Без
преувеличения можно сказать, что
история наземных транспортных средств
началась с изобретения колеса. Потом
появились колесницы, телеги, кареты...
Но менялись времена, ускорялся ритм жизни, и сейчас нам уже никак не обойтись без автомобилей, автобусов,
троллейбусов - транспорт играет в нашей повседневной жизни
большую роль. Автомобили стали скоростным
транспортом, благодаря чему мы имеем возможность преодолевать огромные расстояния и добираться
в самые недоступные уголки мира. Увеличивается и число профессий, обслуживающ их автомобильный транспорт,
а профессия водителя была и остается одной из самых массовых. Поэтому не удивительно, что во многих странах существуют праздники,
посвященные данным профессиям. В нашей стране День работников автомобильного
транспорта традиционно отмечается в последнее воскресенье октября.
Сегодня День
автомобилиста своим праздником
считают многие, мол, «машину купил, права получил, все - имею право». Но мы порой и не задумываемся о
том, насколько нелегок труд водителей
- профессионалов. Тех, кто
доставляет грузы, кто обеспечивает бесперебойную работу
предприятий, кто трудится на
пассажирском транспорте. МУП
«ЦПАТП» города Искитима одно из самых
крупных автотранспортных
предприятий Новосибирской
области. В октябре текущего года оно отметило свое 68-летие. За этот
долгий путь пришлось пройти множество преобразований, взлетов
и падений, но
предприятие сумело выстоять, сохранить коллектив и
маршрутную сеть в тяжелое время реформ, перестройки и экономического
кризиса.
«Сегодня мы работаем в
сложных условиях, выполняя при
этом все договорные обязательства, оставаясь
надежным перевозчиком в
городе, - рассказывает директор МУП
«ЦПАТП» г. Искитима
Сергей Михайлович Лукьяненко. - Мы много говорим, как важна современная техника, отвечающая
требованиям нового времени, но не надо забывать: управляют ею люди, своим профессионализмом
и опытом заслуживающие уважение окружающих. На нашем предприятии работают асы
своего дела. Это и водители с большим опытом и высоким чувством ответственности
за тех,
кто находится в салоне
автобуса. Это и специалисты ремонтно-механической мастерской, от которых
зависит техническое состояние машины,
а значит и безопасность пассажиров. Благодаря им наше
предприятие переживет любые
невзгоды».
Есть в
МУП «ЦПАТП» и
свои передовики производства.
Один из них
- Рафаиль
Агафуров,
который работает на предприятии водителем
уже 34 года. Рассказывает, что
«шоферить» начал еще до армии,
учился в автошколе ДОСААФ. Отслужив положенные два года, сразу устроился
в Искитимское автотранспортное предприятие. За это время
весь город исколесить довелось, на всех маршрутах
поработать, но свой первый маршрут Рафаиль
Мансурович до
сих пор помнит
и называет его ласково
- «девяточка». Кстати,
говоря о
Рафаиле Мансуровиче, нельзя
не сказать о том, что он
- основатель трудовой династии
предприятия. Его жена Татьяна уже семь лет работает кондуктором, а сын Рамиль трудится здесь же на автозаправке.
Сергей Горелов
и Юрий Дегтярев тоже
водители с большим
опытом и стажем. На предприятии
они работают более двадцати лет. Десять из них - на одном автобусе. «Напарники мы, - говорит Юрий Александрович. - Иногда, как и любого человека, посещали мысли
найти другую, более спокойную работу, но потом посидишь, подумаешь, ну как я Горелова - то оставлю». Сергей Иванович тоже отмечает, что когда работаешь в
одной команде с надежным
и ответственным напарником,
то и результат очевиден, и на
душе спокойнее. А спокойствие
для водителя автобуса - самое главное. По словам мужчин, водители
автобуса должны не просто
«рулить» уметь и в технике разбираться, но
еще и особым
складом характера обладать -
сдержанностью,
терпеливостью. Ведь ситуации разные бывают, поэтому девиз любого водителя пассажирского автотран
спорта, за спиной которого
люди, звучит примерно так: «Спокойствие, только спокойствие».
Как известно,
залог успеха любого
предприятия - дружный
коллектив. Это высказывание актуально и для МУП «ЦПАТП» города Искитима.
Здесь каждый цех, каждый
специалист - как звенья одной
цепи. Если кто-то
один не успел выполнить
свою операцию или сделал ее не
качественно, то другому тоже
не повезло. Ремонтно-механическую мастерскую смело можно
назвать одним из
главных звеньев всего
предприятия. Сегодня пассажирское автопредприятие
имеет парк подвижного состава в количестве
35 единиц транспортных средств,
обслужи
вают которые 38
специалистов - слесари, токари, фрезеровщики. Возглавляет ремонтно-механическую мастерскую
Олег Греков. Правда,
начальником Олег Петрович
стал не сразу.
На предприятии он трудится
более двадцати лет. Начинал восхождение по «карьерной лестнице» с
должности слесаря, одно время водителем работал, но, по признанию самого Олега
Петровича, работать с железом, собирать и разбирать двигатели, другие механизмы
ему больше нравится. Снова стал слесарничать, со временем его назначили бригадиром
механиком, а затем и работу всех
цехов мастерской возглавил.
«Высококлассный специалист, - говорит об Олеге Грекове
главный инженер предприятия Андрей Юрьевич Дятлов. - Все умеет. В мастерской 14 цехов и специфику работы каждого из них он
знает досконально. А еще Олег Петрович очень ответственный сотрудник». Сам Олег
Греков признается, что
ответственное отношение к делу
ему еще родители привили. Олег Петрович родился и вырос в сельской местности и
в большой семье, так что к труду с малолетства приучен. Владислав Берсенев работает слесарем
в МУП «ЦПАТП»
города Искитима 22 года.
Сначала его должность звучала так -
слесарь - ремонтник. Сегодня он
- слесарь - агрегатчик. «Я отвечаю за
пневматику и гидравлику.
Для «непосвященных» объясняю - за
то, чтобы тормоза на автобусах всегда в исправном состоянии были, - смеется
Владислав Николаевич. - Автопарку нас
далеко не новый, так что работы специалистам мастерской
хватает. Какие-то запчасти мы сами делать умеем - токарный цех у нас достаточно
хороший. Какие-то закупать
приходится. Работа сложная, но современное оборудование
нам в помощь,
теперь и компьютерная диагностика
нам доступна».
По словам главного инженера
Андрея Юрьевича Дятлова, Владислав Берсенев тоже профессионал
своего дела с большим опытом
работы. При этом легко и быстро
осваивает какие-то новые методы и
технологии, постоянно повышает уровень
своего мастерства. Ведь сегодня
требования к представителям рабочих профессий постоянно
растут: надо и специальные компьютерные программы знать, и современное
оборудование осваивать.
«Компрессоры, краны,
двигатели, распределители...» - сыплет
профессиональными терминами Владислав Николаевич, проводя
для журналистов небольшую экскурсию по своему цеху. Для «непосвященных» все это звучит сурово и
непонятно. Осознаешь лишь одно - работа слесаря,
да еще и
автотранспортного предприятия, требует абсолютной точности и
мастерства ювелира. Ведь это не
только всегда исправные
тормоза. Это -
жизнь и безопасность пассажиров.
Сергей Бухарцев
и Вячеслав Орешников
- золотая молодежь
ремонтномеханической мастерской.
В хорошем смысле этого
слова. Их участок также один из
самых сложных и
ответственных - Сергей
и Вячеслав занимаются
диагностикой автомобилей. Сергей Бухарев по
образованию автомеханик, на
предприятии работает три года. Признается, что был момент, когда уходил с МУП «ЦПАТП»,
но потом вернулся. «Во-первых,
я люблю свою
работу, во-вторых, понял, что официальное трудоустройство в наши дни
тоже дорогого стоит. В-третьих, когда мне позвонили и сказали, что для
нашего цеха новое оборудование приобрели, которое позволяет быстро и
качественно находить причины неполадок в автомобиле, поставить правильный
«диагноз» сломавшемуся
автомобилю, мне интересно стало.
Предложение вернуться принял с радостью».
Говоря об умении работать в
команде, все, и особенно
водители, отмечают, что очень
многое зависит и от кондукторов - от их
умения общаться с людьми, поддерживать в салоне автобуса атмосферу
доброжелательности. Ведь пассажиры они тоже
разными бывают, а водителям нервничать
нельзя. Как говорилось выше, их девиз:
«Спокойствие, только спокойствие».
Действительно, рабочий
день многих из нас
начинается именно с общественного транспорта.
И вот заходим мы в автобус, порой не выспавшиеся, в
плохом настроении. И даже не задумываемся, что кондукторы, как и водители, давно
уже на ногах. Зимой свои будильники они заводят на четыре утра, летом могут позволить
себе поспать чуть подольше. Но
в половине шестого
- все они уже на работе. А
«домой», в гараж, автобусы возвращаются
в десять вечера, а то и позже.
Елена Цвык работает
кондуктором с 1994 года. Говорит,
сначала думала, что устраивается в МУП «ЦПАТП» временно, но, как показала жизнь, нет ничего более постоянного, чем временно
принятое решение. «А мне
нравится моя работа, - признается женщина. - Хоть и тяжело
порой бывает. Зимой,
в сильные морозы, руки стынут,
пока пассажирам сдачу насобираешь, летом душно в автобусах». Рассказывает
Елена Михайловна и о
двух ситуациях, когда,
казалось бы, все,
ДТП не избежать.
Но тут же
добавляет: «Водители у
нас - профессионалы своего дела. Благодаря их мастерству
беды и не случилось. Даже на наших дорогах с ними не страшно». За двадцать лет
Елена Цвык работала на самых разных маршрутах. При этом отмечает, что
практически у всех
кондукторов есть «свой», любимый маршрут. У
Елены Цвык
это -
«четверочка». Говорит, что пассажиры на этом маршруте, как
правило, все общительные, улыбчивые.
А у
Татьяны Плескачевой, которая трудится здесь
с 1997 года,
любимый маршрут «двоечка». В свое
время Татьяна Васильевна
окончила медицинское
училище. Правда, по специальности так и не поработала.
Трудилась воспитателем в детском садике - на ясельные группы тогда брали
специалистов с медицинским образованием.
Когда такие группы сократили,
пришлось и место работы поменять. Смеется, что навыки, полученные за годы
работы в детском садике, и сегодня
пригождаются. «Нет, нянчиться с пассажирами, конечно же, не
надо, но порой
с ними, как с детьми общаться приходится, - рассказывает
женщина. - С кем-то пошутишь, кому улыбнешься, глядишь и
настроение у человека поднялось».
По словам Елены Цвык и Татьяны Плескачевой, водить
автомобили они не умеют, но День работников автомобильного транспорта
считают своим профессиональным праздником. И вполне заслуженно. Ведь День работников автомобильного
транспорта - это
праздник водителей, рабочих,
инженерно-технических работников и служащих, руководителей
автотранспортных и пассажирских автопредприятий,
ученых отраслевой науки и
преподавателей учебных заведений. В решении
всех задач, стоящ их перед отраслью,
неоценим опыт ветеранов автомобильного и пассажирского транспорта, отдавших любимой профессии лучшие годы жизни.
Все они как звенья одной
цепи. А в МУП «ЦПАТП» города Искитима - слабых звеньев не бывает.
Оксана Паньковская,
фото автора.
Конкурент. - 2016, № 42
(1279) (28 окт.). - С. 8,9.