже вскоре было принято решение -  отправить всех  немцев  в Сибирь.  Искитим  встретил  переселенцев  тридцатиградус­

ным  морозом.  Поселили  несколько  прибывших  семей  в старом неотапливаемом  бараке  с  полуразвалившейся  печью.  Отец  Павла  Людвиговича  хоть  и  был  без  руки  (потерял  в  гражданскую  в  чапаевской  дивизии)  был  мужиком мастеровым  и  сразу  принялся  выкладывать  печь.  Ребятишки  на  правах  подмастерьев  таскали  воду,  рубили  топором  глину,  застывшую  от мороза,  замешивали  ее  и кричали  от  восторга,  когда печку  затопили  и  постепенно куржаки  на  стенах  начали  таять.  Мальчишки  же  должны были  запасать  дрова.  Бегали за  сушняком  за  речку,  к  известковому  карьеру.  А  еще  из воспоминаний  детства  осталось  большое  озеро  неподалеку от нынешнего вокзала,  на котором  зимой  все  катались на  коньках.  В  те  годы  мальчишки  взрослели  рано.  И  после  курсов  машинистов-трактористов  Павел  Людвигович  начал  работать  в  МТС  колхоза имени  Хрущева,  а  позже  на известковой  карьере.  А  уже в  1961  году  передали  грузовую  колонну  предприятия  в АТХ-18,  которое  и  стало  основой  крупного  автохозяйственного  предприятия.  Поначалу  водил  по  сельским дорогам    если  точнее,  то по  бездорожью)  свой  ГАЗ-ЭЗ. Когда  начал  расти  и  строиться  город,  Павел  Геншель возил  стройматериалы,  бетон.  Так  что  можно  сказать, что  город  рос  не  просто  на его  глазах,  но  и  при  его  непосредственном  участии.  А в  1975  году  предложили  ему перейти  на  автобус.  Именно здесь  нужны  были  высококвалифицированные  водители первого  класса.  Как  показало  время,  работать  на  автобусе  оказалось  более  сложным  делом,  ведь  здесь  приходилось  не  просто  вести автобус,  но и общаться  с  пассажирами.  А еще  Павел  Геншель стал  учителем  и  наставником  для  многих  начинающих  водителей,  в  том  числе и  для  своих  сыновей.  Они  отработали  рядом  с отцом  практически по двадцать лет и внесли  свой  заметный  вклад  в становление  и  развитие  коллектива.

Еще одна известная и значимая фигура на предприятии АФАНАСИЙ  НИКОЛАЕВИЧ  БАШМАКОВ.  Он  -  один  из  немногих  искитимцев, награжденных за свою работу  орденом  Ленина.  Такую награду мог получить только человек,  вклад  которого  в  развитие  своей  страны  трудно  переоценить.  Однако  далеко  не  все знали  о  нем  как  о  кавалере  ордена.  Скорее,  его  знали  как опытного  коллегу,  надежного товарища,  хорошего  соседа,  а еще  как  замечательного  семьянина  и отца.  Его дочери  рассказывают  о  своем  отце  с  гордостью  и  огромной  любовью.  Все

пятеро  детей  были  окружены лаской  и  вниманием.  Хватило сил у супругов Башмаковых воспитать  и  троих  племянников,  у которых  рано  умерла  мать. В большой  семье  у  каждого  были свои  обязанности.  Летом  это прежде  всего  работа  на  огороде, держали  Башмаковы  и большое  хозяйство:  корову,  птицу, свиней.  Зато  в  любые  времена все были  накормлены  и  окружены любовью.  Глава семьи делал для  этого  все  возможное.  Он  и жил скорее на работе, чем дома,

говорят дочери.  И  при  этом  успевал  и с детьми  пообщаться,  и

построил  большой  дом,  в  котором счастливо жили все его оби­

татели.  Ветеран  войны,  он  никогда  не рассказывал  о том,  что

ему  пришлось  пережить,  и  никогда  не  пользовался  никакими

льготами.  Только  один  раз  за всю  жизнь  он  воспользовался

.правом на внеочередное приобретение  автомобиля.  Впрочем,

какое  внеочередное,  ведь  он работал  всю жизнь.  Сразу после  войны  был  председателем колхоза  в  одном  из  сел  района, а переехав в  Искитим,  не погнушался  простой  работой  водителя.  Работал,  не  покладая  рук.

Любой  ответственный  тяжелый рейс  - ему,  на уборочной,  бывало,  не приезжал домой сутками. А  приехав,  тут же  брался  за домашние  дела,  нужно  ведь  было и для  собственной скотины  корма  заготовить,  и  всю  мужскую работу  по  дому  сделать.  И  никогда, никогда не говорил о том, что  ему  тяжело,  что  ему  надоела  его  работа.  Может,  поэтому и  не  выдержало  сердце:  инфаркт.  Он  был  так  увлечен  работой,  Что  не  мог  не  передать этого увлечения своим детям. На ПАТП  в  разные  годы  работали  и сын  Афанасия  Николаевича Александр, и дочери, которым он привил  ценное  качество:  постоянство.  Если уж  взялся за  работу  -  делай  ее  на  совесть.  Людмила  четверть  века  работала  в торге,  Лидия  и  Валентина  тоже выбрали  себе  профессию  на всю жизнь,  обе  посвятили свою жизнь  медицине,  причем  какое- то время работали в ПАТП.  И все гордятся  своим  отцом,  который стал для  них  -  примером  в  жизни.

Если  Афанасия  Николаевича Башмакова  и  Павла  Людвиговича  Геншеля  можно  назвать родоначальниками  семейных династий,  то  СЕРГЕЙ  ГЕННАДЬЕВИЧ  ЧАЙКО  -  представитель  второго  поколения  семейной  династии.  Все его детство  прошло за рулем  автомобиля,  рядом   с

отцом, Геннадием  Трофимовичем.  Мать  Сергея  также  работала  в  ПАТП  -  кондуктором,  отец - водителем  автобуса.  Сергей  Геннадьевич  признается:  "Все мое детство  прошло на капоте  автобуса.  Когда  был помладше,  мне  давали  какую -нибудь  большую сосательную   конфету,  чтобы было  чем  заняться.  Ну  а  уж когда подрос,  мне было  все  интересно. Когда уж очень  уставал  от  впечатлений,  тут  ж е,  на  капоте, и засыпал. И все  знали  о  том, что я точно  буду водителем.  Я  и  сам  другого жизненного пути  для  себя  не  видел.  Отец  учил  меня

водить автомобиль, когда  еще  мои  ноги не  доставали  до педалей.  Отец  работал на предприятии с 1957 года и до  самого ухода  на  пенсию.  В трудовой книжке  - только одна запись о приеме на работу.  Правда,  для благодарностей  и  поощрений  места  в книжке не хватило,  заполнены буквально все строчки".

Когда  пришла  пора  идти  в армию,  Сергей  Геннадьевич не  раздумывал  и  сразу  пошел  в  школу  ДОСААФ,  чтобы  получить  специальность

военного  водителя.  Получил  права  -  и  в  армию.  Ну  а после вопроса о  выборе профессии  опять  же  не  стояло  -  конечно,  в  ПАТП  к  отцу.

Сначала  был  слесарем,  после  получения  категории  Д сел,  как  и  отец,  на  автобус. Одно  время  ездил в паре с отцом ,  набирался  опыта,  а после  уже  и  сам  "натаскивал"  новеньких.

-  К сожалению,  в  последнее время  теряется  престиж  нашей  профессии,  -  говорит Сергей  Геннадьевич,  -  раньше,  помню,  быть  водителем автобуса  было  очень  престижно,  да  и  зарабатывали мы  неплохо.  А  ведь  сегодня  работать  легче,  дороги стали  лучше,  одно  время  их вообще,  можно  сказать,  не было. Помню,  даже  по  Советской  зимой  два  встречных  автобуса  соприкасались крышами.  Сейчас  и  гаражи теплые,  и  ремонтная  база,  и автомойка, и  заправка.  А отец  рассказывал,  как  в  мороз  приходилось  на  улице машины  ремонтировать.  У меня  и  жена  на  предприятии  работала  поваром.  Брат тоже  здесь  работал  на  грузовой  машине.  Здесь  я  получил  квартиру,  сначала  однокомнатную,  потом  побольше. Здесь работают  мои друзья.  В общем,  свое  это предприятие  для  нашей  семьи,  родное.

Конкурент. - 2017, № 28 (21 июля). - С. 7.