Черниговский  мед

Прямые потомки первых переселенцев из Черниговской области, основателей села Преображенка Искитимского района, живут на земле своих предков. Надежда Копыч бережно хранит вышитый больше ста лет назад «орластый» рушник, ничуть не растерявший яркости своих красок. А Николай Овсянников, прямой родственник семьи Крисковец, угощает приезжих тягучим ароматным медом с собственной пасеки.

Начну по порядку. С Еленой Ивановной Кобзаренко, учителем русского языка и литературы Преображенской средней школы, мы познакомились совсем недавно - в ноябре 2014 года. Но запомнилась она мне сразу и навсегда. Вернее, даже не столько сама Елена Ивановна, а то, чем она увлекается с детства и что в итоге стало делом всей ее жизни. Она создала музей истории своей малой Родины. Началось все с нескольких старых глиняных крынок, а теперь в обычном школьном классе хранятся все 105 лет жизни села. Садись на деревянную лавку и разглядывай: потемневшие зеркала в резных рамах; картины, вышитые руками прабабушек; часы-ходики, ухваты и ступы, чугунные утюги, медный подстаканник с портретом Сталина. Глядя на отдельный предмет, даже не сразу понимаешь - что это, настолько вычурна его форма и непонятно предназначение для человека современного. Вот маленькое деревянное корытце, один в один похожее на то, какое рисуют на иллюстрациях к «Сказке о рыбаке и рыбке» - даже трещина имеется как на картинке. Стирать в нем как пушкинская старуха? Маловато оно для этого. А рядом..от как описать?., металлическая плоская буква «т»,  поперечная палочка широкая и округлая, похожа на полумесяц, и края это «месяца» смотрят внутрь. Немножко на оружие похоже. А это, оказывается, секач. И этим секачом в этом корытце мелко-мелко рубили мясо для пельменей - мясорубка получается. Музей Елены Кобзаренко имеет официальный статус,  на его техническое оснащение она выигрывала несколько грантов.  В этом музее  проходят уроки по истории  родного села,  мероприятия с изучением  народных традиций. Преображенским детям в этом отношении повезло - одно дело слушать рассказ о каких-то далеких и от этого чужих людях, пришедших пешком из Чернигова в Сибирь в 1910 году, и совсем другое дело - глухой звук, который издает тяжелое ржавое ко­

ровье ботало в твоих руках, пластинки с песнями, под которые танцевала твоя мама, и елочные игрушки, которые в войну своими руками сдела­

ла твоя бабушка, потому что других игрушек не было, а праздника хотелось.

Где же Елена Ивановна ищет экспонаты для музея?

Многое принесено жителями Преображенки. А некоторые вещи она находит в той части села, которую все местные называют «старая деревня». Это дома,  построенные в 1940-50 гг. Есть еще более старая часть деревни, она называется Заречкой, но в силу своей заброшенности эти земли с недавних пор используются под дачные поселения. Вряд ли дачники будут сохранять для Елены Ивановны ржавые раритеты. А вот жители «старой деревни» об увлечении учительницы прекрасно знают и, выкопав при посадке картошки очередную железяку, обязательно сохранят до ее прихода. В очередной поход по «старой деревне» с Еленой Ивановной напросилась и я.

Родилась Елена Кобзаренко здесь, в Преображенке. Родители жили в новой части села, а она здесь - в старой. Ухаживала за больной бабушкой. И самое яркое ее детское воспоминание - мягкая-мягкая трава на деревенских улицах.  Машины здесь тогда не ездили,  колесами колеи в дорожной грязи не выбивали. Поэтому улицы были ровные и сплошь поросшие низкой такой шелковой травкой -  конотопом и аптечной душистой ромашкой. По этой травке и бегала Лена в школу - сейчас на месте деревянной школы только тополя да несколько ранеток от бывшего школьного сада и опытного участка, в котором руками детей выращивались все овощи и ягоды. Строили ее в 30-е годы, приняв решение на общем собрании, и строили

силами самих жителей села. Прекратила школа свое существование в 1979 году - ученики перешли в новое здание на территории новой части села. А напротив школы, через дорогу, по которой когда-то не торопясь шагала лошадь с телегой и дремлющим возницей, было большое-большое озеро. В нем разводили карпов - таких огромных, что они в ведро не помещались. Сейчас озеро высохло полностью, и чуть напоминает о нем лишь болотистый запах от гигантских размеров чаши, заросшей травой и тальником, которая когда-то служила озеру ложем. В «старой деревне» сейчас живут в основном переселенцы из более крупных населенных пунктов, которым пришлось в силу разных жизненных обстоятельств поменять жилье на «домик в деревне». Но есть и те, кто имеет непосредственное отношение к основателям села. К ним и пойдем.

Хозяева первого дома, к которому мы подходим – Нина и Владимир Штейнмец - переехали в Преображенку в 1991 году. Дом, в котором они живут, построен в 1940-е годы. Сложен дом из распиленных пополам стволов сосен, а между бревнами для тепла проложен мох. Поверх уже более поздние наслоения пакли и даже строительной пены, но кое-где в щелях еще видна желтовая сухая спутанная канитель - старый мох больше 70 лет бережет тепло в доме. Стоит дом на улице Пролетарская. Улиц в «старой  деревне»  всего две - вторая называется Центральная. И появились таблички с названиями только в 90-е годы, раньше и так обходились-дома знали по фамилиям хозяев. Перекапывая в огороде землю, хозяева находят то «полкопейки» (была такая монета), то стеклянную чернильницу, то алюминиевый клепаный бидон нашли - раньше их использовали для хранения керосина. На крыше, говорят, еще жива часть ткацкого станка. А во дворе, рядом с современной садовой тачкой, стоит старинная металлическая с железными колесами. Бидон и керамическую крынку Нина Владимировна презентует для музея, а железным раритетом на колесах они вовсю пользуются в хозяйстве, для них это обычная домашняя утварь. Хозяйство, кстати, серьезное - утки, куры, индюки, коровы, большой огород, свой

трактор -  скучать некогда.

В следующий дом мы не заходили, но на табличку на доме обратили внимание «Здесь живет труженик тыла 1941-1945». На старом дереве стены старая выцветшая деревянная табличка.

-Ветеранов войны у нас мало было,  - вспоминает Елена Ивановна, - а вот вдов много, и труженики тыла, считай, что все. Я еще школьницей была, когда мы на каждый дом такую табличку вешали.

Орластый рушник хранится в доме Надежды Ивановны Копыч. Перешел он к ней по наследству от мамы

- Анны Степановны.  Почему «орластый» становится понятно, стоит только взглянуть на рисунок вышивки. Двуглавые орлы - символ гордости, силы и власти - развернули крылья и вскинули хищные клювы. Опираются орлы на мощные хвосты, а над их увенчанными коронами головами - дом, также с символом короны на острие крыши. Предки Надежды Ивановны - переселенцы с Украины, из-под Чернигова, и рушник этот вместе с ними приехал Сибирь в 1910 году.

Заселение территории,  которое сейчас называют «старая деревня», началось в 1910 году. Сначала были первые «ходоки», а потом пришли и поселенцы, осевшие здесь уже основательно. Прибыли они из Черниговской  губернии.  Люди  стали расселяться по берегу реки, а название и река,  и деревушка получили одинаковое -  Поперечная.

Николай Овсянников, распахнувший  перед нами  ворота во двор своего дома, имеет самое непосредственное отношение к тем первым поселенцам.  Его жена - Наталья Григорьевна - правнучка Касьяна Пименовича Крисковец, сначала пришедшего в Сибирь «ходоком» на разведку, присмотревшего территорию для  поселения, а потом и привезшего сюда всю свою многочисленную семью.  Надежда Григорьевна продолжает жить в Новосибирске (она уже 40 лет работает психиатром, а общего медицинского стажа 46 лет). А муж ее переехал в «старую» Преображенку, когда умерли родители Надежды Григорьевны. Теперь он - житель «старой деревни» и хозяин пасеки с вкуснейшим медом.

Об истории своей семьи Надежда Овсянникова (в девичестве Крисковец) написала книгу. В стихах. Только представьте - история многих поколений, с фамилиями и именами, датами и событиями, написанная рифмованными строками. Титанический труд. Удобно устраиваюсь на провалившемся деревянном крыльце «родового гнезда» семьи Крисковец и записываю в блокнот историю рода, которую Надежда Григорьевна рассказывает мне по сотовому телефону.

Итак, в России объявлена Столыпинская реформа: крестьянам, имеющим малый надел земли или не имеющим его вовсе, можно заселять территорию Сибири, получая тем больше земли, чем больше в семье сыновей. Из-под Чернигова отправляются в Сибирь «ходоки» - посмотреть, что да как. Сре­

ди них Касьян Крисковец Плодородные сибирские земли и обширные территории мужикам нравятся и они отправляются обратно с тем, чтобы перевезти сюда на жительство свои семьи. Чем Черниговщина им не нравилась? Надежда Григорьевна в своей поэме пишет, что ее прадед Дмитрий был батрак, не имеющий коровы, зато имеющий шестерых детей, чтобы прокормить которых их матери  приходилось ходить побираться с сумой.

И кругом нищета, произвол панов и князьков. Надежда Григорьевна спрашивала свою бабушку Агафью, как так получилось,  что она в возрасте 19 лет вышла замуж за 35-летнего мужика Касьяна? «Так он богатый

был, а у нас семья бедная, батраки, вот и вышла замуж, чтоб с голоду не умереть...», - отвечала та.

Два года (!) на телегах (!) со всем скарбом, детьми и скотиной ехали переселенцы. Некоторые решили ехать налегке, поэтому добрались быстрее, в Сибирь уже тогда ходили поезда. Приехало 20 семей. Касьян приехал со своим братом Артемом и сестрой Полиной Ницук. Поселились здесь братья Марченко - Роман Семенович, Демьян Семенович,  Степан Семенович да Алексей Семенович.  Приехали Андрей,  Никифор и Федор Сухих.  Прибыла

семья Копыч - им земли полагалось мало, так как сыновей не было, только три дочери. В это же время приехали сюда на жительство семьи Ананченко, Рубец, Лебедко, Несиных, Недюха, Иващенко. Река бежала поперек местности, выбранной для заселения, вот и назвали и реку, и деревню - Поперечная. Это уже позже она была переименована в село Преображенка в честь праздника Преображения Господня.

Обустраиваться надо было быстро, поэтому работали дружно и помогали друг другу. Тем более, что мужики мастеровитые -  и пахать, и строить умели. Лес был, а кирпича для печей не было. Новые избы топились «по черному», дым выходил через отверстие в стене. Выкорчевали пни, распахали землю. А зимы в Сибири суровые! Зерно и саженцы, привезенные с Украины, оказались абсолютно не приспособлены к местным условиям. Два года озимые вымерзали, людям грозил голод, и народ запаниковал.

Хотели было податься жить в Славгород,  но началась эпидемия холеры, и туда их не пустили. Пришлось приспосабливаться и выживать

всем  вместе.  Народ еще почему дружно жил? Потому что все дети переженились,  и все семьи,  в итоге,  породнились.  Получилась вся Поперечная - одна большая семья.

Только начали жить, Артем Пименович Крисковец построил кузницу, мельницу - как новая беда. Раскулачивание. В один момент все отобрали и Артема Пименовича с семьей выслали в Нарым - комары, мошка, питались первое время только корнями растений. Где-то в тех краях Артем потом и сгинул безвестно. Касьян Пименович решил «правду искать». Пошел в Бердское воеводство, зимой, пешком, 35 километров. Правды, конечно, не нашел, но жестоко простудился и вскоре умер. Поскольку виновника «главного кулака» больше нет, его семью ссылать не стали. Отцу Надежды -  Григорию Касьяновичу - в 14 лет пришлось идти на заработки. Пас баранов в Алтайских горах, мыл золото, валил лес. Вернулся потом обратно в Преображенку, женился, пасечником был.

Надежда Григорьевна вспоминает, что говорили в семье только на украинском языке. В школе дети, конечно, разговаривали на русском. А как пели! До того голоса были красивые! Особенно славился Иван Степанович Ананченко.  Часто собирались все вместе, чтобы попеть-пообщаться.  У Григория  Касьяновича была какая-то особенная гармошка.  Рассказывал он, что когда-то дед Касьян купил ее старшему своему сыну -  Василию. Но когда все взрослые уходили в поле, младший сын -  Григорий - гвоздиком открывал футляр, в котором хранилась гармонь, вытаскивал ее, садился на крыльцо и наигрывал-подбирал мелодии. И вот как-то раз Касьян и говорит старшему сыну: «Ну, Вася, покажи, как ты играть научился». Вася гармонь

взял итык-мык. «Хм! -  говорит дед Касьян, - а ты, Гриша, умеешь играть?» Гриша взял гармошку в руки, да как дал на ней плясовую. «Бери,  Гриша, играй! Твоя гармонь». Так Григорий Касьянович и прошел по жизни с этой гармошкой.

Нет его уже сегодня в живых, и жены его, Пелагеи Александровны, тоже нет. Но дом продолжает жить. Шкафы, столы, комод - все их, еще прошлого века. На стенах их фотографии - Николай Иванович не снимает фотографии тестя и тещи из уважения к их памяти. В доме есть даже добротно сработанная деревянная лавка, привезенная еще с Украины в 1910 году. Это уже память о дедах. Ну, и вот пасека. Жужжат пчелы над ульями, носят мед - так же, как и пятьдесят, и сто лет назад.

Вот так, по раскаленной июльским солнцем деревенской дороге, уходим мы все дальше и дальше вглубь истории.  Пахнет горячей  пылью и травами,  а на губах еще долго сохраняется вкус меда - старого черниговского меда...

Евгения Свитова фото автора

Полная версия на сайте konkyrent.ru