МУП
"ЦПАТП": профессиональный праздник настоящих профессионалов.
Отдаленный Ложок, живописная «Шипуниха»,
густонаселенный Южный микрорайон, Зеленая горка и Киевская - все это Искитим. А единым и работоспособным организмом наш город делают
транспортные артерии - маршруты автобусов. Вот уже 68 лет перевозкой пассажиров
занимается МУП «1_1ПАТП». 28 октября коллектив «центра пассажирских и
автотранспортных перевозок» отмечает профессиональный праздник, а это еще один
повод вспомнить славную историю, отметить успехи настоящего и взглянуть в будущее.
Славные вехи истории.
Автотранспортное хозяйство N4
(ныне МУП «ЦПАТП»)
образовалось
24 октября 1948
года и было одним из первых автомобильных предприятий
в городе. Парк автомашин
тогда составляли 14
грузовых автомобилей марки ЗИС-5 и
пять лесовозов. Потребность в грузовиках
постоянно росла, а
потому хозяйство планомерно
расширялось и уже через пять
лет переехало с небольшой
базы на Вокзальной на
улицу Пушкина, где
и было создано АТП-18. Парк автопредприятия пополнился автобусами ПАЗ для
пассажирских перевозок. В 80-е годы была построена современная производственная база: гараж на
несколько десятков автомашин со
всеми бытовыми помещениями,
мастерские. К 90-м годам ПАТП
- так стало называться AXT-18
- выросло в мощное
предприятие, обеспечивавшее
более 10
городских и
24 сельских маршрута.
В марте 1992 года предприятие возглавил Владимир
Александров. В труднейшее
для страны время он сумел сплотить
коллектив, найти экономические рычаги,
которые позволили предприятию не только устоять на ногах, но и улучшить
финансовое положение. Была создана
сфера социальных услуг:
столовая, медпункт, новые
корпуса, активно проводились ремонты
и переоборудование кабинетов.
В 2010-м
году в структуре предприятия произошли
изменения: образованы Центр
пассажирских и автотранспортных перевозок, который
обслуживает городские и
дачные маршруты, и
Пассажирское и автотранспортное предприятие N1, которое
обслуживает маршруты по Искитимскому району. После ухода на заслуженный отдых Владимира
Александрова директором ЦПАТП
назначен Федор Богатов,
а 19 марта
2013 года новым руководителем
искитимского
пассажирского автотранспортного предприятия стал Сергей Шевченко.
Транспортной системе Искитима - развиваться.
30 марта
2016 года исполняющим
обязанности директора МУП
«ЦПАТП» был назначен заместитель директора
Сергей Лукьяненко, а
27 апреля он стал
директором предприятия. По
словам Сергея Михайловича,
его основной задачей был
вывод предприятия из кризиса. «Жители
Искитима могут быть
спокойны: городской транспорт продолжит
функционировать в нормальном
режиме, - отметил
Сергей Михайлович. -
Сокращать убытки будем за
счет внутренних резервов и оптимизации
расходов. В числе первоочередных задач:
обнов
ление парка автобусов,
повышение качества обслуживания населения, улучшение
социально-бытовых условий работников и рост заработной платы. Постараемся сделать все, чтобы муниципальный транспорт
в Искитиме
развивался, а не умирал». Сегодня
пассажирское авто
предприятие -
это 35 единиц транспортных средств.
Автобусы обслуживают всю
маршрутную сеть Искитима: 14
городских и пять пригородных
маршрутов, три из которых - дачные. В сутки
предприятие перевозит более 12
тысяч пассажиров. ЦПАТП имеет
автостанцию, автостоянку, центр
технического контроля и справочную службу.
Производственная база предприятия располагает всем
необходимым комплексом административнобытовых,
производственных и хозяйственных построек,
обеспечивает
полную потребность в техническом обслуживании,
ремонте, хранении подвижного состава
и создании надлежащих условий для
работы персонала. На предприятии
обеспечивается
полный технологический цикл по
эксплуатации, техническому обслуживанию и
ремонту автобусов. Но самое
главное - здесь сохранен опытный
работоспособный коллектив.
Предприятие стало родным
И в
снежный буран, и
в изматывающую жару
без выходных и праздничных
дней на улицы Искитима выходят
автобусы. Их бесперебойную работу обеспечивают около
двух сотен сотрудников
ЦПАТП. Это водители
и кондукторы, слесари
и токари, контролеры и
автозаправщики, и многие другие, кто своим трудом славит предприятие.
Стоит только сказать,
что работники предприятия неоднократно
награждались почетными грамотами
министерства транспорта
Новосибирской области и
администрации Искитима, более
30 человек имеют звание «Ветеран труда».
Водитель Рафаиль Агафуров пришел в
ПАТП в 1983 году. Еще в школе
он решил стать
шофером, а потому
окончил курсы военных водителей
при школе ДОСААФ. В армии только
утвердился в своем выборе. После
службы получил категорию D и пришел в ПАТП.
Прекрасно помнит свой
первый маршрут - «девятку» в микрорайон Ложок.
До сих пор
он вызывает особые
чувства, хотя с тех пор Рафаиль Мансурович успел поработать везде.
Говорит, главное - уважение
к людям и доброжелательность, а еще - постоянное
самообразование.
- Когда я устроился сюда на работу, ничего
толком не умел,
- рассказывает Рафаиль Агафуров. - Одно
дело - вождение автобуса, другое
- поддержание его технического
состояния. Но у меня
был хороший наставник
- Анатолий Язов.
Во время ремонта он
мне все показывал, рассказывал, давал своевременные
советы, которые до сих
пор необходимы. Но что-то постоянно
приходится узнавать самому.
Сейчас ведь техника совсем
другая, пока во всем разберешься... Семь
лет назад в «ЦПАТП» следом за Рафаилем Мансуровичем пришла работать его
жена Татьяна, а
потом и их
сын Рамиль.
Так что теперь предприятие
стало родным для
всей семьи, общий стаж работы которой
здесь уже приближается к полувеку.
Хозяйки
Когда в
салоне автобуса - настоящая хозяйка,
тогда и людям приятнее, и
водителям спокойнее. Кондуктор
ведь не только билетики продает,
но и помогает
пассажирам войти, объясняет как
проехать до той или иной остановки, следит
за порядком. А чтобы
все были довольны,
нужно всегда улыбаться. В этом
уверена кондуктор Елена Цвык. Она в ЦПАТП с 1994 года.
Сначала думала, что
эта профессия -
временная, только трудности
переждать, но потом оказалось, что ни
о какой другой и думать не хочется. За время работы
Елена Цвык изучила
все маршруты,
ведь выбирать не приходилось.
Однако самый любимый -
«четвертый». Здесь люди добрее,
душевнее.
Сейчас машины
есть практически в каждой семье.
Тот, кто садится за
руль, уже считает
себя причастным к Дню автомобильного транспорта.
Елена Цвык
также считает его
своим профессиональным праздником, хотя быть
водителем не хочет. Говорит, столько за день наката
ешься на
автобусе, что и
думать о своей машине
не хочется. Тем более, опасно это. Вот в автобусе совсем не
страшно: во-первых,
полностью доверяешь
водителю, а они на
предприятии - асы. А
во-вторых, габариты пассажирского
транспорта внушительны.
Даже если
попадешь в аварию, только испугаешься. А попадать
в неприятные ситуации
на дорогах за
свою карьеру Елене Цвык приходилось. Однажды
еще на «восьмом» маршруте из Шипунова
ехали. За кинотеатром Маяковского
тогда была старая
железнодорожная линия нерегулируемый переезд.
И так уж
случилось, что тепловоз выскочил
прямо передавтобусом.
Водитель успел затормозить
и пропустить поезд перед .самым
носом. А второй раз
только от поликлиники
на Южном отъехали, стали заворачивать
на трассу, как
в тумане промчалась машина
с погашенными фарами. И
тоже опыт водителя помог
избежать аварии. «Так что
водители у нас - самые лучшие», - говорит Елена. Рабочий день
водителей и кондукторов
начинается ни свет,
ни заря. Около пяти
утра надо уже ждать
дежурного автобуса, который
довезет до предприятия, а в
половине шестого выезжать на
линию, предварительно проверив
машину, приведя салон
в порядок, вытерев пыль
с сидений и
поручней. А заканчивается
работа только около
десяти, а то и еще позже, в зависимости от маршрута. Но в ЦПАТП - очень трудолюбивые
сотрудники, которых такие трудности не пугают. Татьяна Плескачева пришла
на предприятие почти десять лет назад.
Сначала была кондуктором, сейчас - контролер. Она признается, что
работать в постоянном контакте с
людьми непросто. У каждого
свой характер, у каждого -
проблемы. Но она
всегда могла найти подход ко всем пассажирам. А
любимым маршрутом для нее всегда был «второй».
Люди здесь
ездят интересные, самые веселые и
добрые.
Мастер на все руки
Уже более
20 лет работает
на предприятии Олег Греков.
Про него говорят - он может
все! Не случайно ему и доверили
возглавлять один из самых важных участков
на производстве - ремонтномеханические мастерские. Сам Олег
Петрович родом из деревни.
В 14 лет
уже молотил
пшеницу на
комбайне. А если что-то
ломалось, помогал ремонтировать. Говорит,
к «железу» тянуло
всегда. Как переехал в Искитим
- пришел в ПАТП слесарем. Потом был
водителем, но руководство все-таки
настояло на возвращении в мастерские.
- Наши
ремонтно-механические
мастерские - один
большой слаженный организм, - рассказывает Олег
Греков. - У нас есть целый ряд цехов, связанных производственной необходимостью. Например,
встает машина на ремонт,
снимают двигатель... Его же невозможно
починить в одиночку, только
всем вместе: моторный цех
за свою работу отвечает, токарный
- за свою и
так далее. В
результате собственными силами
производим ремонт. Какие-то детали, конечно, приходится покупать,
но большую часть делаем сами.
Спросить у интернета
Невозможно сказать,
какой цех в ремонтных мастерских
самый важный. Здесь
ответственность за отличную
готовность транспорта общая. И
все это понимают. Слесарь-агрегатчик Владислав Берсенёв, например, отвечает за
гидравлику и пневматику
автобуса. То есть
за то, чтобы он вовремя тронулся
с места и вовремя остановился. На
этот участок слесаря
Берсенева
назначили не случайно. Во-первых, за
плечами у него был
большой опыт, а во-вторых, человек он очень ответственный. Рабочий день
ведь с восьми
до пяти, суббота-воскресенье - выходные. Человек
отдыхает, а автобусы работают, а значит могут и
сломаться. И если такое случается, Владислав
Николаевич никогда не отказывает
в помощи.
Гидравлическое и
пневматическое оборудование в автотранспорте очень
специфичное. Здесь надо не только в этих аппаратах досконально
разбираться, но и постоянно
учиться. Техника ведь не стоит на
месте. Вчера были примитивные
гидравлические приводы, а
сегодня без ин
тернета не разберешься.
- Чтобы
идти в ногу
со временем, дать возможность постоянно повышать
свой уровень, консультироваться в
интернете мы
провели в
ремонтных мастерских Wi-Fi, - рассказывает главный инженер Андрей Дятлов. - У всех
работников есть планшеты,
смартфоны или
ноутбуки. Если чего-то человек
не знает, он всегда может спросить у
интернета. Это очень экономит
и время и силы.
Диагностика - основа
успеха
Сердце ремонтных
мастерских - диагностический
центр. От того, насколько здесь быстро и
правильно установят причину
неисправности, зависит итог
работы.
- Сейчас
ведь автолюбители чаще всего
борются со следствием,
а вот причину
установить бывает непросто, - рассказывает Сергей Бухарцев. - Системы в машинах сейчас
непростые, напичканные электроникой.
Здесь без специальной аппаратуры
и, конечно, крепких знаний
и опыта не обойтись.
Сергей -
молодой специалист, но вот
опыта ему не
занимать.
Автомеханика -
это не только его
образование, а призвание. Когда три
года назад его
пригласили в ЦПАТП, чтобы организовать
диагностический центр, ни минуты
не сомневался. Мало того,
что официальное трудоустройство, все
социальные гарантии, еще
ведь и предприятие крупное, есть где
развернуться. А помимо ремонта
автобусов, можно еще и
оказывать услуги населению.
Бывает, жители
города пригоняют автомобили
просто на диагностику,
да тут и
оставляют. Лучшей базы для
ремонта ведь не найти.
На СТО просто
скажут, какие детали
заменить, а там приходится самому
крутиться, искать подходящие.
А здесь все сделают
на месте, без
лишних хлопот. Да и доверие
к профессионалам ЦПАТП
- хорошая искитимская традиция.
Наталья Кривякина.
Искитимская газета. - 2016, №
42 (11352) (27 окт.). - С. 2,3.