Народные
песни в русском характере.
Что такое русская народная песня? Это синь высокого
неба, звон спелых колосьев пшеницы, щебет птиц по утрам в лесной тишине, запах
свежевспаханной пряной земли, журчанье веселого ручейка, спрятавшегося в
глубоком овраге.
Это боль и радость нашей
души. В этом году Линевский
народный хор, руководителем и основателем
которого является
Заслуженный работник культуры России
Михаил Михайлович Бондаренко, в
очередной раз подтвердил звание народного самодеятельного коллектива. Такой
факт стал основательным поводом для встречи на страницах нашей газеты с
необыкновенным человеком, талантливым
композитором.
- Михаил Михайлович, мы часто писали о
заслугах Вашего замечательного коллектива, но, согласитесь, что не все цифры и
факты отчетливо сохраняются в нашей памяти, давайте вместе напомним нашим
читателям об истории создания хора...
- Хор начал свое существование в 1980
году. Он был организован на базе клуба профкома Новосибирского электродного
завода. Это была небольшая вокальная группа.
Первое выступление нашего
самодеятельного коллектива состоялось 7-го ноября, в праздник Великой Октябрьской революции.
И здесь, на небольшой сцене
клуба НовЭЗа, проходил концерт коллективов
художественной самодеятельности р.п. Линево.
Выступали хоры треста «Новосибирск Электродстрой»
и ЗКПД - это предшественник линевского домостроительного
комбината, коллективыЛинёвскогоДКишкол.
Когдая смотрел выступление этих коллективов, у меня, вместе
с Валентиной Васильевной Котогаровой, она в те годы
была заведующей клубом,
родилась идея: создать на
заводе свой хоровой коллектив. Нам сразу хотелось сформировать большой и
солидный состав. Мы задались такой целью и сразу включились в работу. Помогал
нам в этом Владимир Павлович Котогаров, он был
председателем профкома НовЭЗа.
Мы написали и расклеили по всем цехам объявления. В течение двух недель нам
удалось набрать любителей русской
народной песни. После работы, не жалуясь на усталость, с блеском в глазах,
одухотворенные заводчане спешили в клуб на репетиции.
В 2015 году мы отметили
35-летие нашего народного хора. Радует, что нам удалось сохранить все наши
традиции, а самое главное - имидж. Наш
певческий коллектив самобытный,
интересный, спаянный. В плане
репертуара мы несколько отличаемся от многих других самодеятельных творческих коллективов. Сегодня мы
работаем не как заводской коллектив, а как Линёвский народный хор.
- Как с течением времени изменялся состав
вашего коллектива? Остались ли люди, кто
начинал с Вами работать на сцене клуба НовЭЗа?
- К сожалению сейчас многих
тех, с кем мы начинали творческую деятельность, нет. Некоторые ушли из жизни,
некоторые по другим причинам, кто-то уезжал
из поселка, кто-то оставлял любимое увлечение по состоянию здоровья
- поводы были разными.
Приходили новые исполнители.
В последние годы совсем мало в хоре осталось работников Новосибирского
электродного завода. А раньше, надо заметить, хорна
100 процентов состоял из заводчан, за исключением музыкантов. Они были из числа
преподавателей музыкальной школы, сейчас это Линевская
школа искусств. В настоящее время это поселковый коллектив, в нем принимают участие
жители посёлка. Это учителя, люди, которые занимаются коммерцией, а то и просто
приверженцы искусства. У нас есть семейная пара, которая приезжает на репетиции
и концерты из Листвянки.
Я уже немолодой сам человек,
как-то вместе с коллективом мы все
немножечко, стареем. И вот тех
людей, которые окружали меня с начала образования хора, к сожалению,
осталось совсем немного. Я их могу
даже назвать по именам. Это Валентина Дмитриевна Макарова, Валентина Григорьевна Попенко, Анатолий
Иванович Прадед, Людмила Ивановна Сесь. Они стояли у истоков.
И ходят к нам по сей день. Дай Бог им здоровья.
- Понятно,
что годы и
время вносят свои коррективы: обновляется репертуар, стареет состав, а голоса остаются теми же?
- К сожаленью это не совсем так. Молодость есть молодость! Тогда
вокруг меня была молодежь в возрасте от 24 до 27 лет. Мне и самому было
всего 25. А сейчас бывшая молодежь
вместе с коллективом подошла к возрасту 60-ков,
как мы его называем. В то время к нам приходили люди, влюбленные в
народную песню. Это был большой дружный, общительный коллектив. Мы проводили вместе
вечера отдыха, вместе отдыхали семьями.
Конечно же, хотелось бы вливания свежих голосов, но сейчас такое время, что мало кто проявляет внимание к народной
музыке. Наши ряды пополняются только за счет настоящих любителей русской народной
песни. Они стремятся выступать, быть на сцене,
радовать людей своим исполнением,
слышать аплодисменты в зале...
- Михаил
Михайлович, Вы сказали, что репертуар вашего хора отличается
от других коллективов художественной самодеятельности. Можно об этом чуть подробнее.
- Дело в том, что буквально с
первых дней образования коллектива, я,
работая художественным руководителем, хормейстером, аккомпаниатором, руководителем оркестровой группы еще
занимался и творчеством - сам писал
музыку для песен. Первым исполнителем
моих песен был наш кол
лектив.
Сначала песни проходили через
душу каждого участника хора,
мы вместе слушали,
принимали решение, какая
из них более удачная, какая менее, что ближе зрителю. 50-60 процентов
песен из моего авторского репертуара были основой нашей концертной программы. В
других коллективах,
помимо моих песен, звучат
сочинения других авторов.
- Как известно, Ваши песни
теперь поет вся Россия. Как Вы пришли к народному творчеству, почему выбрали
именно это направление? Откуда эта любовь к сельской тематике, к деревне?
- Я сам родом
из деревни. Оттуда корни. Может
быть, что-то передалось с молоком матери или перешло по наследству от отца, который
сам был любителем русской песни, активным участником самодеятельности.
В моем творчестве много песен
о Сибири, о России, о матери, о любви к Родине. Трудно сказать, откуда все это
приходит, скорее всего, заложено в душе.
Мне очень близка сельская тема.
Мы поем и лирические песни, и веселые, праздничные, торжественные, в
которых прославляем нашу Россию, потому что наша Родина великая,
несмотря ни на что.
- А когда впервые проявился
ваш талант, проснулась тяга к народным
песням?
- Еще со школьных лет, когда учился в четвертом, пятом
классе. Случайно в доме у нас
оказался баян, отец тогда тоже немного играл. Собирались деревенские компании, играли
плясовые, пели застольные пенсии.
И я потихоньку, на слух,
начал подбирать мелодии. К сожалению, я
жил и рос в сельской местности, в далеком Кыштовском
районе, и тогда не было возможности получить начальное музыкальное
образование. Единственная музыкальная
школа находилась в районном центре. Сейчас есть какие-то филиалы, есть
возможность обучаться музыкальной
грамоте на селе. А я был самоучка. Аккомпанировал в художественной школьной
и клубной самодеятельности и только потом нашел свое призвание в жизни и
получил специальное образование.
- А если говорить об
авторском творчестве, то в какой период Вашей жизни в душе стали рождаться песни собственного сочинения?
- Я
начал заниматься авторским творчеством, когда учился в музыкальном
училище.
Причем начал работать не в
песенном жанре, а в инструментальном. Сочинял небольшие пьески для баяна, оркестра народных инструментов. После
распределения два года работал руководителем эстрадного коллектива на курорте
озеро Карачи. Тогда и начал писать эстрадные песни. Во время службы в армии я познакомился и был
просто влюблён в духовой оркестр! В
духовом оркестре можно исполнять и симфоническую музыку, и все, все, все! Это
безграничные возможности! В парке принято играть вальсы, марши, которые звучат
очень торжественно и возвышенно. Очень все нравилось.
- И все же Вы вернулись к
народной музыке?
- Пришел,
видимо, к тому, к чему звала жизнь. Время все расставляет на
свои места.
- А где вас лучше встречает
зритель, в городах или селах?
- Однозначно трудно ответить
на этот вопрос. В сельской местности нас всегда ждут горячие аплодисменты и
добрые слова, потому что у нас репертуар именно на тему села, о
проблемах сегодняшней деревни.
Но вы
знаете, что удивительно, в прошлом сезоне мы давали два концерта в г. Новосибирске: в ДК
Октябрьской революции и на ВАСХНИЛе, а это уже городской слушатель.
Вы бы знали, как восторженно
слушали люди народную песню. Они со слезами на глазах благодарили нас за
выступление.
- Скучают, видимо по
деревенским мотивам, тем более в профессиональном исполнении?
- Они вообще этого не слышат в городе. После концерта подходили
и говорили:
«Неужели еще в сельской
местности есть такие коллективы! Спасибо!».
Их можно понять, как подчеркнули
городские жители, что мы все родом из деревни.
- А что
остается в душе после таких слов благодарности?
- Счастье, наверное. Есть
слушатель, которому нужны наши
песни, значит, есть размах для творчества, желание писать и давать
музыкальную жизнь новым песням.
- А какой возраст вашей
аудитории?
- В основном за пятьдесят. Наш репертуар далеко не молодежный. Мы это
прекрасно понимаем. Наш зритель преклонного возраста. Я не хочу осуждать за это молодежь. Каждому
возрасту - своя музыка. Но я уверен, что
молодые люди придут к глубокому пониманию и высокой оценке народного
творчества. Вы обратили внимание, когда
мы собираемся за столом, начинаем петь
веселые, задорные, полные огня песни - молодежь прислушивается. Любовь к России, к народным
песням заложена у нас в русском характере.
А русская душа широкая - дай ей только развернуться и она запоет!
- Насколько часто Вы стараетесь обновлять репертуар?
- Раз в три года проходит подтверждение звания народный
коллектив. Мы стараемся в течение этого времени полностью обновить свой
репертуар. Но я не скрываю и того, что мы возвращаемся к чему-то старому. Проходит
какой-то период, мы возвращаемся к полюбивщимся нам
песням. Кто-то произносит: «Вот эту песню мы давно не исполняли. Давайте, снова
споем!».
Бывают очень популярные
мелодии, которые очень нравятся народу. Мы работаем для зрителя, стремимся,
чтобы песни западали в душу.
- Я наслышана, что много
стихов, которые затем были переложены на музыку, написано поэтессой Надеждой Лебедка?
Я благодарен
творческой судьбе за то, что
в своё время она
свела меня с этой
женщиной. В последнее
время, правда, Надежда
Анатольевна меньше стала писать. Болеет.
Но мы продолжаем постоянно перезваниваться. Это очень талантливый человек.
Причем, бывает, песню вытаскиваешь за счет музыки, а здесь за счет слов. Мне
часто мои коллеги задают вопрос:
«А Лебедка - это кто? Где ты ее нашел?». Её тексты берут за душу.
- Насколько тяжело и легко
рождаются новые произведения?
- Я сейчас меньше
работаю в плане творчества. Новое приходит на каких-то эмоциональных
порывах. Писать целенаправленно, специально не могу. Никогда себя не насилую. Все приходит само
собой. Бывает, ничего в голове нет, а потом внезапно начинает звучать в голове
какая-то новая мелодия.
А потом уже моменты
аранжировки, разложить музыку на голоса,
где-то аккомпанимент подобрать. Как говорится,
дело техники, которая приходит
с годами, с опытом. Для меня это труда не составляет.
- Есть ли в хоре дефицит
голосов?
- Хороших голосов никогда
много не бывает. И когда
появляется в хоре
новый, яркий голос, который
пополняет хор, не только количественно, а
усиливает качественно, я
всегда рад. Думаю,
мы все радуемся. Я
могу взять такого
человека и весной,
и осенью, и
зимой. Пользуясь
случаем, хочу пригласить в наш
коллектив новые таланты. Дорога в наш хор всегда открыта.
- Какие высокие звания имеет
наш Линевский народный хор?
- Мы Лауреаты областных,
всероссийских фестивалей и
конкурсов художественной самодеятельности.
В 2015 году наш коллектив был отмечен специальной премией Геннадия Заволокина.
Этой чести было удостоено всего два
коллектива Новосибирской области. Но самое высокое звание - народный. Потому что
мы живем, работаем и поем для народа. Стараемся, чтобы песни доходили до самого
сердца и навсегда западали в душу.
Знаменка. - 2016, № 40 (14
окт.). - С. 4.