Почетный железнодорожник.

В первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. Наш сегодняшний рассказ о жителе станции Евсино, который 32 года (!) был начальником этой железнодорожной станции. Владимир Александрович СЛОБОДСКОЙ - его имя известно многим евсинцам, хотя сам он давно уже не выходит из дома, да и по дому почти не передвигается. 94 года - это все таки серьезный возраст. Владимир Александрович является «Почетным железнодорожником», «Почетным гражданином города Севастополь» и «Почетным гражданином Евсинского сельсовета». За плечами Владимира Александровича Слободского такая жизнь, что хоть книги пиши. В 1940 году окончил 9 классов в г. Николаев и поступил в военно-морское училище в Севастополе. Прошел год, и бомбы с фашистских самолетов посыпались прямо на плац училища рядом с общежитием. Вице-адмирал Октябрьский скомандовал курсантам: «Все на защиту Родины!» Так и началась война для курсанта Слободского. Владимир Александрович защищал Севастополь в рядах Военно-Морского флота, за что жители города удостоили его звания «Почетный гражданин Севастополя». На диараме Сапун-горы навечно вписана его фамилия, как защитника города Севастополя. Затем военная судьба забросила его в Новороссийск в 82-ю стрелковую дивизию 3-го Украинского фронта. С этой дивизией он и прошел войну до самого конца. Чехословакия, Венгрия, Югославия, Австрия. Победу встретил в Праге. Владимир Александрович рассказывает, что в 1960 году его пригласили в составе делегации из семи человек от Сибири - в Прагу, на празднование 15-летия освобождения Чехословакии. В Москве к делегации присоединился маршал Семен Михайлович Буденный. Во время торжеств маршал Чехословакии Людвик Свобода (с 1968 года - Президент страны)подарил Владимиру Слободскому статую сантиметров сорок высотой, изображающую радостную встречу жителя Чехословакии и советского солдата- освободителя. На постаменте статуи надпись на чешском «ПАМЯТЬ. В день празднования освобождения Чехословакии от немецких войск. Маршал Чехословакии Свобода. Прага. 07.07.1960». После окончания войны В.А. Слободской отправился жить ближе к сестре - она в то время жила в Черепаново, и пошел работать на железную дорогу. Поступил сначала весовщиком, потом выучился на курсах в Кривощеково (сегодня это Новосибирск-Западный) и был назначен дежурным по станции. Вскоре ему предложили возглавить станцию Ложок, а через полгода Слободской был назначен начальником ст. Евсино. Его стаж железнодорожника 42 года, 32 из них он был начальником станции Евсино. Трудно представить себе, что много лет назад на месте станции Евсино был пустырь, обширные сенокосные угодья, болота, да речка Шипуниха. Но наступил 1912 год. Началось строительство железной дороги Новониколаевск - Верный (Новосибирск - Алматы). Эта дорога должна была соединить Сибирь и Среднюю Азию. Все работы выполнялись вручную - осушение болот, сооружение насыпи полотна, укладка шпал, рельсов. На участке от Бердска до Черепаново перегон был очень большим, нужна была дозаправка паровозов водой, да и машинистам необходим был отдых. Именно это и способствовало строительству здесь маленького разъезда. Первым строением на будущем разъезде была водонапорная башня. В 1913 году вблизи деревни Евсино был построен железнодорожный вокзал и основана станция Евсино, которая была названа так же, как стоящая рядом деревня. Владимир Александрович вспоминает, что нынешнее здание Евсинскбго вокзала было построено в 1914 году англичанами. И свидетельством тому служит чугунная плита с надписью на английском языке, зацементированная в основании водонапорной башни. Основными жителями ст. Евсино стали железнодорожники. Но дальнейшее строительство дороги способствовало переселению народа. Население росло, а жилья не было, поэтому рабочие рыли землянки, крыши накрывали соломой или дерном, полы были земляные. Революция 1917 года, гражданская война, захват власти в Сибири Колчаком в 1918 году на время приостановили строительство станции. В январе 1919 г.советская власть закрепилась окончательно, и вновь началось строительство. С 1922 по 1959 гг. были построены школа, МТС (машинно- тракторная станция), нефтебаза, элеватор, магазин . Активно работали три мельницы, клуб, колбасная, пимокатня, изба-читальня, молокоприемный пункт. А железная дорога была артерией, по которой передвигались грузы и пассажирские поезда от Сибири до Средней Азии. В Великую Отечественную по железной дороге повезли раненых в тыл, станция принимала эвакуированных. А из Евсино уходили поезда на фронт с солдатами и собранными местными жителями продуктами и вещами. Победа принесла новую мирную жизнь и дальнейшее развитие. В 1953 году открывается филиал Евсинской участковой больницы. В 1954 году профилакторий со столовой для машинистов паровозов на 50 бригад по три человека. Построен барак для работников железной дороги. На территории развивалось молочное производство, птицефермы. В начале 60-х рядом с селом прошла автотрасса Новосибирск - Ташанта. Но значимость железной дороги и железнодорожной станции не убавилась нисколько. Владимир Александрович рассказывает, что в коллективе железнодорожной станции работало 73 человека. Обслуживали маневровые паровозы до Посевной и до Искитима, вели погрузку вагонов. В водонапорной башне паровозы заправлялись водой, и пассажирские поезда набирали воду в титаны с кипятком для чая и для бытовых нужд. День железнодорожника отмечали всем коллективом - начальник станции заказывал бочку пива, и все отправлялись к водонапорной башне, у подножия которой и проводили праздник. Премии вручали и грамоты лучшим работникам. Весело было! Начальника железнодорожной станции евсинцы помнят до сих пор. А он сам помнит, как организовывались птицефабрики, мелькомбинат, заготзерно. «Все это строилось при участии нашей железной дороги!», - говорит Владимир Александрович. За заслуги в развитии Евсино ему дважды присваивалось звание «Почетного гражданина». Сначала «Почетного гражданина Евсино», а позднее, со сменой административного статуса поселка, «Почетного гражданина Евсинского сельсовета». Страна наградила его также званиями «Почетный железнодорожник» и «Почетный ветеран труда».

Знаменка. - 2016, № 33 (26 авг.). - С. 4.