Легостаевский храм: прошлое, настоящее, будущее.
Ирина Ростовцева, старший преподаватель
кафедры основ архитектурного проектирования,
истории архитектуры и строительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии летом 2010 года вместе со студентами провела историко - археологическую экспедицию в селе Легостаево. Целью экспедиции стало изучение истории храма и его сегодняшнего состояния, как памятника архитектуры и истории. Отчет о ходе и результатах этого исследования наверняка будет интересен массовому читателю.
Тем более сейчас, когда началась активная деятельность легостаевской общины по сбору средств для восстановления разрушенного
некогда храма.
Колокольня
Нерешенным оставался и
вопрос о том, где могла располагаться
колокольня. Никаких следов
основания, на которое опиралась бы
конструкция колокольни, в плане не было. Ответ нашелся неожиданно просто.
В имевшейся
в нашем распоряжении оценочной ведомости
храма за 1911
год, составленной сразу после
ремонта, значатся его
основные параметры: «Длина церкви, считая
и колокольню 36
аршин (то есть 25,6
метров), наибольшая ширина 16 аршин (
Ярким детским воспоминанием
Татьяны Афанасьевны Ушаковой, дочери сельского старосты, остались одни из дней
Светлей седмицы, когда разрешали
подняться то деревянной лестнице на колокольню
и весело звонить в колокола.
Как пишет в присланных отцу
благочинному из Санкт-Петербурга воспоминаниях дочь последнего в XX веке священника
легостаевского
храма отца Якова Мазаева Нина Яковлевна,
в храме было
семь колоколов. «...Колокола сняли
в 1932- 1933 гг. Два колокола,
большой и средний,
сбросили на землю
по правую сторону,
а маленькие сняли
и увезли». Так замолчала
дарившая людям радость
легостаевская
колокольня, звон колоколов которой слышно
было, по словам
Елены Андроновны Слуцкой,в Малиновке и других окрестных деревнях.
Первое время
помещение колокольни, имевшее по
воспоминаниям старожилов деревянный антресольный
этаж, который использовался для
хранения священнических облачений, церковных
книг и светской библиотеки,
было превращено в сапожную
мастерскую. Этому, как рассказывала старожилу
С.С. Серкову его мама, предшествовало разорение церковного
имущества: сундуки с книгами сбрасывали с
антресолей, некоторые из них
открылись, а книги
высыпались. Случившиеся в храме
свидетели этого бросились спасать
книги, и часть
их удалось спрятать,
все остальное увезли
милиционеры. Но всего этого
поругания показалось мало, и колокольню
просто стерли с лица земли, снесли. Судя
по состоянию западной
стены, конструкцию ломали
при помощи техники: толкали трактором
или, охватив тросами, тянули, пока
не разрушится. Колокольня, падая, вырвала кусок стены западного фасада. Образовавшийся провал в стене трапезной заполнили новыми кирпичами
и небрежно заштукатурили, чтобы можно было использовать здание для новых нужд.
Часовня
К юго-востоку
от алтаря храма,
на месте, приблизительно указанном
в описях 1910-1911 гг.
и совпадающем со
схематическим чертежом Нины Яковлевны Мазаевой (дочери
последнего священника), нами были
найдены остатки конструкций.
Здесь, по
описаниям, стояла деревянная часовня на
могиле почитавшегося в селе священника отца
Петра Мухина: «На деревянных
брусьях, соединенная двойным рядом теса. Крыта деревом. Длина
6 арш., ширина 6 арш., высота до крыши 4,5 арш
(...) построена в 1908
году»1. 1 РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д.
В часовне
после разорения храма находились некоторые
храмовые иконы. К сожалению, на
изучение развалин часовни у нас не хватило времени, как не хватило его и на поиски очертаний ограды, окружавшей
храм, а также
основания дома- сторожки
священника, в котором
семья Мазаевых жила перед
арестом отца Якова в 1937 году.
Открыв книгу
Т.М. Степанской об архитектуре Алтая,
мы обнаружили опубликованный первоначальный проект Михаило-Архангельского храма
в селе Легостаевском, составленный
первым архитектором Колывано-Воскресенских заводов Андреем
Ивановичем Молчановым (1765 -
после 1824 года).
Описание отремонтированного в 1910
году храма не совпадает с внешним видом храма в проекте Молчанова, значит, работа
над храмом на этом не была закончена!
Предстоит выяснить,
какие изменения в облик
храма внесла реконструкция
1910 года, кто выполнил
проект реконструкции и
где он хранится,
а также как выглядел храм
перед его разорением.
Сейчас группа архитекторов
очень надеется на то, что в чьем-то домашнем архиве лежит фотография
Михаило-Архангельской церкви села
Легостаево. Наконец-то настало время ее
оттуда извлечь...
Результаты проделанной
работы
В нашу
задачу входила максимально точная фотофиксация и
инструментальная фиксация современного
состояния здания храма. Результатом
обмерно-геодезической практики
явились выполненные нами чертежи
фасадов, плана и разверток
внутренних стен.
Проведена подробная фотофиксация с использованием масштабных линеек. Попутно
велся опрос местных
жителей, и выяснялись подробности
использования здания храма в
советское время. Часть бесед
со старожилами была
записана на диктофон.
Историческая справка
составлена по любезно предоставленным нам
отцом Игорем Затолокиным материалам,
выявленных им в различных архивах, и его переписке с дочерью последнего
священника Михайло-Архангельской церкви
Якова Мазаева,
Ниной Яковлевной Мазаевой. По
рисунку плана храма,
сделанному Ниной Яковлевной, и
материалам страховой оценки
строений Михаило-Архангельской
церкви 1911 года удалось найти основание часовни над могилой почитавшегося местночтимым святым
священника Петра Мухина к юго-востоку от алтаря.
Сотрудники библиотеки легостаевского
Дома культуры поделились
с нами материалами
по истории села
и предоставили жизнеописание отца
Петра Мухина. По всем собранным материалам
составлена приблизительная
хронологическая таблица основных
дат и событий, связанных с Михайло-Архангельским храмом
села Легостаево.
Жизнеописание и деяния отца Петра Мухина, бывшего священником в селе Л гостаевском Барнаульского уезда томской
области
Родиной отца
Петра Мухина было село Легостаевское, расположенное
на левом берегу реки
Верди, в 60-ти
верстах от впадения ее в
Обь. Его отцом
был Василий Мухин, священник того же села, служивший в первой половине XVIII-гo столетия.
Под руководством своего
отца Петр получил образование
и ему же
обязан знанием церковного устава.
По просьбе своего отца Петр был определен к сей
церкви сначала дьячком,
а затем он был
удостоен сана дьякона и священника. Год рождения отца
Петра с точностью
определить нельзя, потому
что документы церковные бывшим
пожаром в 1765 году уничтожены.
В ревизской
сказке, бывшей в 1775
году, относительно отца
Петра говорится, что
«священник Петр Мухин
35 лет, во
священника рукоположен в 1767 году, января
27-го
числа Преосвященным Митрополитом к
оной Архангельской церкви
по доношению Духовного
Прошения с выбором от
прихожан. В Семинарии не
был. В подушный
оклад не положен. В
семействе у него
жена Евдокия Ернакова.
Детей нет».
Более подробные
сведения об отце Петре
можно получить из
рапорта бывшего священника
Легостаевской
церкви отца Андрея Киселева на
имя Его Преосвященства Афанасия епископа Томского от 28 января
1844 года. Рапорт отца Андрея свидетельствует, что отец Петр Мухин был человек
весьма набожный, для прихожан
добрый, отзывчивый на все
нужды. Прихожане времен
священника Андрея Киселева, помнившие
рассказы об отце Петре
от своих отцов
и дедов, весьма одобрительно
отзывались, говоря, что
отец Петр был им
«именно отцом своим», что
им «такого долго
ждать по добродетели и
ревности к своей обязанности - службе».
Отец Петр
отличался благотворительностью. Народное
предание говорит, что во
время служения отца
Петра нужное довольствие с
прихожан обирали сами священно-церковнослужители. Батюшка,
собирая положенное ему
довольствие, тут же раздавал его беднякам. Подъедет бывало к
дому крестьянина, спросит остатки
хлеба, если крестьянин
ответит, что нет их, отец
Петр попросит его
принести хоть пустую пудовку. Затем, насыпав ему
из собранного хлеба столько
пудов, сколько душ в доме, едет далее. Указ Тобольской Духовной
Консистории от 8 марта
1769 года с номером 55 гласит, что отец
Петр много неприятностей
имел от своего сослуживца
Иосифа Арзамазова
и только благодаря вмешательству самих прихожан и благочинного
Е. Дягилева избавился от своего
оскорбителя: Арзамазов
был удален из прихода.
О точном
времени смерти отца
Петра никаких данных нет,
но приблизительно можно определить,
что он скончался
в 1794 году, так
как в метрических
и других книгах Легостаевской церкви до
1794 года есть везде
подпись отца Петра
(метрических книг за
1794 год не
сохранилось), а в 1795 году
подписи его уже нет.
Погребение батюшки
было совершено около алтаря
деревянной церкви, построенной в 1777
году на берегу реки Бердь. Через несколько
лет после его
смерти этот берег
стало сильно смывать
водой, поэтому прихожанами
было решено перенести
церковь на другое место. В скором времени
после переноса церкви все место, бывшее под ней, смыло
водой, так что гроб отца
Петра и гроб его жены (Петр Мухин и его супруга
скончались от старости в один день и
погребены в одну могилу)
стали видны.
Благоговея к
памяти отца Петра,
прихожане во главе со
священником решили с
честью перенести оба
гроба к церкви.
Впоследствии деревянный храм
по неосторожности сгорел.
Прихожане порешили построить
новую церковь - уже не
деревянную, а каменную. С Божьей помощью начали строительство, которое
было окончено в 1804 году. После
освящения вновь построенного храма прихожане
единогласно решили перенести к
нему гроб отца Петра.
При раскопке
могилы гроб батюшки оказался целым,
а гроб его
жены потерян. Несколько
прихожан хотели поднять гроб отца Петра, но не смогли. Тогда спустился
в могилу
служивший в то время
священник Тимофей Мухин, открыл
с помощью других гроб
и хотел вынуть
из него тело отца
Петра, но ему
не удалось сделать это,
так как тело
умершего оказалось как бы
приросшим ко гробу.
Вторично попытаться поднять
гроб никто не решился,
и его оставили
на старом месте
- могилу зарыли и поставили небольшой памятник над ней.
Память отца
Петра чтут прихожане
не только местной церкви, но и
других приходов. Ежегодно на могилу батюшки стекается большое
количество богомольцев
издалека, служат панихиды по нем; а некоторые
из них берут
земли с могилы отца
Петра. Самое большое
стечение богомольцев на
могилу священника бывает в Петров день, 20 июля.
Вышенаписанное
составлено по народному
сказанию и некоторым
сохранившимся при архиве
документам, как то: рапорт священника Андрея Киселева,
ревизские сказки и другие.
Ирина Ростовцева,
orthedu.ru.
Искитимская газета. - 2016, №
25 (30 июня). - Духовное пространство. - № 6 (38) (май). - С. 7,10.