Десять  километров  молитвы.

«Ну  и  зачем  тебе  это?»  -  задавали  мне  один  и  тот  же  вопрос  все,  кому  я  объявляла,  что  собираюсь  14  июня

участвовать в крестном ходе от центра Искитима д о Святого источника в Ложках.  «Я хочу понять...» -  «Что понять?!»

-  «Понять,  зачем люди  это делают».  14  июня  было жарко.  Я прошла  эти  10 километров  под  палящим  солнцем.

И  это не  просто  совместное  «шагание»  по дороге,  это  путь-молитва.

СБОР назначен у храма в честь иконы Божией  Матери  «Владимирская»  (часовня  на Комсомольской  площади).  Три  девчонки, смеясь, плещутся в струях фонтана, который появился  здесь совсем  недавно.  Длинные юбки,  береты  и  широкополые  шляпы,  а на ногах  -   кроссовки.  Видно  сразу,  что  девчонки тоже с нами.

Буквально десять  минут длится  служба  в храме, а выхожу на улицу и даже присвистываю от удивления -  площадка вокруг храма заполнена народом так, что некуда упасть даже тени от ветки. По примерным подсчетам,  в  этот день  в  крестном  ходе  приняло участие около полутора тысяч человек.

Во второе воскресенье после Троицы Православная Церковь отмечает соборный день памяти всех святых, на земле Русской просиявших. В этот  день крестный ход «За духовное возрождение России» является в Ис­

китиме традиционным и ежегодным. Идем  красиво.  Впереди  грузовичок с  походной колокольней -  перезвон колоколов сопровождает нас всю дорогу. Далее -  крепкие мужики с хоругвями. Следом -  детишки и тоже с хоругвями, но поменьше, сообразно силе и росту.  Двумя рядами, в зеленых с

золотом облачениях, идут священнослужители, прибывшие из храмов Искитима, Бердска,  Новосибирска.  Людскую  массу  возглавляет Преосвященнейший Лука, епископ Искитимский и Черепановский. Сзади движутся автомобили -  если нет сил идти, можешь сесть и ехать, не возбраняется. И замыкает шествие машина с пластиковыми бочонками  со  святой  водой.  Вдоль  всей  колонны  буквально летает отец Василий  Бирюков, настоятель Преображенского собора г. Бердск с двумя  парнями-помощниками. У парней в руках по полному ведру с водой, отец Василий обмакивает в воду кропило, широко размахивается -  ха! - и над смеющейся толпой сочным веером брызг летит святая  вода,  окропляя  и освежая  одновременно.  «И нас!  И нас, батюшка!» - кричат звонкие голоса, и батюшка не жалеет водички.  А потом бежит дальше.  «Лыжню! Лыжню!» - слышен его веселый голос.  Идем так широко, что заняли всю улицу Пушкина, потом Советскую. Но автомобили спокойно уступают нам дорогу, стоят у обочины. Женщина вышла из-за руля  серебристого джипа и  осеняет себя  крестом.  Крестится загорелый дочерна парень в красной футболке.  Люди  выходят из домов,  выглядывают из-за заборов. На крыльце магазинов стоят покупатели и продавцы. Бабушка в халате у ворот своего дома -  резные наличники,  резьба  под крышей  -  тоже  крестится, а у ног ведро с холодной водой и чистый ковшик: «Водички холодненькой кому...»

Стоит, пока за поворотом не скрывается последний из колонны.

В Индустриальном, в храме в честь иконы Божией  Матери  «Неупиваемая  чаша»  еще один молебен. Здесь, воспользовавшись короткой передышкой, люди пьют воду, отдыхают на скамейках.

- Откуда вы?  -  обращаюсь к двум девочкам лет десяти в традиционных русских сарафанах.

-  Из Бердской  Православной  гимназии,  - смотрят на  меня  из-под шляпки  огромные любопытные глаза.

- Знаете, что идем к Святому источнику?

- Знаем.

- Уверены, что пройдете?

- Уверены.  Мы и в прошлом году ходили.

- А что вам известно о святых источниках?

- Святые источники  появляются  в  разных местах после определенного знака Божия, показывая всем, что это место отмечено особым событием и поэтому оно святоот часто вам приходилось слышать от 12- летней девочки настолько правильную и чистую  русскую  речь без  смущения,  хихиканья и «уличных» словечек?

Обращает на себя внимание высокий парень  с  внешностью  былинного  богатыря. Знакомимся  -   Юрий,  приехал  из  Новосибирска с друзьями. В крестном ходе «За духовное возрождение России» участвует с 2012 года. Ранее ход начинал идти от Бердска, в 2015 году решено сократить путь из-за закрытого в  Искитиме  путепровода,  чтобы  не создавать на перегруженной федеральной трассе проблем для движения транспорта.

Путь от  Бердска до Святого источника составлял 30 км.

- Это возможность помолиться вместе со всеми,  прежде всего. Это возможность отдать дань памяти всем замученным в лагере, который ранее находился в Ложках, - это мнение Юрия о смысле его участия в крестном ходе. А вот и  еще одна  красавица в сарафане, лет двадцати, зовут Ирина. Приехала из Новосибирска. К сарафану -  белая рубаха, платочек на голове и лента в косе ярко-зеленого цвета молодой березовой листвы.

- Для какой же цели сшили вы такой красивый сарафан?

-  Я  в  нем  на  вечорки  хожу))  У  меня  есть знакомые  с  казачьей  заставы,  вот они  вечорки проводят, я и прихожу. Десять километров для Ирины не проблема. Она спортсменка -  лыжница, и пятнадцать на лыжах пробегает легко.

- И по жаре спокойно дойдете?

- Бог поможет.

Знакомлюсь  еще  с  одной  женщиной.  Ей восемьдесят лет,  зовут Лидия  Федоровна. Приехала из Сочи в Бердск на жительство к сестре.

- Что дает Вам участие в крестном ходе?

- Благодать. Очищение. Душа радуется.

Очень много семей с детьми в колясках и даже  на  руках.  Вот  бодро  вышагивает  совсем молодая девушка, рядом с ней -  женщина в возрасте катит коляску, из коляски, заботливо  прикрытой  для  создания  тени, торчат только ножонки в синих сандаликах.

-  А  вы  так  и  пойдете  с  коляской  все  10 километров? -  удивляюсь я.

- Конечно, - девушка улыбается моей бестолковости.  -  Я  и  беременная  была,  тоже ходила.

Человека в коляске зовут Алексей. То спит, то не спит, но ведет себя смирно.

- А это от родителей зависит, как ребенок будет вести себя на службе, - поясняют мне,

-  если  родители  с  вечера  готовились,  настраивались,  то  и дитю  настрой  будет  передан.

Анастасия вместе с бабушкой (Алексею она уже прабабушка), мамой, братом, двоюродной сестрой приехали из Казахстана  -   специально  для

участия  в  этом  крестном ходе.

- Для чего вам это?

-  Побороть  свои  страхи, внутренние  переживания, получить положительный настрой  -  чтобы жить дальше полноценно и спокойно.

На протяжении всего хода люди речитативом пели-читали  молитву:  «Господи, Иисусе  Христе  -   сыне  Божий, помилуй нас».  Именно «НАС». И люди, приехавшие из  разных  городов,  многие видевшие друг друга  впервые,  слова молитвы пропевали так слаженно, как будто  невидимый дирижер  руководил ими. Запевали мужчины -  женщины подхватывали. Опять мужские басы -  и женские слаженные голоса следом.  В районе Шипу-

ново я поймала себя на том, что мысленно пою вместе со всеми.

- Я за всех иду помолиться, - рассказывает моя очередная собеседница Людмила,  - за себя, за детей своих, за внуков, за Россию.

«... помилуй НАС!..»

Очень жарко. Поддаваясь общему настрою, ноги идут легко, но усталость уже чувствуется.  Вот впереди шагает Надежда Тимофеевна, женщина немолодая. В шелковом платке ей не очень комфортно.  Но уже кто-то где- то находит шляпу с полями. И  Надежду Тимофеевну от солнца спасли,  и  просили  не беспокоиться  насчет  возвращения  шляпы владельцу.

А парни с ведрами воды неутомимо, рысцой, снуют вдоль подрастянувшейся уже толпы.  И  батюшки,  сменяя друг друга,  окропляют  людей  кто  кропилом,  а  кто  и  просто пучком березовых веток. Зелено-золотые облачения мокры по пояс. А люди протягивают  руки  и  смеющиеся  лица  навстречу живительным  брызгам.  Проходим  коттеджи Шипуново,  и молодой мужчина,  видя такое дело, быстренько протягивает через забор

шланг и, сам получая от этого удовольствие, щедро плещет кому на пыльные ноги, а кому и поверх голов.

Вдоль всего пути присоединяются  и  присоединяются люди с иконами. Двое парней вынесли  из  ворот домовые  иконы  -   большие,  в  резных деревянных окладах -   и теперь вышагивают в первых рядах.

И  как-то  незаметно -  показывается  из-за высокого холма храм в честь Новомученников и Исповедников Российских. Колокольный перезвон походной звонницы на машине сменяется густым, солидным, сочным звоном колоколов храма.

Святой источник. Дошли.

На площадке у источника проходит молебен.  Слова  молитвы  выпевают  все:  уставшие священники, мужики, плотнее сжавшие хоругви в потных руках, девушки в пыльных сарафанах,  и  даже  старушки  приободрились.  Мы дошли,  мы сделали  это,  мы  сделали это все вместе.

А  потом  -   кто  в  купальни,  кто  просто  по колено босыми ногами в источник. Ледяная вода обжигает ступни,  но сейчас она -  благодать.  И благодать на душе.  И  радуют накрытые для всех столы с гречневой кашей и чаем. «Кому добавки? Добавки кому?» - кричат молоденькие девчонки с поварешками. Народ рассаживается тут же компаниями в траве  или  встает у столов.  Напротив  меня за  столом  серьезный  мужчина  лет  десяти

степенно ест кашу пластиковой  ложкой  из пластиковой тарелки.  Ни  крупинки  мимо  и никакой суеты. Хотя шел весь путь и пел весь

путь.

- Сами откуда будете? -  завязывает беседу с высоченным дядькой в очках, стоящим рядом с ним.

-  Из Новосибирска.

-  А я  местный.  Первый  раз  крестным  ходом идете?

- Нет, ходил уже.

-  И  я  ходил.  В  следующем  году  опять  с нами пойдете?

- Обязательно.

В  отличие  от  них  я  не  знаю,  пойду  ли  в следующем  году.  Все-таки  для  организма это серьезное испытание. Но для чего люди это делают, я теперь знаю. «Помилуй НАС!..»

Когда за тебя одновременно молятся полторы тысячи человек -  это тоже серьезно.

Евгения  СВИТОВА

фото автора